Смоленск

Выпуск №4-134/2010, В России

Смоленск

Первой премьерой 231-го театрального сезона в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С.Грибоедова стал спектакль «Грех» по пьесе «Зыковы» М.Горького. Спектакль поставил народный художник Российской Федерации, лауреат премии Российской киноакадемии «Ника», лауреат премии «Театрал» Борис Бланк, который уже ранее сотрудничал с театром.

Спектакль назван в афише трагедией, но это скорее сцены о метаниях человеческой души. Главные герои, лесопромышленник Антипа Зыков (Олег Кузьмищев) и его семья, переживают каждый свои страсти.

Действие спектакля развивается среди высоких деревьев, сквозь которые проглядывает солнце, и напоминает своего рода лесную быль. Художник спектакля Светлана Архипова намеренно поместила деревянный купеческий стол, пианино, печку, пруд с лодкой и мостиком среди этого просторного лесного великолепия. Именно за деревьями или, точнее сказать, сквозь них, героям удобно подслушивать происходящее. И этим не гнушается никто. Целованьева подглядывает за Павлой и Софьей, прислушивается к разговору дочери и Антипы. Хеверн прислушивается к выяснениям отношений между Антипой и Павлой. Муратов следит за Михаилом, Павлой и Степкой. Да и сам Антипа начинает по ходу действия подглядывать, прислушиваться к изменениям, которые происходят в его доме. Складывается такое впечатление, что и зритель тоже подсматривает разворачивающуюся перед ним драму сквозь эти же деревья.

Именно деревья станут свидетелями сцены сватовства, где отец отобьет невесту у своего сына. Ведь Михаил (Андрей Шанин, Андрей Курганов) мало хорошего накопил, а отцу захотелось немножечко счастья. И сделка, предложенная Павле (Виктория Клевцова-Абакумова) и ее матери Анне Марковне (Ирина Голованова) на первый взгляд покажется всем выходом из сложившихся обстоятельств.

Под этими деревьями Хеверн (Николай Коншин) будет объясняться в любви Софье (Инна Флегантова), причем в четвертый раз, по его мнению. При этом педантичный немец, уверенный, что понимает загадочную русскую душу, считает, что все можно купить и рассчитать, а то, что он обкрадывает Антипу на десять тысяч в год, это просто коммерция.

В окрестностях ходят слухи о якобы романе Софьи и лесничего Муратова. Может быть, все бы и состоялось, но обстоятельства делают невозможным осуществление. У Муратова (Валерий Брыксин) своя позиция. Свою любовь к Софье он будет доказывать, споря и пикируясь с ней, но при этом принесет ей бумаги, подтверждающие махинации немца. А в последний момент будет бороться за свою любовь, предлагая Софье сделку. Впрочем, только во имя и ради любви, как ему кажется. Муратов считает, что Софья лучше относится к Шохину (Геннадий Черкашин), тот - «честный зверь», хоть и совершил, по долгу службы, преступление, но расплачивается за свой грех всю жизнь.

Именно среди этой лесной красоты Павла решит встать под сильную руку, чтобы никого не бояться, а потом опять-таки ради любви предаст мужа.

Режиссер намеренно выстроил спектакль так, что зритель видит изменения внутреннего состояния Антипы Зыкова от отчаянной радости в предвкушении чего-то нового в прологе, сопровождающемся старинной казачьей песней, которая и станет лейтмотивом всего спектакля, до полного отчаяния в финале, где танец под ту же песню будет уже сквозь слезы. По-своему он любит домашних и желает им добра. Но зритель видит: по-настоящему Антипе близка только сестра Софья, которая из-за отсутствия женского счастья все дела по ходу разворачивающихся событий берет на себя, становясь и экономкой, и приказчиком, и матерью для племянника. Именно сестра поймет, что нужно спасать брата, около которого великий грех ходит, нужно помочь Михаилу, который восхищается отцом, но ему тяжко от сознания того, что он становится причиной отцовских мучений.

Велика роль в доме Целованьевой, которая тоже живет согласно своей жизненной философии: со своими деньгами можно жить, как хочешь, свой целковый - родного брата дороже. А помыкать она может разве лишь Степкой (Ю.Чещевик), которая уже вышла из детского возраста, а окружающие смотрят на ее импульсивность и порывистость, как на игры несмышленого ребенка. Хотя именно Степка все замечает: и что Миша молодой хозяйке на ухо поет, и что Шохина блаженненькая донимает. Да и Целованьеву она называет бабушкой именно из-за этого. Когда я буду-то умной? - интересует ее.

Не случайно именно Степка принесет ужасную финальную весть о том, что в лесу Муратов застрелился.

Режиссер спектакля хотел поговорить со зрителями о том, что каждый может совершить свой грех. Маленький или большой. Но надо греха не бояться, а бояться надо печали - то есть расплаты за грех. Но об этом уже судить зрителю.

Фото Андрея Голубева

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.