Чита

Выпуск №4-134/2010, В России

Чита

Премьерой комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» открылся в октябре 71-й сезон Забайкальского краевого драматического театра.

Шекспир на сцене забайкальской драмы - гость нечастый. Последний раз он появлялся здесь в прошлом веке, а потому постановка Сергея Жаркова (режиссура и сценография) была ожидаема и оказалась неожиданной. Как выглядит рубеж XVI-XVII веков спустя более четырех сотен лет?

Пьеса названа автором в честь праздника двенадцатой ночи от Рождества, начало этого праздника приходится на вечер 6 января. Английский двор завершал рождественские игры и представления показом спектаклей, и комедия начала свою сценическую жизнь вскоре после написания, служа именно этой цели.

Из реальности современники Шекспира попадали в сказочную страну Иллирию, где происходит действие пьесы. В спектакле смеются над случаем и размышляют о любви так, что не пропадает ни юмористический план, ни его философская подоплека. Все смешивается в абсолютно немыслимых сценах, комедия, как любая сказка, заканчиваются хорошо, как любая жизнь - полна сюрпризов.

Спектакль о любви. Начиная с открывающего действие напева шута, где звучит мотив верной любви как «обреченной доли», заканчивая финалом, где любовь торжествует над героями. Уже в самом начале шут определяет тему всей постановки: человек принимает страдания сердца и души, подчиняется им и... не может противостоять.

Спектакль - это размышления режиссера и актеров о власти чувства, разговор о судьбе и роли в ней человека. И эта роль видится не такой уж незначительной. Графиня Оливия (Наталья Нижегородцева) и влюбленный в нее герцог Орсино (Алексей Заинчковский) хоть и по-разному относятся ко всему этому, а все же возвращаются к размышлениям на заданную тему вновь и вновь, продолжая монологи о судьбе словами о любви. А между философскими раздумьями пытаются бороться за свое счастье. И хотя Оливия произносит: «Человек не властен над собой, пусть будет так, как решено судьбой», но делает это быстро, будто невзначай, и кажется, что в этой фразе сильнее всего желание вмешаться в судьбу.

Сцена, как и сам спектакль, четко разделена на две половины - мужское и женское отношение к любви непрестанно сталкивает Шекпир в пьесе, а еще больше - режиссер в постановке. Потрясающий каскад лестниц и красивый, четкий переход-мостик между женской и мужской частями-башнями. Одновременно образуется извилистый коридор, обвешанный белыми сетчатыми волнами и уводящий к синему заднику. Ничто не отвлекает от действия, а гармонию чуть пустоватого пространства некоторых сцен дополнительные предметы только нарушили бы.

Комедия поставлена в классическом варианте, хотя и с намеками на современность, а потому зрители имеют возможность полюбоваться на костюмы, стилизованные под платья давно ушедших веков. Яркость красок, столь свойственная знати, сдержанность тонов у более низкого класса. Особым же богатством, изяществом и пышностью нарядов поразили герцог Орсино и графиня Оливия.

«Двенадцатая ночь» дает возможность и задуматься, и посмеяться. Комедийно решен образ Мальволио: Эдуард Глушков играет манерного, тщеславного, чересчур правильного и слишком честолюбивого слугу, считающего, что все на свете - дело случая. Именно случай (конечно, не без помощи некоторых героев) и сыграл с ним злую, но довольно смешную шутку.

Шут Фест в исполнении Алексея Карташова - источник смеха и мудрости. В спектакле он много и очень неплохо поет, а еще больше - лицедействует, дурачится и безобразничает. Порой даже излишне, должно быть, поддаваясь порыву импровизации. А все же этот герой более остальных строит мостик между веками, приближая юмор комедии к современному. Непременный участник всех розыгрышей, кроме, пожалуй, проделок жизнерадостного и вполне безобидного сэра Тоби, дяди Оливии (Вениамин Прохоров), он, в лучших традициях шутов, пользуется каждой возможностью вставить острое словцо в разговор.

Смысловые акценты, звучащие достаточно четко, подчеркивает и точно подобранное музыкальное оформление. Судьба дает маленькую зацепку, а уж ухватиться за нее и тем более вскарабкаться на вершину - дело человека. И он волен это сделать. Стоит ли слушать сердце, если оно не право, с точки зрения разума? Оливия отвечает: «Стоит». А вслед за нею так же отвечают и остальные искатели счастья...

Фото Сергея Жаркова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.