Один фестиваль, пять спектаклей и прогулка по городу/ II Российский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи "Колесо"

Выпуск №4-134/2010, Фестивали

Один фестиваль, пять спектаклей и прогулка по городу/ II Российский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи "Колесо"

Российский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи «Колесо» был учрежден в прошлом году Союзом театральных деятелей России по инициативе Российского академического молодежного театра в рамках Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под Патронатом Президента России - звучит, на первый взгляд, слишком официально, а потому пугающе. На самом деле, «Колесо» - живой, непафосный и очень нужный фестиваль с необычным форматом (он задуман как фестиваль «перекати-поле», когда не театры привозят свои спектакли в какой-то город, а фестиваль - режиссеры, менеджеры, артисты, художники, критики и журналисты - едет в один из тюзов страны). А обилие организаций и программ, под эгидой которых он проводится, как охранная грамота, которая не даст «Колесу» увязнуть где-нибудь под Казанью.

Первый фестиваль прошел в ноябре 2009 года в Вологде. Второй - с 22 по 24 октября - в Кирове, куда приехали директора, режиссеры, театральные критики из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Томска, Чебоксар, Рязани, Вологды, Челябинска, Кемерова, чтобы познакомиться с молодежным «Театром на Спасской». Фестиваль, кроме всего прочего, это и своеобразный творческий отчет, презентация театра.

«Большинство из нас знают о работе других театров - своих коллег - лишь понаслышке, по эпизодическим контактам, - уверен Владислав Любый, исполнительный директор фестиваля. - Кроме того, «Колесо» - это хороший повод обратить внимание региональных властей на свои театры, их проблемы и достижения».

Среди гостей и участников фестиваля - Алексей Бородин, художественный руководитель Российского академического молодежного театра, Павел Руднев, театральный критик и арт-директор московского Театрально-культурного центра им. Вс.Мейерхольда, Надежда Таршис, известный театральный критик, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

«Этот город имеет для меня огромное значение, я работал в этом театре несколько лет. С необыкновенным интересом мы приехали сюда, - признался Алексей Бородин. - Первое знакомство с новым этапом жизни «Театра на Спасской» случилось для нас в этом году на фестивале «Золотая Маска» в Москве. «Толстая тетрадь» - спектакль, который произвел на меня и на многих зрителей колоссальное впечатление. Пронзительный спектакль, который переворачивает душу».

За три дня «Театр на Спасской» показал гостям пять спектаклей: «Дубровского» (театральная повесть в двух действиях по произведению Александра Пушкина), «Дядю Степу» (ностальгическая клоунада в одном действии по стихам Сергея Михалкова) и «Так-то да» (фрагменты города) в постановке Бориса Павловича, художественного руководителя театра, «А зори здесь тихие» (Борис Васильев) и «Золушку» (Т.Габбе) в постановке Вячеслава Ишина.

«Мы увидели работы двух разных режиссеров, - поделился на встрече с труппой театра Алексей Бородин. - Увидели молодого, очень, мне кажется, талантливого и интересного режиссера, который возглавляет сейчас ваш театр и находится в постоянном поиске. И человеческий, искренний, исповедальный театр режиссера Вячеслава Ишина».

Центральным событием фестиваля стало обсуждение спектаклей театральными критиками Павлом Рудневым и Надеждой Таршис на труппе. Причем такой формат не является обязательным для фестиваля (в Вологде, например, обсуждения не было). «Театр на Спасской» с самого начала был настроен на общение, профессиональный разговор и разбор.

«Борис Павлович, молодой режиссер из Петербурга, ведет кировский театр к большим переменам и свершениям, - поделился своими впечатлениями Павел Руднев в своем блоге в «Живом Журнале» после фестиваля. - Театр доверяет режиссеру-чужаку, стремится к переменам. Многое может случиться в этом театре в ближайшие годы. Спектакль «Так-то да» про город Киров - один из лучших вербатимов России. Точный, красивый, умный, гуманный, актерски превосходный спектакль. Хочется о нем думать, видеть его на других фестивалях, показывать как пример чудеснейшей работы с локальной историей, с ощущением малой точки вселенной, малой родины, захваченной здесь и сейчас. Зал в восторге - смеется, размышляет, узнает себя. И труппа играет как-то иначе, свежо, неустало. Такие спектакли по-настоящему переворачивают жизнь театра».

«Театр вызывает ощущение, что он - живой. Мне кажется, у вас впереди столько открытий, столько интересных поисков! - отметил на встрече с труппой Алексей Бородин. - Своими спектаклями вы заставляете нас очень пристально и строго смотреть на вашу работу, потому что все должно идти по линии развития. Театр и в провинции может быть, что называется, столичным, и в столице может быть совершенно провинциальным... Меня потрясла ваша актерская честность. В конце концов, это самое главное. Вы честно делаете свое дело. С пониманием, что вы не должны предавать доверие зрителя. А доверие к вашему театру у зрителя очень серьезное. Мы это почувствовали на спектаклях. Открытость и желание впитывать у этих ребятишек, которые наполняли вчера и сегодня зрительный зал, - это немыслимое счастье и немыслимая ответственность».

В рамках фестиваля прошли семинар для театральных менеджеров, посвященный грядущему переходу театров в автономные учреждения культуры и, соответственно, на новую систему финансирования, круглые столы, встречи.

В первый день фестиваля Борис Павлович провел для гостей прогулку по городу. Не просто приехать и познакомится с театром, а проникнуться тем, как и чем он живет, понять и почувствовать - одна из основополагающих идей «Колеса». Знакомство с театром и зрителем на родной для них сцене - это знакомство совершенно особое.

Возвращаясь к самой идее проведения фестиваля-лаборатории, хочется отметить, что во многом определяющие, ключевые, знаковые слова - «созданный по инициативе Российского академического молодежного театра». РАМТ сегодня - это много больше, чем театр. Клубы зрителей и творческие лаборатории, пресс-клуб, встречи в театральном фойе, межвузовский образовательный проект «Театр+» - все проекты, придуманные и проводимые театром, создают особую уникальную среду, культурный контекст, пространство для диалога, встречи - режиссеров, актеров, драматургов, зрителей. И в этом смысле «Колесо», новый - всероссийский - проект РАМТа, еще больше расширяет культурное пространство и вовлекает в орбиту Молодежного новые театры и новые имена.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.