Юбилей Илоны Литвиненко (Новокузнецк)

Выпуск №4-134/2010, Юбилей

Юбилей Илоны Литвиненко (Новокузнецк)

Есть имена, как душные цветы, и взгляды есть, как пляшущее пламя... - этот гениальный цветаевский типаж молодых роковых красавиц внешне очень соответствует облику актрисы Новокузнецкой драмы Илоны Литвиненко. Высокая, яркая, колоритная, как Софи Лорен в молодости, она словно призвана воссоздать на сцене галерею инфернальных «девушек в цвету». Но, как и все в жизни (тем более - в театре), это и так, и не совсем так. Поскольку героини актрисы многообразнее.

Неожиданность подстерегает зрителя, даже когда в основе роли - символический облик роковой Кармен - Влюбленной и Маски в блоковском «Балаганчике». Сквозь огненный вихрь колдовской свободы чувств и масочной условности в исполнении актрисы угадывается естественный оттенок простодушия, ожидания и сомнений.

Вот ее Агафья Тихоновна, которая со дня первого представления гоголевской «Женитьбы» на новокузнецкой сцене находит живой отклик в зрительских сердцах своей доверчивой открытостью и абсолютной современностью. Атрибуты и антураж эпохи не совпадают, а сердце образа абсолютно сегодняшнее. Разумеется, если говорить не только о самоуверенных и видавших виды деловых девушках, но и о тех, кого во все времена называют домашними. Смешные и трогательные в своей наивности, они вовсе не обязательно представляют собой тип невзрачных замарашек, напротив, могут быть и яркими красавицами, как героиня Илоны Литвиненко. Чем агрессивнее общественные нравы, тем многочисленнее эти девушки. Это их тени мечутся по сцене вместе с Агафьей Тихоновной, это они верят картам (или прогнозам гороскопов), они послушно внимают свахам, доморощенным сводням или просто дворовым кумушкам. А вот ее испанка Магдалена из мрачного «Дома Бернарды Альбы» - красивая, независимая и гордая, поначалу бунтующая, а потом сломленная, утратившая живые черты наследница матери. В лирической комедии «Пантера» по пьесе П.Гладилина героиня Илоны Литвиненко проходит сложный путь развоплощения и очеловечивания - от фурии и хищницы Пантеры до влюбленной и женственной Зинаиды Ивановны.

Если уточнять главную театральную тему Илоны Литвиненко, то и Офелия, и Нина Заречная, и Катерина из «Грозы», и булгаковская Зойка с ее квартирными мистификациями - это все многочисленные вариации одной большой темы не сложившейся женской судьбы.

А творческая судьба актрисы складывалась тоже совсем не гладко. Поначалу режиссеры видели ее исключительно в образах характерных героинь: Марья Антоновна, Домна, Белотелова - таковы были первые работы Илоны. Назначение на роль леди Анны в «Ричарде III» стало риском и для режиссера, и для актрисы. Но риск был оправдан, и роль состоялась. Она была соткана из нитей чистоты и невинности с добавлением прочной трагической основы. Еще более ощутимый поворот произошел на шестом году ее служения новокузнецкой сцене - в 2001 году, когда она сыграла Падчерицу в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора». Соприкосновение со сложной драматургией Пиранделло раскрыло в актрисе новые интеллектуальные и профессиональные грани. По ее собственному признанию, она словно почувствовала некий щелчок, открывший ей не только глубину образа, но и какие-то технические моменты. Свое актерское счастье она испытает через несколько лет, создавая заглавный образ чеховской «Чайки», проецируя надломленность героини через призму богатейшей пластической партитуры.

Около полутора десятилетий Илона Литвиненко - одна из ярчайших знаковых фигур труппы театра. Но ее обращение в актерскую религию состоялось много раньше, когда она еще девочкой играла в театре детского творчества «Юность», созданном при Новокузнецком драматическом театре. Затем были незабываемые уроки актерского мастерства и хорошего вкуса мастера курса Екатеринбургского театрального института Вячеслава Ивановича Анисимова.

И потом - театр, который стал для нее жизнью, а не профессией. Муж Илоны - тоже артист, но дочери своей она оставляет свободу выбора - в будущем. Она удивительно открытый и прямодушный человек - из тех, кто говорит то, что думает. Но при этом она умеет вести диалог не только на сцене. Свою главную заповедь актриса восприняла от матери: какую энергию излучаешь, ту и получаешь. Актриса с улыбкой признается: «Я настолько жадная до работы!.. Один режиссер мне говорил, что театр меня сожрет, если я не остановлюсь...» Но останавливаться актрисе и в голову не приходит. Ее талант молод, красота притягательна, а сценическая тема неисчерпаема.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.