Без единомышленников нам - не обойтись!/Рубен Агаронян

Выпуск №4-134/2010, Лица

Без единомышленников нам - не обойтись!/Рубен Агаронян

Музыка приходит к нам с неба. Поэтому я всегда была уверена, что все, кто ее СОЗДАЕТ, - особые люди: они знают что-то такое, чего мы, обычные люди, никогда не узнаем. И не сможем. Как не сможем, например, сев за рояль, сыграть всеми десятью пальцами ноктюрн или сонату.

Когда мне сказали: «Напиши о Рубене АГАРОНЯНЕ, он уже год работает главным дирижером в нашем многострадальном, но великом Марийском государственном театре оперы и балета им. Эрика Сапаева» - я подумала: всего год?! Два больших симфонических концерта с оркестром театра за это время, балеты «Щелкунчик» П.И.Чайковского (в новой редакции), «Цветик-семицветик» Е.Крылатова (первая постановка после спектакля в ГАБТ СССР в 60-е годы ХХ века), «Баядерка» Минкуса, «Спящая красавица» Чайковского, оперы и оперетты «Майская ночь», «Травиата», «Бал в Савойе», «Бабий бунт»...

Агаронян оказался интересным, хотя и непростым собеседником, тащить слова из него приходилось чуть ли не клещами. Особенно учитывая начинающийся сезон и работу над новой постановкой - «Пиковой дамой» Чайковского, из которой, если верить предоставленной дирижером информации, пришлось убрать несколько хоров. Не от хорошей жизни, разумеется, а от недостатка ее: северный город, недостаток йода, солнца, жизненной энергии, жилья, фруктов, голосов - да всего!!! Тем не менее, я выражаю восхищение трудолюбием и творческим размахом этого человека. Видимо, вулканическая энергетика солнечного Еревана наложила на него отпечаток, мужскую, упрямую пуленепробиваемую брутальность и победность начинаний, несмотря ни на какие внешние препятствия.

В 1974 году его отец, профессиональный пианист, привел семилетнего Рубена в Ереванскую музыкальную десятилетку им. П.И.Чайковского, а через год решил, что целесообразнее сыну посещать две школы: общеобразовательную и музыкальную. Мама, филолог-русист, не перечила мужу и ребенку, не давила на них своим педагогическим авторитетом, вследствие чего мальчик вырос вольнолюбивый, и интересы его сформировались как бы на стыке музыки и филологии, - в результате он окончил Ереванскую государственную консерваторию как дирижер академического хора, затем аспирантуру, затем Петербургскую государственную консерваторию по отделению оперно-симфонического дирижирования. Во время учебы работал в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, увлекался джазом. Но всякий вопрос об этом парирует замечанием: «Где вы видели джаз в России?! Инструментальный настоящий джаз надо слушать в самом захудалом ресторанчике в Америке: это же национальная музыка! А что рассуждать здесь: «Бриль - не Бриль»?.. В России - своя, другая музыка: Юрий Шевчук! Булат Окуджава! А «джазом заниматься» здесь может каждый, кто умеет нажимать на клавиши: здесь джаз - вторичное явление!»

В порядке творческого освоения жизни он несколько лет руководил оркестрами оперных театров Самары и Магнитогорска. Проблема везде одна и та же: мизерная зарплата оркестрантов. Из этого, по его личным наблюдениям, и вырастает проблема близкого к крушению состояния оперно-музыкального театра и оркестрового искусства. Особенно в провинции, где музыкант востребован в основном на похоронах...

В 2009 году театр оперы и балета им. Э.Сапаева готовил премьеру балета «Цветик-семицветик» Евгения Крылатова по сказке Валентина Катаева. Балетмейстер-постановщик, дипломница РАТИ Екатерина Парчинская, лично договаривалась о возможных купюрах с автором музыки. Оркестровка балета 60-х годов была найдена в архиве ГАБТ. Но придать окончательный блеск звучанию и вывести оркестр на уровень современной симфонической музыки должен был (в порядке испытания на прочность) новый дирижер театра...

Р.Агаронян: Я предлагаю снять шапки перед нашим оркестром! Для него балетно-симфоническая музыка Крылатова - это очень трудная музыка, но мы ее учили недолго, всего шесть репетиций, кажется. Шесть новых музыкантов приняли на работу - а как их найти в таком маленьком городе, как Йошкар-Ола, где теперь нет академического музыкального училища?.. Это просто наше везение и настойчивость. Музыканты в Йошкар-Оле есть, и очень высокого качества. И что меня совершенно потрясло: они - не пьют! Они дисциплинированны, уважают себя и свое искусство - это потрясающее качество! Нам на сегодняшний день еще не хватает фаготиста, арфы, нескольких валторнистов. У нас их трое, и нам в этом смысле далеко до Оркестра американских ВВС и Лондонского симфонического, у нас все так немножко с ног на голову перевернуто: продавцы на рынке в день могут иметь 50 тысяч, а артисты симфонического оркестра получают 4-10 тысяч рублей в месяц за работу, в принципе не нормированную: утром у них репетиция, вечером спектакль или концерт. Мы хотим довести их вознаграждение хотя бы до... хотя бы «до достойного уровня». (Сегодня в бюджетной «культуре» и 20 тысяч рублей кажутся заоблачной суммой.) В российском сегодняшнем обществе нет благоговения перед творческими профессиями, пиетета, отношение к музыкантам скорее потребительское. Как к обслуге. В Германии при Бундестаге существует постоянная комиссия по Берлинскому симфоническому оркестру, а у нас может врач скорой помощи заведовать Комиссией по культуре в Госдуме. Что тут возразишь? Менталитет сформировался не в один день. Спасибо нашему правительству, что хотя бы на строительство зданий музыкальных театров деньги выделяют: только что нам стало известно, что Россия выделила 260 миллионов рублей на завершение строительства нашего нового оперного театра на улице Пушкана, и 260 миллионов рублей обязалось выделить Правительство Республики Марий Эл. Я надеюсь, что Новый год оперно-балетный театр и симфонический оркестр встретят в новом здании.

- Вы откроете сезон новым спектаклем или симфоническим концертом?

- Открытие сезона было перенесено руководством театра с 1 октября на 6 ноября. Симфонический концерт, который мы готовили к 1 октября, должен был происходить в зале старого и всеми любимого Театра оперы и балета им. Эрика Сапаева, но, к сожалению, стало известно, что он отменен... Но думаю, что на фестивале, посвященном 170-летию П.И.Чайковского, у нас будет аншлаг. У нашего оркестра огромный потенциал, высокий профессиональный уровень, великолепные музыканты, которым просто необходимо много и плодотворно работать. В прошлом сезоне мы сыграли два больших симфонических концерта, один из них - целиком из произведений Бетховена... А теперь ведем к тому, чтобы Рождественский симфонический концерт 13 января стал в нашем театре традицией. В прошлом году у нас был аншлаг и полный зал. А теперь меня очень волнует «Пиковая дама». Если честно сказать, я противник купюр, особенно классики. «Пиковую даму» купировали без моего участия: в сцене «Летний сад» убрали женский и детский хоры, пасторали пастушек и пастушков, еще несколько хоров... А вот сцену в казарме убрать никак не возможно! Вот клавир - смотрите сами. Кроме «Пиковой дамы» в постановке Сергея Миндрина (Нижний Новгород), «Иоланты», «Евгения Онегина» будут звучать в живом оркестровом исполнении балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Знаете, театр - это всегда интересно: постоянные перемены!

- Театр в России давно выживает в режиме жестокой экономии. Как это отразилось на оперном и музыкальном искусстве? Без чего нам еще предложат, а мы сможем обойтись?..

- Без музыки. Вполне сможем: общество к этому почти готово... Невеселый юмор. Да? Что-то борода чешется: растет... Вы на меня тут свет направили, как Штирлиц прямо... Без единомышленников нам - не обойтись! Собрать коллектив, который будет петь частушки в Техасе, - это один уровень заинтересованности, а моя задача - сформировать серьезный оперно-симфонический контент: а зачем я иначе учился столько лет?! И стараюсь это осуществить вместе с нашим прекрасным симфоническим оркестром!


С портрета над столом дирижера пристально смотрит на входящих его кумир - дирижер Евгений Мравинский. Сотовый телефон Р.Агароняна не выключается никогда: постоянно идут переговоры с другими городами о приглашении музыкантов в наш самый солнечный и знойный город Земли.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.