Она - в пути!/Зульфия Акчурина

Выпуск №4-134/2010, Лица

Она - в пути!/Зульфия Акчурина

Слова своей героини, чеховской Аркадиной: «Я держу себя в струне» заслуженная артистка России Зульфия АКЧУРИНА с полным правом может отнести к себе самой. И не в пошлом, приземленном смысле - «вот вам, как цыпочка, хоть пятнадцатилетнюю девочку играй», но в самом благородном. Одаренная свыше чуткой интуицией, богатством сценических красок, Акчурина не терпит актерской самоуверенности: «Роль даете? Щас все сыграем, все сделаем». Работать в театре означает для нее служить театру, постоянно поддерживать себя «в боевой готовности», с каждой новой ролью как в первый раз отправляться в «тяжкий путь познания».

Начало творческой биографии актрисы восходит к 1978 году, когда она, еще не имея специального образования, пришла работать в Уфимский театр кукол. В 1984 г. вернулась туда уже дипломированной актрисой, окончив Свердловское театральное училище. Но к этому времени дела в театре разладились. Ушел режиссер, самые сильные актеры, жизнь словно остановилась. И актриса сорвалась с насиженного места. Переезд в Челябинск, решение работать в драматическом театре дались не просто. Посещали сомнения и страх: оставшись один на один с публикой, не прячась за куклу, не сорвется ли в наигрыш (в училище она с этой проблемой сталкивалась). Но за рафинированным обликом Акчуриной скрывается сильный, волевой человек, чей жизненный принцип упруг и лаконичен: «Я смогу!».

На сцене Челябинского камерного театра Акчурина успешно дебютировала в 1991 году в роли экзотичной кришнаитки Полины в спектакле «Археология» А.Шипенко (реж. Е.Фалевич). Правда, страх продолжал преследовать еще долго, так что перед выходом на сцену «зубы об зубы стучали». Спасало еще одно замечательное качество актрисы. Она не сконцентрирована, не зациклена на себе. В сложных жизненных и творческих ситуациях переводит внимание на тех, кто рядом - на других.

Концентрация на партнере помогала ей справляться с паническим состоянием, когда выходила на сцену и в роли Вареньки Доброселовой, героини спектакля «Милостивый государь, спешу...» по повести Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (реж. Н.Черкасов, 1991). Эта роль и по сей день остается одной из лучших в арсенале актрисы. Ее хрупкую, трепетную Вареньку никому в голову не придет упрекнуть в предательстве «единственного друга» Макара Девушкина. Таким к ней в ее слабости перед жизнью, почти бестелесностью проникаешься сочувствием.

Акчурина всегда готова к творческому послушанию, соизмеряет сценическое поведение с «другими», прислушивается к их самости. Сквозь охранительную вязь поступков и слов проникает в тайники души героини. «Встраивается» в смысловой и стилистический абрис спектакля, заданный режиссером. Однако - не до полного самозабвения. По-настоящему притягательна и глубока она только в том случае, если все эти составляющие пересекаются с ее личностной актерской темой.

Подобный «чудесный сплав» возник в спектакле «На пасху солнце танцует» (реж. В.Мещанинова, 2007). В роли Ольги актриса работает сдержанно, корректно, но удивительно точно. Мы сразу и безошибочно узнаем в ее героине жительницу современного мегаполиса, женщину, добившуюся всего собственными усилиями. Ее деловая карьера состоялась, она следит за собой, у нее молодой муж, любящий и преданный. На наших глазах и не в первый раз в ее жизни разворачивается трагедия - потеря ребенка. Даже сильного человека такая утрата может сломить, выбить из жизненной колеи. Но актриса оставляет нас с надеждой, верит в свою героиню, силу ее духа.

Ася из «Тутанхамона» Н.Коляды (реж.В. Мещанинова, 2003) - совсем другой человек и другой социальный тип, столь же верно угаданный и переданный. В исполнении Акчуриной бывшая ИТР, а ныне продавщица на рынке, с мозгами, зачумленными астрологией, Фрейдом и самой жизнью, нелепа и обаятельна, примитивна (тут годятся и кухонные интонации, и простонародная резкость тона) и по-провинциальному романтична, беззащитна и жизнестойка.

Одна из безусловных удач актрисы - Таня в спектакле «Женщины всегда смеются и танцуют» (1996). Ольга Мухина написала по тем временам еретическую пьесу, закамуфлировав сюжетную линию - кто с кем, кто в чем - множеством случайных реплик, выпархивающих в пространство невесомыми бабочками. Питерский режиссер Игорь Коняев в силу таланта и молодости (это была его дипломная работа) нащупал секрет сценического воплощения подобной пьесы-«монстра». Однако его замысел мог бесследно испариться, не найди он понимания и поддержки у исполнителей. Акчурина - одна из тех, кто создавал ансамбль этого светлого, воздушного, полетного спектакля. Ее Таня - красивая, женственная, интеллигентная, изысканно (не скучно) элегантная - страдала от утраченной взаимности в любви. Роль складывалась из мимолетно брошенных взглядов, нечаянных поворотов головы, мерцающих полуулыбок, в которых - неизбывная грусть, душевная неустроенность героини. Время показало, что именно такой путь обнажения внутренней сути человека актрисе наиболее близок.

В спектакле «Когда спящий проснется» О.Ернева актриса на все сто воспользовалась санкционированным драматургом правом похулиганить. Только шутовство, яркая внешняя характерность не превратились в самоцель. Как и чудаковатость. Это людям с приземленным сознанием героиня Акчуриной, донимающая соседей призывами к духовности, ожидающая появления посланцев из космоса, может показаться немного «ку-ку», «не от мира сего». В окружении, где все напропалую друг другу врут, ничуть не сомневаясь в нормальности происходящего, она, действительно, выглядит белой вороной. Однако в финале ей-то и не остается места в карете «скорой помощи», увозящей соседей в желтый дом. Просветленное лицо, лучащиеся глаза героини, ее интеллигентность и доброта лучше всего объясняют - почему. Не случайно на Областном фестивале профессиональных театров «Сцена-2009» за роль Софьи Львовны Акчурина награждена дипломом «Лучшая роль второго плана».

Аркадина, одна из последних крупных ролей Акчуриной, рождалась весьма непросто. Режиссер Алексей Янковский, борясь с сентиментальностью, в чем-то ломая актрису, требовал от нее жесткости. В конечном счете это сработало во благо, помогло нащупать стержень героини, идущей по жизни напролом, выбравшей свой путь и не сворачивающей с него: «Хочу быть красивой, здоровой, хочу ездить за границу, хорошо одеваться, хочу успеха». Но душевная отзывчивость, беспомощность перед неутомимым временем остались, редкими сполохами прорываются наружу, открывая шлюзы зрительскому сочувствию к драме провинциальной дивы. В сценическом выявлении этой драмы, далеко не для всех читателей и зрителей «Чайки» очевидной, актриса бесстрашна и бескомпромиссна. По поводу песни-стона, песни-вопля ее героини одни говорят: китч, другие: «обнажение душевной боли». Я склонна присоединиться к последним.

Сегодня Акчурина не может представить своей жизни вне Камерного театра. Бывая на спектаклях своего и других театров, особенно ценит актерскую искренность. Постоянно борется с неизбежными наслоениями привычек и штампов. Она - в пути.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.