Скрипач на крыше/Семинар театральных критиков п/р Н.Старосельской в Казани

Выпуск №4-134/2010, Мастерская

Скрипач на крыше/Семинар театральных критиков п/р Н.Старосельской в Казани

Жизнь спектакля, совсем как человеческая, имеет свой срок. У мюзикла «Скрипач на крыше» Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И.Качалова она долгая и счастливая. Премьера состоялась в ноябре 1998 года, но даже спустя двенадцать лет спектакль по-прежнему аншлаговый. В этом мы - участники Всероссийского семинара театральных критиков под руководством Н.Д.Старосельской - убедились лично.

Здесь многое сошлось. Прекрасный сценический материал: повесть Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», вплетенная композитором Джерри Боком и автором либретто Джозефом Стайном в жанр мюзикла, который буквально через год после рождения, в 1965-м, был удостоен девяти наград Тони и со временем признан одним из самых известных (только на бродвейской сцене его сыграли больше трех тысяч раз!). Серьезное авторское наполнение прославленного мюзикла: режиссер-постановщик Александр Славутский, художник-постановщик Александр Патраков и хореограф Сергей Сентябов, не отступая от задач жанра, рассказали свою театральную историю - глубоко психологическую, пронизанную светом и драматизмом.

В свое время создатели бродвейского мюзикла назвали его в честь знаменитого полотна Марка Шагала «Скрипач на крыше». Вот и сценография спектакля Казанского БДТ выдержана в шагаловской стилистике, но художник Александр Патраков, обмакивая кисть в эту палитру, рисует собственную картину Анатовки - Местечка под куполом неба. Здесь дома-скворечники, устремленные вверх, уютно светятся окнами, и где-то там, на крыше, под самыми звездами, лишь руку протяни, играет скрипач. Декорация трансформируется, деревенька взмывает вверх, поднимаясь над бытом. Приходит время тихой молитвы - молочник Тевье беседует с всемогущим и мудрым Богом.

Первое ощущение: главный персонаж мюзикла не вписывается в тот рисунок роли, который у многих из нас уже прочно укоренился (лично мне совсем непросто оторваться от образа, созданного Евгением Леоновым в «Поминальной молитве» на сцене «Ленкома», или Владимиром Сиргияковым в Приморском академическом театре драмы имени М.Горького). Тевье Михаила Галицкого поначалу кажется жестким, хватким, не похожим на бедного молочника. Но после субботней молитвы, когда дневная суета отступает и приоткрывается дверь в Иное, когда Тевье остается один на один с Тем, в чьих руках вообще все, оболочка «несоответствия» вдруг исчезает. Перед нами человек с открытой душой, добрый, сострадательный, любящий. И все его богатство - жена, пять дочерей да хромая лошадь. И уже не удивляет его выбор (хоть и мучительный!) неудачника Мотла Камзола (Марат Голубев) в качестве мужа для старшей дочери Цейтл (Надежда Ешкилева). Потому как видит, что любит она его и подобно скале готова защищать. А что до богатства мясника Лейзера-Волфа - счастья никакие деньги не смогут заменить. Или по-детски трогательное признание в любви (это после стольких-то лет совместной жизни!) жене Голде (Елена Галицкая). А что касается жесткости - тоже все становится понятно. Это что-то вроде брони, которая хоть как-то смягчит удары судьбы и хотя бы внешне придаст уверенности.

Интересно «читать» характеры персонажей этого спектакля. Между строк режиссер Александр Славутский вписывает остроумные ремарки. Например, довольно холеный Перчик (Илья Славутский). Даже если очень захотеть, трудно воспринять его как бедного голодного студента. Беззастенчиво, не опускаясь до благодарности, он съедает весь дневной паек Тевье, потом разглагольствует о новой жизни, но сомнений нет: если и случатся из-за таких перчиков перемены, ничего хорошего не жди. Или Цейтл - большая, красивая. Ну что ей тщедушный, трясущийся портняжка, которого наверняка всю жизнь так и придется толкать в спину или прикрывать собой? Проснувшийся материнский инстинкт, желание сделать все возможное и невозможное для возлюбленного? Ясно одно: после свадьбы дочь Тевье обзавелась сразу двумя детьми.

Жители местечка не говорят с характерным акцентом (а ведь многие зрители этого ждут!), хотя абсолютно ясно, что живут здесь евреи, украинцы, русские. Но, во-первых, блестящие и остроумные тексты Шолом-Алейхема не становятся от этого менее колоритными, а во-вторых, именно так проблему национальной нетерпимости, навязанную чаще сильными мира, Александр Славутский выводит за рамки еврейской и поднимает на уровень всеобщей - ведь всегда и везде находятся люди, которые отличаются от большинства убеждениями, речью, разрезом глаз... Да что на весь мир замахиваться. Казань, уже переживавшая трудные времена, где живут люди разных национальностей, где мечети соседствуют с православными соборами и где сегодня, слава Богу, нет национальной розни. «Скрипач на крыше» важен для этого города.

И в то же время режиссер вплетает в канву спектакля драгоценные камешки традиций. Пусть даже только для посвященных. Свадебный обряд Мотла и Цейтл, совершаемый стареньким трогательным Рабби (Василий Фролков), проходит под звездой Давида. Обручальные кольца молодые надевают друг другу на указательные пальцы правой руки - и это важный символ их веры. А вот таинство венчания Хавы (Айгуль Халиуллина) и сына священника Феди (Сергей Штатнов) совершается при свечах и церковнославянских песнопениях, а кольца, связывающие супругов на всю жизнь, поблескивают на безымянных пальцах. Такие вот мелочи, к которым режиссер относится очень серьезно. Как и к национальным чертам характеров. Это видно в уходе мясника Лейзера-Волфа (Николай Шепелев) от открытого конфликта, хоть и обижен он до глубины души отказом Тевье выдать за него старшую дочь. Или в залихватских плясках казаков, приглашенных на свадьбу Цейтл. «Жарят» как сумасшедшие, шашки из ножен выхватывают, но случись хоть малейшее недоразумение, и от мирного праздника следа не останется. Очень точные акценты, сделанные хореографом Сергеем Сентябовым.

А жизнь идет. День сменяет ночь, год торопит другой, радости перемешиваются с бытовыми неурядицами. Все уравновешивает любовь, которая, как известно, долготерпит и милосердствует, и еще обычай - основа основ. Слово «обычай» рефреном проходит через весь мюзикл, в зависимости от происходящих событий меняется лишь интонация, и становится понятно - это и есть главный оберег для маленького местечка.

Хрупкость мира Анатовки-Местечка прописана художником Александром Патраковым в домиках-скорлупках, которые еще напоминают карточные и могут сложиться в любой момент. Другую метафору уязвимости, неустойчивости предлагает режиссер - это деревенский скрипач (Александр Вайнштейн). Он балансирует на крыше, появляется на помолвке Цейтл, где все радуются и пьют за жизнь и счастье. Но какой-то миг, и уже ваше благородие Урядник (Геннадий Прытков) с приклеенной к лицу улыбкой и скрытыми под фуражкой глазами, от чего становится по-настоящему страшно, приносит нерадостные вести и дает невидимую отмашку к началу погрома.

Пошатнулся обычай, и в тот же момент рушится все - вера, традиции, привычный образ жизни, взаимоотношения между людьми. А главное - рушится семья, развеивается по миру сухими листьями, ломается ветками, с трудом выживает молодыми побегами. И что остается - тянуть лямку и терпеть. Таков удел.

Тема потерянных корней и оборванных связей, которые делают нашу жизнь абсолютно незащищенной, центральной нитью проходит через многие работы Александра Славутского и Александра Патракова (режиссер и художник выступают как равные партнеры, дышат в такт). Это видно в спектаклях «Вишневый сад» и «Дядюшкин сон», которые вошли в рабочий график нашего семинара театральных критиков. Что происходит: люди теряют человеческое обличье, дни наполняются тотальным безумием, а события закольцовываются в жуткие ведьмины круги. Совсем как те, что закручивала Марья Александровна в «Дядюшкином сне» (мощнейшая работа Светланы Романовой). Размышляя об этом в своих постановках, художественный руководитель и главный режиссер Казанского академического русского большого драматического театра Александр Славутский предельно честен.

Фото предоставлены Казанским АБДТ

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.