По диагонали среза/XV Международный театральный фестиваль "Белая Вежа"

Выпуск №4-134/2010, Содружество

По диагонали среза/XV Международный театральный фестиваль "Белая Вежа"

Прямо скажем, немало: 38 представлений из 19 стран за 8 дней...

Даже для такого известного и серьезного фестиваля как брестская «Белая Вежа».

Даже при наличии пятнадцатилетнего опыта, который имеется у команды организаторов, возглавляемой бессменным директором этого международного театрального форума Александром Козаком.

Разные жанры, разные стили, различное понимание сегодняшнего театра... Наконец, просто разные художественные уровни: от аматорского до высокопрофессионального...

Что же это получается? - возопит строгий ревнитель «чистоты приема». А ничего страшного. Получается срез. Многослойный, пестрый. И в этом срезе многое видно. Есть над чем поразмыслить, есть о чем поспорить, есть чем восхититься и от чего отречься...

Субъективно, конечно. Но профессия критика - вообще вещь очень и очень субъективная. Зато как замечательно, когда возникает единодушный (или почти единодушный) восторг! Были, были и такие моменты на «Белой Веже»....

Вот, например, «Гран-При» фестиваля. Наверно, не удивительно, что он достался пермскому театру «У моста». И руководитель театра режиссер Сергей Федотов, и его актеры как-то уже привыкли к таким наградам. Ведь в сценическом прочтении пьес ирландского драматурга Макдонаха этот театр достиг совершенства. (Слово «совершенство» звучит как-то нескромно, но любое другое определение кажется неточным.) На сей раз это был «Калека с Инишмана» - спектакль, который переворачивает душу. На маленьком ирландском острове живут «люди как люди, и милосердие иногда стучится в их сердца...». (Это сказано другим автором и по другому поводу, но подходит сюда очень точно.) Невероятная смесь жестокости и человечности, грубости и теплоты... Жизнь как она есть, безыскусным и таинственным образом превращенная в предмет искусства...

Калека Билли возвращается на свой остров из Голливуда, мира мечты, куда он попал единственным из всех островитян. Там Билли не нашел ничего, кроме фальшивой риторики и смертельной болезни, и только здесь, на малой родине, среди непредсказуемых чудаков, его ожидает тепло родного очага. И любовь отчаянной девчонки. И смерть, конечно. Но разве любая, даже самая счастливая жизнь не заканчивается смертью?

Актер Василий Скиданов - калека Билли - получил диплом за лучшую мужскую роль. Его герой - существо с исковерканным, «паучьим» телом, пытливым умом и добрым сердцем - остается в памяти неизгладимо. Но невозможно вычесть из спектакля ни одного актера, изъять из его ткани ни одного персонажа - вынь одно-единственное цветное стеклышко, и весь витраж угаснет...

Диплом в номинации «Лучший спектакль новой драмы» уехал в Сибирь, в Нижневартовск. Его получил Городской драматический театр (художественный руководитель Наталья Наумова) за русскую притчу «До последнего мужчины», поставленную режиссером Маргаритой Зайчиковой в сценическом оформлении Вячеслава Зайчикова. Этот замечательный творческий тандем обратился на сей раз к пьесе Елены Ерпылевой, которая живет и работает в маленьком городке Когалыме того же Ханты-Мансийского округа. Известно, что для жизни духа не существует провинции, и творчество Елены, обращенное к сегодняшему дню России - тому убедительное доказательство.

Едет по российским просторам поезд, сидят рядом в плацкартном вагоне Вован и Гришуня, выпивают. Говорят «за жизнь» - не складывается она как-то ни у одного, ни у другого. Мчится поезд из ниоткуда в никуда, возникают в выморочном пространстве женщины, любящие, прощающие, навсегда утраченные, любимые и нелюбимые, приникают к окнам, обращаются к нам как к судьям. А мы что ж? Не судите, да не судимы будете...

И прекрасная Дама оказывается на поверку Танюхой-огородницей с мешками картошки, и жизнь теряет смысл. Является из дальней тайги, из были и небыли Дива, чтобы увести за собой в смерть неприкаянного Гришуню.

А поезд мчится дальше, и надо стоять «до последнего мужчины». Так говорит Вован, и ему веришь. Он сохранит «душу живу», он выстоит... Евгений Наумов наделил Вована безусловной подлинностью; мастерство этого молодого актера - настоящей, высокой пробы.

Необычно и музыкальное оформление спектакля, за которое Евгений Наумов получил специальный диплом, - здесь впечатляюще, как магические заклинания, звучат народные песни в исполнении С.Старостина. Отметим, что музыку к песне Гришуни написал сам Гришуня (актер Сергей Лесков) на слова Вячеслава Зайчикова.

«Белая Вежа»-2010 была посвящена чеховскому юбилею, и это обстоятельство со всей ответственностью восприняли представленные на фестивале театры Беларуси (да еще львовский театр «Воскресение», который вновь привез в Брест «Вишневый сад», на сей раз в двух версиях - площадной и драматической, за что и был отмечен специальным дипломом). Национальный академический театр им. Янки Купалы (Минск) показал саунд-драму «Свадьба» в постановке Владимира Панкова, областной драмтеатр из Гродно и республиканский театр белорусской драматургии (Минск) привезли «Чайку» (постановка соответственно Валентина Мацулевича и Валерия Анисенко), Брестский академический театр драмы представил премьерный спектакль «Три сестры» (режиссер Тимофей Ильевский), и завершился фестиваль комической оперой «Медведь» на музыку С.Кортеса (совместное производство Национального академического Большого театра оперы и балета, Минск, и Брестского академического театра драмы).

Новаторская «Свадьба» купаловцев в своей первой части (до появления «генерала») утвердила в мысли, что Чехова нельзя открывать гоголевским «ключом»; здесь нет присущей Гоголю стихии сверхъестественного, а абсурд рождается из реальности. Сексуально озабоченное стадо танцующих, взаимозаменяемые женщины, повторяющиеся, заемные слова и мысли - идея режиссера легко читается. Но... действие странным образом буксует на месте. Не помогает ни «Песня о Буревестнике», ни белорусский шлягер «Олеся»... И только с появлением «генерала» (Геннадий Овсянников) спектакль оживает, словно обретя стержень, и появляются выверенная стройность и заразительный темпоритм, присущие творческому почерку Владимира Панкова.

Под открытым небом, на настоящем озере сыграла труппа Минского Театра белорусской драматургии «Чайку». Именно так, в природных декорациях, задумал этот спектакль режиссер-постановщик Валерий Анисенко и преуспел: возникшее ощущение искренней сопричастности к событиям пьесы отметили и зрители, и жюри, наградившее минчан дипломом «За оригинальное освоение нового художественного пространства».

Хозяева фестиваля внесли свою лепту в чеховскую программу премьерным показом «Трех сестер». Трудно удивить сценическим воплощением этой пьесы, большую отвагу надо иметь режиссеру, берущемуся за такую задачу. Тимофею Ильевскому храбрости хватило. И вкуса, и личного отношения к жизненной драме чеховских героев. И уважения, столь редкого сегодня (в том числе и на театре), к человеку. В спектакле сочетается молодая свежесть и бережное внимание к тексту. Лауреатом фестиваля в номинации «За лучшую женскую роль» стала Ольга Жук - Ирина, но и весь актерский ансамбль работал точно и интересно. Жизнь в отсутствие любви... Столько желания быть любимыми, и такое неумение любить! В этом доме и чаю-то не дождешься - все заняты высоким... Разве что сам возьмешь...

Порадовали поляки - уличный спектакль «Слепые», победивший в этой номинации, оказался великолепным. Хочется назвать всех, причастных к созданию этого впечатляющего действа, основанного на бестселлере португальца Хосе Сарамаго: сценарий, постановка и музыкальное оформление - Ежи Зонь, сценография - Иоанна Ясько-Срока, хореография - Эрик Макогон.

Некая эпидемия, распространяясь с жуткой быстротой, превращает мирную жизнь людей в управляемый извне хаос. Ослепших страдальцев отправляют в психиатрические клиники. Воцаряются новые жестокие законы выживания. Однако слепнут не все...

Молодые краковские актеры органично, с предельной отдачей существуют в условиях невербальной театральной игры. Равнодушных на площади нет...

На «Белой Веже» были представлены и спектакли малых форм: сольные и дуэтные.

Берлинский театр «Русская сцена» привез моноспектакль «Исповедь маски» по одноименному произведению Юкио Мисимы (перевод Григория Чхартишвили) в продуманной постановке Инны Соколовой-Гордон при участии японского хореографа Морихиро Ивато. Изысканный по замыслу и пластическому рисунку, спектакль-исповедь с блеском исполнил румынский актер Андрэ Мошой.

Герой нашумевшего автобиографического романа Мисимы пытается проследить истоки формирования необычной личности, отличающейся от большинства. Что это значит - быть не как все, чем это чревато, возможно ли изменить судьбу? Автор впоследствии ответил на этот вопрос, совершив харакири. Можно вообразить трудность задачи, стоявшей перед актером, европейцем по своей сути.

Но еще Басё сказал:

Запад и Восток, -

везде одинаковая печаль,

ветры веют одинаковым

холодом...

Андрэ Мошой продемонстрировал великолепное владение телом, глубокое проникновение в текст, точное ощущение музыки... А какая музыка! Тору Такемицу, Альфред Шнитке, Гия Канчели, Гектор Берлиоз...

Спектакль был отмечен специальным дипломом жюри.

Элегантный спектакль «Нас двое», созданный и исполненный Анной Пэпин и Паулем Цимполеру (Бухарест, Дан Пурич Компани), говорит о любви. О тайне двоих. Здесь нет слов - только движение, только музыка... Только любовь...

Звучит Вивальди, идет дождь, двое просыпаются, пьют (или не пьют) кофе, он уходит (и не уходит), она ждет (вечность и один миг), он приходит (какая невозможная радость!), они вместе (и светит солнце). И снова идет дождь, и они просыпаются... Какое счастье!

Анна и Пауль увезли в Бухарест диплом лауреата в номинации «За лучший пластический спектакль».

Иран и Индия, Таджикистан и Австралия, Узбекистан и Литва, Израиль и Азербайджан - каждый театр внес свой особенный слой в рисунок фестивального среза.

Вглядываешься, напряженно ища закономерность в этом прихотливом узоре.

И вырисовывается... лицо человека.

Сегодня он, этот человек, как никогда, нуждается в понимании и сострадании.

В прощении нашем нуждается.

И в любви.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.