За высокое искусство/VIII Международный театральный форум "Золотой Витязь"

Выпуск № 5-135/2011, Фестивали

За высокое искусство/VIII Международный театральный форум "Золотой Витязь"

Международный театральный форум «Золотой Витязь» - часть глобального проекта, который осуществляет народный артист России Николай Бурляев, его Президент и в то же время член Патриаршего совета по культуре, а также Председатель Союза деятелей славянской культуры. Все эти титулы пропечатаны в буклете, обложку которого венчает девиз форума: «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Вообще надо отметить, что словесное сопровождение фестивальной программы широковещательно до трескучести, пафосно до помпезности и нередко выспренно до потери чувства меры и хорошего вкуса. Сказанное не относится к сути мероприятия, но характеризует форму подачи программных установок форума, которая явно нуждается в освобождении от пустой риторики и использования речевых оборотов с выветрившимся содержанием. Это – минусы данного форума, а что касается плюсов, то их гораздо больше. Тот, кто оказался внимательным зрителем спектаклей, представленных в фестивальной афише, не только не прогадал, но обогатил свой театральный кругозор новыми и свежими театральными впечатлениями.

Среди спектаклей большой формы лидировали «Мольер» Малого театра и «Триптих» Мастерской Петра Фоменко. Постановки не бесспорные, но (каждая по-своему) замечательные.

Булгаковского «Мольера» на академической сцене поставил Владимир Драгунов, поставил с явным прицелом на «бенефисную» концертность исполнения. Художественным, смысловым и сердечным центром постановки явился Юрий Соломин. Со сцены Малого театра «трижды романтический мастер» предстал не столько блистательным драматургом и шедевральным комиком, сколько руководителем труппы и учителем своих артистов. Создателей спектакля увлекла тема трагически печальной судьбы, идущей к своему закату, и в игре Соломина явственно слышится отзвук «прощальной» темы роли. Созданный им образ пронизан лирической темой прощания – с театром (который он взлелеял), с товарищами по сцене (которых он знает и понимает до донышка), с юными учениками (которых он за руку вводил в мир искусства и учил секретам актерского ремесла). В том, как прижимает Мольер к груди голову Арманды и тихо поглаживает ее по волосам, чудится не столько прощение неверной жены, сколько прощание с любимой ученицей. Этот Мольер знает что-то такое о жизни, что по сравнению с этим знанием в прах обращаются и измена жена, и предательство ученика, и немилость короля, и сама кабала святош, и даже то, что похоронят его за церковной оградой... Это тайное «знание» нельзя сыграть, оно должно быть в артисте, и у артиста Соломина оно становится камертоном исполнения заглавной роли. Его достойным партнером выступает Валерий Бабятинский, играющий роль Людовика Великого в тончайшей до прозрачности французской манере, да так, что становится понятным старинное выражение об умении «плести кружева» на сцене. (Нельзя не заметить в скобках, что все, кому ранее удалось посмотреть спектакль с Борисом Клюевым в роли Короля-Солнце, выражали свое искреннее сожаление тем, кто не видел его исполнения, и рекомендовали непременно сходить на спектакль с его участием.)

Пушкинский «Триптих» ни в чем не перекликается с «Мольером», но несомненна его принадлежность высокому искусству – в истинном смысле этого слова. Сложность режиссерских заданий головокружительна, и достойно изумления, как легко справляются с ними и как точно существуют в пространстве пушкинского текста артисты, записными театралами любовно именуемые «фоменками». Грация, вкус, мера, умная содержательность – узнаваемые черты их актерского стиля. Петр Фоменко ставил спектакль о любви, а поставил – о жизни. В первой части триптиха (грациозный «Граф Нулин») любовные отношения предстают шаловливой и озорной игрой. Во второй части (сумрачный «Каменный гость») игра приобретает опасный и таинственный характер. А в третьей (инфернальный «Фауст») мы видим пушкинского человека опустошенным и истомленным смертной скукой. Кирилл Пирогов, последовательно играющий помещика Лидина, Дон Гуана и Фауста, проводит своего героя сквозь юное, зрелое и дряхлое состояние души. Его жизненный путь катастрофичен, а итог всех и всяческих игр на этой земле – удушающе пуст, ибо после всех страстных и напряженных жизненных «игр» ему достается один посмертный удел: «только б вечность проводить». Во всех частях триптиха Галина Тюнина с одинаково точным чувством формы исполняет три ведущих женских роли: Наталью Павловну, Дону Анну и Гретхен. Пушкинские героини в ее исполнении начертаны тонким и стремительным актерским «пером», подобным пушкинскому прочерку на занавесе. Ее печальный силуэт за прялкой с вечным кружением колеса – последнее и светлое впечатление от финала этого философского триптиха, сосредоточившего всю веру и надежду на всепрощающей силе женской любви.

Радостно отметить, что в ряд с лучшими московскими спектаклями встала омская постановка «Шинели». Автор идеи Владимир Романовский предложил любопытную хореографическую интерпретацию гоголевского сюжета, режиссер и хореограф Надежда Калинина ее талантливо осуществила, а артисты Омского государственного музыкального театра замечательно исполнили. Члены жюри отмечали, что артист Сергей Флягин не просто станцевал партию Акакия Акакиевича, но «создал законченный образ униженного и оскорбленного маленького человека».

Среди спектаклей малой формы были свои театральные радости.

Юлия Пересильд – Гелена в «Варшавской мелодии» (Театр на Малой Бронной) – поразила талантливой, зрелой и умной актерской работой.

Открытием фестиваля стал авторский театр замечательного сербского артиста Небойши Дугалича. И его «Исповедь Дмитрия Карамазова», и его «Палата № 6» произвели неизгладимое впечатление. Возникло желание бросить все и сорваться в Белград, чтобы там еще не по одному разу, вдумчиво и сосредоточенно пересмотреть эти эмоционально наполненные, содержательно насыщенные и мастерски исполняемые спектакли.

Культурную, продуманную, бережно поставленную сценическую версию «Дуэли» фестивальная публика увидела на Малой сцене МХТ им. А.П.Чехова. Режиссерскую работу Антона Яковлева отличает пристальное внимание к автору – умение глубоко вчитаться в чеховскую прозу и «вычитать» из нее театральное содержание конфликта. Все артисты играют в едином ключе, в полном смысле слова ансамблево, но особенно хорош Валерий Трошин в роли дьякона Победова, с безукоризненной корректностью воплотивший самые рискованные (и в этом плане сложные по рисунку) моменты действия.

Пермский театр «У моста» показал гоголевскую «Женитьбу», наполненную тоскливой и гротескной мистикой. Режиссер Сергей Федотов верен себе – он упрямо прокладывает мост между здешней, посюсторонней реальностью и запредельными, ирреальными мирами. Его «Женитьба» органично продолжает тот репертуарный ряд, в котором Гоголь соседствует с Булгаковым, а Шекспир с Макдонахом. Пермские артисты отлично выдерживают жанр «совершенно невероятного события», случившегося невесть где, невесть когда и, по правде говоря, невесть с кем. Непомерных объемов Агафья Тихоновна, действительно, «не то женщина, не то подушка» (однако жаль ее до сердечной боли, когда происходит финальное крушение всех ее надежд, планов и замыслов). Женихи настолько несуразны, что на самом деле «на всем белом свете не сыщешь». А уж Кочкарев – вылитый «черт из табакерки», и нет никаких сомнений в мотивах его агрессивной активности: за душой пришел, не иначе…

Завершить обзор лучших спектаклей «Золотого Витязя» хотелось бы одним существенным пожеланием. Честное слово, к славе Юрия Соломина или Петра Фоменко еще один приз, диплом или премия вряд ли способны что-нибудь прибавить. А вот представить более подробно в афише форума наряду с сербскими, болгарскими, украинскими, белорусскими постановками лучшие спектакли провинциальной России, было бы и к чести организаторов, и на радость столичным театралам.

 

 

Лауреаты VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь»

Номинация «Театр у микрофона»

Диплом за лучшее воплощение радиоверсий театральных спектаклей - Государственному русскому драматическому театру Республики Мордовия («Диоген», режиссер Николай Большаков; «Снегурушка», режиссер - Андрей Ермолин).

Диплом «За создание «Театра Слова», просветительскую и духовную деятельность в воспитании подрастающего поколения» - Тамаре Ворониной, художественному руководителю «Театра Слова»

Диплом за актерское мастерство - Амиру Шакирову

Номинация «Театр для детей»

Приз «Золотой Витязь» за лучший спектакль - «Алиса в Зазеркалье» (Московский театр «Мастерская П.Фоменко», режиссер Иван Поповски)

Дипломы «За лучший актерский ансамбль», «За утверждение традиций русского духовного театра» - «Рождественская история» (Тобольский драматический театр им. П.Ершова, режиссер Петр Васильев)

Номинация «Театр. Малая форма»

Приз «Золотой Витязь» за лучший спектакль - «Женитьба» (Пермский театр «У Моста», режиссер Сергей Федотов)

Золотой диплом «За лучшую режиссерскую работу и инсценировку прозы А.Чехова» - Антону Яковлеву («Дуэль», МХТ им. Чехова)

Серебряный диплом «За лучшую женскую роль» - Юлии Пересильд (за роль Гели, «Варшавская мелодия», Московский драматический театр на Малой Бронной)

Серебряный диплом «За лучшую мужскую роль» - Валерию Трошину (за роль дьякона Победова, «Дуэль», МХТ им.Чехова)

Серебряный диплом «За воплощение образа Дмитрия Карамазова в моноспектакле по роману Ф.М.Достоевского» - Небойше Дугаличу (Сербия)

Диплом «За лучшую музыку к спектаклю» («Слово о полку Игореве», композитор Владимир Губа)

Номинация «Театр. Большая форма»

«Золотой диплом» - «Шинель» (балетмейстер Надежда Калинина, Омский государственный музыкальный театр)

«Серебряный диплом» - «Палата № 6» (Театр им. Б. Станковича, Сербия, режиссер Небойша Дугалич)

«Бронзовый диплом» - «Я пришел дать вам волю» (Московский драматический театр «Сфера», режиссер Екатерина Еланская»)

Диплом «За лучшую мужскую роль» - Юрию Соломину (за роль Мольера, «Мольер», Малый театр); Сергею Флягину (за роль Башмачкина, балет «Шинель», Омский музыкальный театр); Небойше Дугаличу (за роль Рагина, «Палата № 6», Театр им. Б. Станковича, Сербия)

Диплом «За приобщение молодежной аудитории к классическому наследию» - «Поздняя любовь» (Санкт-Петербургский государственный молодежный театр на Фонтанке, режиссер Владимир Туманов)

Специальная награда от Союза деятелей славянской культуры - «Золотой диплом» - Нешке Робевой (Болгария) за спектакль «Беженцы»



 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.