Искатели театральных судеб/XVII Межрегиональный фестиваль "Рождественский парад"

Выпуск № 5-135/2011, Фестивали

Искатели театральных судеб/XVII Межрегиональный фестиваль "Рождественский парад"

В Петербурге в 17-й раз прошел фестиваль новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив «Рождественский парад», в котором, как всегда, приняли участие не только петербургские театры, но театры из регионов и ближнего зарубежья. Фестиваль посвятили памяти Татьяны Михайловны Ларионовой, задумавшей его и бывшей душой фестиваля 16 лет. Быть душой, занимаясь административными обязанностями, такими, как-то: расселение в гостиницы, талоны на обед, встреча и отъезд приехавших из других городов, - трудно. Но ей, как нам казалось, это ничего не стоило.

Всегда приветливая, гостеприимная, она умела с каждым найти общий язык, разрешить любую, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Ее так не хватало на этом фестивале, хотя он прошел, как говорится, без сучка, без задоринки. Она сумела не только создать, но сплотить людей возле дела, которому она служила. Были, как всегда, выпущены афиши, буклет и прелестные маленькие календари работы известного сценографа Эмиля Капелюша, которого она сумела привлечь к фестивалю уже на первых порах. По-прежнему жюри фестиваля было корректно и доброжелательно, как и при Татьяне Михайловне, нашей Тане, и девиз фестиваля, которому она свято следовала, «НАЧИНАЙТЕ, МЫ ВАС ПОДДЕРЖИМ»! по-прежнему не был пустыми словами. Достойные театры, спектакли, актеры были поддержаны морально и материально и на этот раз. Было показано 17 спектаклей.

Grand-Prix единодушно был присужден Петрозаводскому театру AD LIBERUM за спектакль «В ожидании Годо» С.Беккета. Старейший в Карелии театр, ныне уничтоженный «за ненадобностью» городскими властями, возродился под новым названием и на других, суровых началах негосударственного театра. Труппа восстанавливает старые спектакли, создает новые. «В ожидании Годо», одна из самых известных пьес театра абсурда ирландца С.Беккета, - премьерный спектакль.

Выбран замечательный, мало известный перевод Натальи Санниковой, сумевшей дать адекватное выражение ирландскому юмору, пронизывающему пьесу, самому соленому и острому из всех типов «юмора висельника». В переводе не утрачено и философско-лирическое начало, что так важно в абсурдистских пьесах.

Режиссер Снежана Савельева сумела соединить оба начала. Очень важен затакт спектакля. Открывается занавес, мы видим знаменитое дерево, вокруг которого начнут ходить, рассуждать, дурачиться персонажи. Как известно, в пьесе ничего не происходит. Но перед тем, как начнется томительное ожидание прихода Годо, внимание приковывают фигуры в белом с не совсем привычными музыкальными инструментами, которые расположились в верхней части сцены - на небе? на облаке? Их местоположение и белые одежды намекают на то, что это ангелы или даже ангелы-хранители незадачливых персонажей. Слышится приглушенный детский голосок или, возможно, плач. Это длится секунды, но возникает тревога. Появляются двое старых бродяг, начинают цирковые трюки, сопровождая их, казалось бы, незамысловатым диалогом. Обладатель тенора Владимир (Владимир Елымчев) - бывший поэт. Обладатель баритона Эстрагон (Владимир Веский) более практичен, если можно говорить о практицизме людей, ожидающих Годо. Дуэт голосов настраивает на музыкальное восприятие спектакля как симфонии для камерного оркестра. Владимир и Эстрагон - клоуны. В английских и ирландских спектаклях они мюзик-холльные комики с типичной для этого жанра словесной перепалкой. Для нас ближе цирк, и актеры работают в цирковой манере. Их трюки со шляпами, падения, нелепые позы - дань цирку, одному из источников поэтики театра абсурда. Однако смыслы пьесы не упрощены, лишь подчеркнуто акцентированы комическими моментами.

Вторая пара - философ и ритор Лакки, обладатель баритона (Николай Королев), и жестокосердый, брутально-смешной Поццо с хлыстом (Владимир Сотников) так же, как Владимир и Эстрагон, представляют единое целое. Немаловажную роль играют музыканты, не только создавая атмосферу спектакля то лирическую, то комическую, но и воплощающие мальчиков-вестников Годо. Но мальчиков нет - это галлюцинация персонажей, их внутренний голос, таящий надежду.

Вторжение в насыщенную комизмом ткань спектакля лирического начала напоминает, что при всем трагизме «удела человеческого» надежда остается.

Философское содержание спектакля можно выразить строкой из стихотворения «Театр» Николая Гумилева: «Все мы - смешные актеры в театре Господа Бога», что созвучно шекспировскому «Весь мир театр, люди - актеры». Беккет развивает эту тему, и возникший на пепелище театр Ad Liberum, что означает «свободный», талантливо интерпретировал одну из сложнейших пьес ХХ века.

Обладателем приза за лучшую режиссуру стал Александр Кладько за постановку «Утиной охоты» А.Вампилова в Камерном театре Владимира Малыщицкого, который был одним из зачинателей и лидеров студийного движения и одним из первых, кто обратился к сценической интерпретации прозы В.Кондратьева, В.Белова, поэзии Вознесенского. Малыщицкий - воплощение театральных поисков и свершений 60-х, за что и был много раз бит властями. Создатель четырех театров, в том числе нынешнего Молодежного. Его последний театр носит его имя.

Обращение к такой знаковой пьесе отечественной драматургии, как «Утиная охота», - прямое продолжение традиций В.Малыщицкого. Это спектакль большой формы, поставленный в Камерном театре. Художник Борис Шлямин сумел подчинить замыслу спектакля маленькое, неудобное, без подиума пространство, использовав его вширь, как бы раздвинув его. Он добился такого эффекта малыми средствами. На вытянутом узком пространстве два знака - звезды планетария и предметы нехитрого советского быта. Между ними, звездным небом и жалким бытом, мечется Зилов (Андрей Шимко), не находя себе места. О Шимко в этой роли написано много восторженных статей, которые он заслуживает уже тем, что, обладая огромным темпераментом, выкладывается до конца, соответствуя ритму жизни своего героя. Однако режиссура А.Кладько суха. Из спектакля напрочь выброшено поэтическое начало, свойственное Вампилову. Его Зилов - рефлектирующая личность, убивающая себя пониманием неправедности своей жизни. Зилов Шимко циничен. Возможно, это его способ закрыть свою душу от посторонних, но это можно лишь предполагать. Одна из самых пронзительных поэтичных сцен пьесы Вампилова, когда Зилов говорит за закрытой дверью слова любви одной женщине, своей жене Галине, а признание слышит другая, совсем еще юная девушка Ирина, принимая их на свой счет. Эта потрясающая сцена пропадает, поскольку такому циничному Зилову, каким он явлен в спектакле, все равно, кому сказать самые сокровенные слова.

Большая удача спектакля - официант Дима (Валентин Кузнецов), одноклассник Зилова и его двойник, воплощающий его худшие черты. Актер раскрыл философское начало, заложенное в этом образе. Цинизм, равнодушие, предательство, с которыми борется в себе Зилов, материализованы актером в этом персонаже. В.Кузнецов стал обладателем приза за лучшую роль второго плана, хотя он достоин приза за лучшую мужскую роль.

За лучшую женскую роль приз единодушно присужден Алине Кекеле, выпускнице 2010 года Новосибирского государственного театрального института. Она показала моноспектакль «...только бусинки остались...» по пьесе Я.Пулинович «Наташина мечта», режиссер Изяслав Борисов. В обсуждении у всех выступающих звучало: «актриса прожила жизнь своей героини». Действительно, Алина Кекеля обладающая удивительно подвижной нервной структурой, прожила от начала до конца жизнь шестнадцатилетней девушки, сгоревшей, как тоненькая свечка. Детский дом, уютная квартира, учеба в театральном институте, письмо незнакомому попсовому певцу-звезде и сознательно и добровольно избранный конец. В спектакле звучат стихи, написанные актрисой, придавая ему исповедальность, чутко уловленную всеми - от народных артистов, членов жюри, до совсем юных зрителей. Эта звенящая нота пронизывает весь спектакль.

Санкт-Петербургский театр Lusores - многократный призер «Рождественского парада». На этот раз театр получил приз за верность эксперименту в освоении нового театрального языка. Актеры показали премьерный спектакль «Синфония 2» по Даниилу Хармсу. Жанр обозначен как «спектакль - игра в безумие». Режиссер Александр Савчук, музыка Георгия Прохорова, задействованные в спектакле предметы изобретены Павлом Михайловым.

Хармс давно популярен не только среди читателей, но и среди театральных деятелей. Пионером в 1982 году выступил Михаил Левитин со спектаклем «Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов», первой в мире сценической интерпретацией Хармса, до той поры считавшегося автором несценичным. Потом к Хармсу обращались много и часто.

«Синфония 2» - спектакль строгий, четкий и удивительно веселый не за счет трюков, хотя обозначенные в афише «предметы» играют немаловажную роль, но благодаря точно переданной мысли Хармса, мысли, разумеется, абсурдной, но выражающей идею поэта, которую с афористической четкостью высказал соратник Хармса А.Введенский: «Хармс - это искусство». Молодые актеры прекрасно владеют словом, которое главенствует в спектакле, что является редкостью на современной сцене. Веселье, которому сопутствует меланхолия, характерная для Хармса черта, царит на сцене, если так можно назвать пространство без подиума, на котором разворачивается действие. Абсурд, черный юмор, клоунада не затеняют смыслов в этом, повторю, строгом по форме и фантастическом, но одновременно провокативно реалистическом действе. Подобное сценическое прочтение текстов Хармса - не только экспериментальное, но новаторское.

К сожалению, автор этих строк не смог посмотреть все 17 спектаклей по единственной причине: ряд спектаклей совпадал по времени. Поэтому я ограничусь только информацией еще об одном лауреате фестиваля - Петербургском детском интеграционном театре «Куклы», показавшем спектакль «Сотворившая чудо» У.Гибсона. Театр получил премию за новую концепцию театра для детей.

Ряд участников получили грамоты за создание спектаклей, за сыгранные роли. Одним из интересных, вызвавших полемику среди критиков и зрителей, был спектакль «Река судьбы», показанный Петербургским музыкально-драматическим театром «Премьера». Дискуссионен и выбор литературного материала - фрагмент поэмы Е.Евтушенко «Братская ГЭС». Режиссер и автор идеи Татьяна Захарова обозначила жанр спектакля как «драматические вариации на женскую тему». Режиссерский ход оригинален. Избрав главу - монолог о бетонщице Нюшке Бутовой, Т.Захарова назначает на эту роль трех разноплановых актрис, повторяющих те же стихи. Актрисы Марина Чернышева, Анастасия Шевелева и Екатерина Шапошникова дают три различных трактовки характера - грубоватую деревенскую девку, слегка обтесанную городом девицу и девчонку, почти еще ребенка. Каждая повествует о своей судьбе, и судьба у всех одинаковая. Казалось бы, нет радости, нет просвета: тяжелая, непосильная работа, несчастная любовь и как следствие - ребенок без отца. Но вслед за оптимистом Е.Евтушенко режиссер и актрисы говорят о счастье Нюшки Бутовой. Историзм режиссерского мышления, интересно разработанные психологические характеры заставляют воспринимать спектакль не как ностальгию по ушедшему навеки советскому коллективизму, но как отдельно взятую судьбу на фоне эпохи. Время от времени на сцене появляется то симпатичный, то чинуша, то откровенно отрицательный персонаж (Максим Архипов). По сути его роль сводится к подаче необходимых реплик для развития действия, и актер органичен и неназойлив. Просчет спектакля - дань сегодняшней моде. Пластические и танцевальные куски лишние, как и несколько чересчур откровенных натуралистических сцен.

Тем не менее, короткий спектакль о теперь уже далеким прошлом, «преданье старины глубокой», волнует, не побоимся сказать, трогает, поскольку создатели избежали фальши, что невероятно трудно при воплощении «Братской ГЭС».

Муниципальный театр «За углом» из Гатчины хорошо известен, поскольку его история как народного театра-студии началась еще в 1988 году.

Теперь в качестве профессионального театр имеет в своем репертуаре 8 спектаклей по произведениям классиков и современных драматургов. Театр возглавляет Юрий Калугин, поставивший представленный на фестивале спектакль «Авария» Ф.Дюрренматта. Не приходится спорить, что созданная для радио пьеса трудна для сценического воплощения прежде всего за счет своего жанра. Это пьеса-притча, пьеса-парабола, требующая от актеров владения одним из главных элементов театра Брехта - остранением. Можно догадываться, что Ю.Калугин ставил ее как психологический триллер, но, к сожалению, либо актеры были не готовы предстать в таком жанре, либо режиссер недостаточно разработал мотивировки поступков персонажей. Самая большая претензия к исполнителю главного героя. Артист С.Брагинец воспринимает аварию только в прямом смысле. Его машина попала в аварию. А между тем в ходе расследования, которое ведут государственные мужи на пенсии, а потому не лукавящие, как в былые времена, герой приходит к трагическому осознанию неправедности своей жизни: аварию потерпел он сам. Осознание жизненного крушения приводит его к пересмотру своих поступков. Герой же спектакля приехал жизнерадостным, ни о чем не задумывающимся и отбыл в еще лучшем настроении, насытившись изысканными блюдами, которые он с аппетитом пожирал, удивляя публику чавканьем, хрюканьем, сопением и прочими «приспособлениями».

23 сентября 2010 года в Петербурге родился новый театр - «Мастерская» под руководством известного режиссера и педагога Григория Козлова. Труппа состоит из его учеников последнего выпуска Театральной академии. На фестивале «Мастерская» представила спектакль «Уравнение с двумя неизвестными, или Казнь» в постановке Полины Неведомской. К сожалению, спектакль очень проиграл при переносе из родных стен Театральной академии на большую сцену Дома Актера. Главную роль в этом спектакле играет Регина Щукина, актриса Молодежного театра на Фонтанке уже с большим опытом. При переносе спектакль потерял камерность, тонкие психологические ходы подменились их довольно грубой имитацией. Однако участие в авторитетном фестивале полезно для вступивших на профессиональный путь молодых актеров и режиссера.

Петербургская театральная лаборатория под руководством Вадима Максимова - ветеран фестиваля и неоднократный его призер. В.Максимов - доктор искусствоведения, профессор Театральной академии, специалист по творчеству Антонена Арто. Он уже показывал реконструированные им спектакли Арто. На этот раз коллектив обратился к сценарию «Философский камень», написанному в 1931 году. Спектакль задуман как провокация, полуфарс-полумистерия. К его сценическому воплощению возникают претензии. Первая из них - крайне неудачное использование пространства сцены и зрительного зала Дома Актера, хотя это, можно сказать, постоянная площадка коллектива. Очень важную, первую часть спектакля надо было смотреть, обратившись в другой конец зала в неудобной позе, отвлекающей от важного монолога героя. Обрести удобную позу оказалось не всем под силу, отсюда важнейшие идеи не были услышаны. Помимо этого, эпатирующие моменты спектакля, на которые делал ставку режиссер, никого не эпатировали. Новая драма приучила зрителей ко всему, включая совокупление на сцене. Непрофессионально пластически поставленные и исполненные сцены не вызывали шока, необходимого в театре Арто. Цель, сформулированная в программке к спектаклю, видится создателям в том, что актеры и зрители должны быть подготовлены «к творческому акту выражения и восприятия через ритмическую и психоэнергетическую организацию действия». Увы! Обе стороны оказались не готовы к такому творческому акту, поскольку актеры этот акт не выразили. В.Максимову более, чем кому-либо, известны требования Арто к актерам. Конечно, лаборатория есть лаборатория, однако, участвуя в фестивале профессиональных театров, стоит задуматься о профессиональном оснащении актеров.

Театр юношеского творчества Санкт-Петербургского Дворца творчества юных - давний участник и партнер фестиваля. В постановке художественного руководителя ТЮТа Евгения Сазонова был показан премьерный спектакль «Пигмалион» Б.Шоу, поставленный по всем законам психологического театра. Ряд актеров получил грамоты за исполнение ролей. Нельзя не отметить, насколько серьезно в театре занимаются основами актерского мастерства.

Камерный театр из Тулы играл пьесу французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар платит!!!». Некогда эта пьеса широко ставилась в СССР. Оказалось, что она ничуть не устарела и воспринимается современно. Режиссер-постановщик А.Басов высветил в спектакле проблему одиночества человека, его неизбывную тягу к душевному взаимопониманию. Неожиданно «хорошо сделанная пьеса» прозвучала как психологическая, раскрыв свои потенциальные возможности.

Камерный театр «Жуки» из Донецка представил моноспектакль «Метаморфозы Зощенко» в исполнении режиссера и актера Евгения Чистоклетова. Серьезное отношение к материалу, бережное обращение со словом вызывают уважение. Но саморежиссура в таком сложном жанре, как моноспектакль, опасна. Отсюда просчеты интересно заявленного, но не до конца воплощенного психологически и пластически спектакля.

Молодежный театр «Свободная версия» города Тукумс (Латвия) показал действительно свободную версию. Жанр спектакля «Случайные утехи» определен философски - «стратегия выживания + микроутопия +НДС добросовестного фанатизма». Его кажущаяся простота обманчива. Сюжет о потере работы, попытках, как правило, неудачных, приспособиться к новым условиям жизни - все это подается без надрыва, с улыбкой, а то и вызывая гомерический смех узнаваемостью ситуацией, поданных с юмором. И как в классической рождественской истории все, в конце концов, улаживается. Удивительно добрый, полный юмора спектакль, в котором смеешься над собой и в то же время, подобно Сказочнику в «Снежной королеве» Шварца, говоришь: «Может быть, все еще будет ничего себе!». Артисты пластичны, музыкальны и, главное, экстраполируют в публику надежду.

Петербургский театр «Этно» - один из немногочисленных профессиональных фольклорных театров в России. Основатель и художественный руководитель театра Юрий Шляхтов. Спектакль «Рождество Христово» поставлен в традициях этого старинного жанра. Маленькое, но удивительно уютное помещение театра в центре Петербурга, на Моховой улице, становится на время спектакля настоящим домом для публики, которая вовлечена в действо и разделяет с актерами радость этого светлого праздника. Великолепна работа музыкального руководителя спектакля Людмилы Смирновой: песни, запевки, колядки замечательно и с настоящим азартом исполняются актерами, создавая праздник. Недаром театр «Этно» удостоен Европейской премии «Престиж и высочайшее качество». Неуклюжесть этой формулировки (или ее перевода) уже не пугает, когда становишься не только зрителем, но участником этого спектакля-праздника.

XVII фестиваль «Рождественский парад» в очередной раз подтвердил свою необходимость театрам, для которых обсуждение критиками их спектаклей стало не только традицией, но и потребностью. А среди зрителей сложилось ядро постоянных посетителей спектаклей «Рождественского парада», которому есть чем гордиться. На нем свои первые премии получили режиссеры Ю.Бутусов, Г.Дитятковский, В.Крамер, А.Могучий, актеры К.Хабенский, М.Пореченков, М.Трухин, А.Зибров и ряд других, не столь медийных, но замечательных.

«Бедный театр» великого польского режиссера Ежи Гротовского развивает заложенные им традиции, и честь и слава Союзу театральных деятелей, Министерству культуру и Петербургскому комитету по культуре, поддержавшим фестиваль и на этот раз.

Фото предоставлены фестивалем

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.