Колонка редактора

Выпуск №6-136/2011, Колонка редактора

Колонка редактора

Люди все разные, твердила я своим детям, когда они были маленькие, своим ученикам, когда преподавала. Мне всегда казалось, что в непонимании этого - причина большинства недоразумений. И сейчас, выпуская театральный журнал, повторяю это же своим авторам, и не только молодым. Объясняю этим же свое желание публиковать разные мнения. Все люди разные, этим и интересны. Даже - люди одной национальности, культуры, образования, возраста. Даже братья. Понять другого - самое интересное и важное приключение жизни, необходимое, чтобы понять себя. Для того (конечно, не только для того) и искусство, и театр - чтобы разные люди хоть на миг стали едины, поняли друг друга, осознали свою уникальность в своей общности. «Не сравнивай: живущий несравним». Не толерантность, то есть терпимость к другим, рождается в театре, а умение обрадоваться другому.

Среди тех, кто присуждал нынче Премию Правительства России, - люди, которые это понимают. Это так важно! «Даниэль Штайн, переводчик» Театра на Васильевском, шекспировский проект Валерия Беляковича, «Золотой петушок» Хабаровского ТЮЗа, о котором не раз писал «СБ, 10», - нынешние лауреаты выбраны неформально, точно. И не только с точки зрения актуальности, идеи - награждены, официально поддержаны живые произведения искусства. Живые и разные.

Дискуссионный клуб этого номера посвящен драматургии последнего десятилетия. Споры о том, какой должна быть современная пьеса, нужна ли она сегодняшнему театру, перетекли в разговор о том, каков же сегодняшний театр. Не нуждающийся в новой драматургии «колоннодубый» театр (определение драматурга Сергея Коковкина), «театр с колоннами, буфетом, завлитом и всем этим самым» (Ксения Драгунская), тем не менее тоже разный. Например, принимающий у себя лаборатории современной драматургии (назван был на круглом столе Нижний Новгород, но таких театров много в разных городах), решающий актуальные проблемы через классику (об этом говорил редактор журнала «Детский театр» Валерий Бегунов) или отражающий путь развития Театра, как Александринка (драматург Алексей Зензинов обратил внимание на соседство в афише «Гамлета» и «Изотова», классики и современной драмы). Александринскому театру и его художественному руководителю Валерию Фокину посвящен в этом номере печальный текст Виктории Пешковой. Ей спектакли, выдвинутые на нынешнюю «Золотую Маску», кажутся окрашенными в черный цвет, а самого Фокина она сравнивает даже не с врачом, который ставит диагноз, а с патологоанатомом. И все же Фокин страстно говорит о современности через классику - об этом, смею надеяться, моя рецензия на «Вечер с Достоевским» Константина Райкина в «Сатириконе». Об этом же - рецензия на премьеру Михаила Левитина «Меня убить хотели эти суки!» Натальи Старосельской. Только на этот раз речь о классике более поздней - о романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей». Неужели нравственность, сострадание, милосердие - ненужные сегодня вещи?

Думаю, это не так. О них говорят со сцены постановки мрачного классика А.Сухово-Кобылина (в номере речь идет о двух «Кречинских», в Златоусте и Благовещенске), но и постановки современных пьес тоже - например, «Гупешки» Василия Сигарева в театре города Касимова. Тему этого, последнего материала (и не только его!), можно определить так: современный автор нашел своего режиссера. В Прокопьевской драме вообще нынешний сезон определили как «Сезон современной драмы» - и вполне в русле этого девиза современная интерпретация... «Карлсона, который живет на крыше»... Интересно... А вот автор обзора тюменского фестиваля «Живые лица» очень ругает постановку пьесы Оли Мухиной «Ю», да и саму пьесу. Мне эта пьеса очень нравится! И старая постановка Евгения Каменьковича в МХТ (тогда еще МХАТе). Может, в данном случае режиссер оказался не тот? Кстати, об МХТ. Выпущенная в прошлом году книга «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии» дает повод Александру Соколянскому повести разговор и о сегодняшнем состоянии театроведения.

Скорбные вести в этом номере тоже есть. Ушли из жизни достойные, любимые актеры. Умер строитель театра, режиссер Александр Попов (Тула). Погибла во время теракта в Домодедово молодой драматург Аня Яблонская (Одесса). Социальные и политические катаклизмы вторгаются в жизнь театра и предсказываются им (об этом - в материале про оренбургскую «Вестсайдскую историю», и не только). Когда уже был сверстан номер, стало известно об уходе из Ярославля директора Волковского театра Бориса Мездрича, который сумел за недолгое время развернуть театр с колоннами в сторону современности. Кто его заменит? Куда ж нам плыть? - не в первый раз спрашиваю в конце своей колонки. Поживем - увидим. Впереди весна.

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (6,75 mb)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.