Саратов. Точным языком жеста

Выпуск №6-136/2011, В России

Саратов. Точным языком жеста

На языке жеста можно сказать абсолютно все. Он не менее, если не более выразителен, чем наш вербальный язык. В этом совершенно уверена доцент театрального факультета консерватории, замечательный хореограф Маргарита Ликомидова. Ее любимый, лучший ученик Алексей Зыков - тоже доцент, заведующий кафедрой пластического воспитания. Многие еще помнят «французские сезоны» в Саратовском театре драмы, когда его смело-стремительная хореография вплеталась в канву драматургии равноправным партнером. Спектакль «Любовь и танец» вообще был чисто хореографическим. У Зыкова одновременно танцевали десятки людей. И еще - на сцене был сам Алексей, виртуозный танцовщик, в совершенстве овладевший сложной техникой модерна и джаза.

Увы, этот блистательный танцевальный спектакль остался в прошлом. За это время Зыков защитил в Москве диссертацию и написал российский учебник для студентов театральных вузов о смысле и значении современной хореографии для будущего актера. И - учил, учил  своих не всегда пластически одаренных учеников доносить через жест и движение весь спектр страстей. Академдрама сделала подарок всем поклонникам этого уникального таланта. Алексей Иванович снова показывает здесь спектакль - дипломный, поставленный на курсе профессора Риммы Беляковой. Либретто, хореография и постановка Зыкова. И, что очень важно, он снова выходит на сцену. В спектакле «DANCE-CLASS Алексея Зыкова» играет самого себя. Как бы делится со зрителем заботами учителя танцев. Как нелегко из этой суматошной, разномастной, экспрессивной толпы вылепить танцующих людей.

В первом действии спектакля мы и увидели это самое «как». В сомнениях и муках рождается их нервный, стремительный, удивительно синхронный танец. Преподаватель изящной «рукой Мастера» показывает азы. Разнородная масса исполнителей круто замешивается в крепкий, сильный, эмоционально выразительный состав. Эти могут уже все: разыграть ироническую сценку с восточным колоритом, исполнить танец отчаяния (три фигурки на сцене в платках, в совершенно нетанцевальных старомодных пальтишках, но в модерне нет слова «нетанцевальный»), показать драматическую историю взрослеющей девочки, которую не смогли понять и удержать ее родители.

Автор не сюсюкает со зрителем, жесткая жизнь выходит на сцену - с пьянством, насилием, попыткой суицида. Эмоциональной кульминацией смотрится «Молитва нетерпеливых». Просьба к «высшим силам» превращается у молящихся в требование немедленного исполнения желания, и сразу, без перехода, - в угрозы, богохульство. Но и от отчаяния есть средство, из петли вынет истинная любовь. Красота в который уже раз спасает мир. Красота искренних чувств, красота движения, жеста, которая сквозит в зыковских танцах, и похожих на новые стили в хореографии, и таких ни на что не похожих.

Великолепны, как обычно, костюмы Юрия Наместникова. Для восточной танцовщицы он придумал пылающее «живое» оперение - «жароптицево». Для массовых танцев достаточно и лоскутков ткани геометрического рисунка. И вот они уже на наших глазах превращаются в юбки, косынки, жилетки.

Новый Ершалаим

Жанр этого спектакля так сразу и не определишь. Молодой человек, артист Саратовской драмы (ученик Григория Аредакова), написал литературный, достаточно смешной, в меру «чернушный», в чем-то трогательный текст. Короткие рассказы Игоря Игнатова в сценическую композицию «Город ангелов» превратили московский режиссер Даниил Безносов и ведущий артист театра Виктор Мамонов.

На Малой сцене драмы оживает уездный город Ершалаим - Ершов, районный центр на самой границе Европы и Азии. Узор металлических конструкций встретился с красным кирпичом стен (выразительны декорации Юрия Наместникова). Крупная железнодорожная станция и великий долгострой Ершова - красная стройка - главные приметы маленького городка. «Несмотря на запреты, или, наоборот, благодаря тому, что запретный плод сладок, я не знаю ничего вкуснее картошки, запеченной в углях на красной стройке», - ностальгически описывает ее Рассказчик в спектакле «Город ангелов». Эту роль с видимым удовольствием играет старший из драмовских ершовцев Мамонов. Егора в юности изображает актер с романтической внешностью Максим Локтионов. А его любимую девушку Янку-фортепьянку - вернувшаяся в театр белокурая красавица Александра Коваленко.

Все занятые в спектакле артисты - таланты и юмористы. Взять хотя бы блистательную характерную актрису Евгению Торгашову (Бабушка). Она разыгрывает один из самых смешных игнатовских сюжетов - в погребе. Или крепыш Денис Заржевский по прозвищу «Зараза» (неподражаемо играет его Андрей Казаков). Или герой Александра Каспарова Ангел. Этот актер сыграет вам все, от Принца Датского до уличного музыканта. Его Ангел -  бывший танкист, худющий, сутулый, с безумным взглядом, чем-то похожий на своего верблюда. Он смешон и дик, как одновременно веселят и пугают нас сумасшедшие. У Ангела жил верблюд, которого он все время таскал за собою и почему-то потом зарезал.

Идеально вписались в актерскую команду спектакля и Светлана Москвина и Валерий Малинин - Тетя Малина с Дядей Сашей. Комические роли очень идут этому, казалось бы, всегда серьезному актеру. Знакомство Тети и Дяди в молодости подано не без лиризма вначале и с нескрываемой иронией потом. Какой уж тут лиризм! В «Новом Ершалаиме» у женщин должна быть крепкая нервная система, иначе не выживешь. Каждый раз, когда мальчишки уходят на запретную красную стройку, как заклинание, повторяет Бабушка одну и ту же фразу: «Только не нырять!» (подвал стройки затоплен и соединяется с прудом). И каждый раз ей приходится спасать кого-нибудь: растворять в керосине занозу величиной с палец, надевать на голову пакет с керосином от вшей, очищать деда, смывая «элегантные черные перчатки» и «блестящие калоши из грязи на босу ногу».

Режиссер-постановщик, талантливый ученик Сергея Женовача, облек иронично-лиричное повествование прозаика в сочную сценическую форму. Стремительный темпоритм, запоминающиеся песни, комичные повторы реплик и сцен, обилие движущихся ширм-декораций. Они то и дело обыгрываются откровенно веселящимися актерами. Живется, в общем-то, «хреново» в некоем «штатце Айова», где все пьют да пьют. Но спектакль недаром называется «сентиментальным путешествием». Все смягчено, сглажено взглядом героя «из детства» и в детство - из серой городской беспросветности. И тогда у безумного танкиста прямо на костылях вырастают маленькие крылышки (мальчишек, провалившихся под лед, спас он). Да и у Бабушки уже «растут». Эти пацаны пропадали на стройках и на пруду, уходя на дно, пытаясь пить, курить, впервые познавая женщину. Увы, мальчишки не растут на манной кашке и бабушкиных наставлениях. Иначе они не были бы мальчишками и никогда не стали бы мужчинами. И в конце концов им приходится бросать свои маленькие городки с железной дорогой и красной стройкой. Или их ждет судьба Ангела-танкиста, Вовки-десантника, красотки Янки, носящей передачи мужу в тюрьму...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.