Тридцать три счастья актрисы/Нина Туманова (Улан-Удэ)

Выпуск №6-136/2011, Лица

Тридцать три счастья актрисы/Нина Туманова (Улан-Удэ)

Народная артистка России Нина ТУМАНОВА в день своего юбилея вышла на сцену Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева в спектакле «Стулья» по пьесе французского абсурдиста Эжена Ионеско. Историю о жизни, смерти, любви и возрасте актриса рассказывает вместе со своими коллегами - Сергеем Рыжовым и Сергеем Левицким. «Стулья» - это игра слов и игра смыслов, абсурд как норма и жизнь как аномалия... Спектакль, сложный для исполнения, актерского существования, рассчитанный на подготовленного, интеллектуального зрителя.

Нина Константиновна принадлежит к плеяде замечательных мастеров бестужевской сцены, которые являют собой пример беззаветного служения профессии, театру, воспитавшему их и ставшему для них лабораторией постоянного творческого поиска. За 33 года на сцене Русского драматического театра Улан-Удэ Нина Туманова сыграла множество ролей современного и классического репертуара, которые стали заметными вехами театральной истории. Актрисе особенно хорошо удавались характеры сильные, властные, за сдержанной, чуть холодноватой манерой ее героинь всегда угадывалась страстная, деятельная натура, способная подчинять себе обстоятельства и превозмогать удары судьбы.

Актриса поступила в труппу Русского театра в 1997 году, уже имея за плечами после окончания Ташкентского театрального института девять лет работы в крепких театральных коллективах Новосибирска, Семипалатинска, Лысьвы Пермской области и несколько десятков сыгранных ролей лирико-драматического плана.

С большой глубиной и правдивостью она создала образ современницы - ткачихи Нади Родионовой в спектакле «Мои надежды» М.Шатрова. А рядом - образ другой Нади в инсценировке повести В.Распутина «Последний срок», деревенской женщины, тихой, умной хозяйки.

Во всех ролях Н.Тумановой чувствуется человеческая сущность исполнительницы, есть такое чувство собственного достоинства, такая человеческая прочность и основательность, такой высокий кодекс нравственности, что сразу ощущаешь незаурядность ее личности. Отчаянная страстная Устинья («Разрыв-трава» И.Калашникова) - человек по-своему незаурядный. В суровый военный быт она вписалась уверенно, как хозяйка, время которой пришло... Актриса создает цельный характер - ее Устинья остается собой и в неистовой любви к Тарасову, ибо сила ее и в слабости. Самоотверженность и высшее чувство справедливости - эти ее черты составляли притягательную силу образа.

Каждый из создаваемых артисткой образов значителен, она никогда не повторяет ранее найденные сценические краски, соединяя колоритность внешнего рисунка и реалистическую глубину образа. Это не раз отмечалось в статьях и рецензиях не только в республиканской печати, но и в тех местах, где актриса вместе с театром побывала на многочисленных гастролях.

В 1981 г. Туманова была удостоена высокой награды - республиканской премии Бурятии за исполнение роли Насти в спектакле «Разрыв-трава». В марте 1982 г. ей было присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Бурятии», а после успешных московских гастролей 1983 г. - звание народной артистки Бурятии. Талант и мастерство актрисы были отмечены не только московской критикой, к Нине Константиновне пришло общественное признание.

Среди ее многочисленных сценических созданий - Медея в одноименной трагедии Еврипида выделяется особо. Эта роль с наибольшей силой проявила всю уникальность дарования актрисы. Министерство культуры СССР наградило премией спектакль и его основную исполнительницу Н.Туманову-Рыжову. Актриса, прекрасно владея еврипидовским стихом и в то же время не впадая в эффектную  декламационность, доносила до зрителей и поэтичность текста, и все переливы мыслей и чувств Медеи... Ее героиня не сказочная царевна Колхиды, волшебница, чарами своими помогающая аргонавтам похитить золотое руно, а хрупкая, маленькая женщина, обладающая огромной силой духа....

90-е годы - период нового творческого взлета актрисы. На II Международном фестивале русских драматических театров национальных республик России в Йошкар-Оле в 1995 году роль госпожи Пернель в исполнении Н.К.Тумановой («Тартюф» Мольера) была отмечена как одна из интереснейших работ в спектакле, получившем высокую оценку московской критики.

В таких работах, как Аркадина («Чайка»), Жанет Фишер («Последний пылко влюбленный») и царица Мария Федоровна Нагая («Смута»)  с блеском проявились самобытная сила, обаяние, искрометный талант и широкий диапазон возможностей актрисы.

Бесспорное признание вызвала ее Аркадина во время гастролей в Иркутске в 1996 году, трагедийной высоты достигла актриса  и в роли  Марии Федоровны Нагой.

В роли Голды в спектакле «Поминальная молитва» Г.Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема актриса поднимается до высокого гражданского звучания. Глубоко проникая в психологию персонажа, Н.Туманова показывает не только хранительницу семейного очага, но и человека, страдающего за судьбу своего народа.

Н.К.Туманова активно участвует в общественной жизни театра, работает над чтецкими программами по произведениям А.Пушкина, А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, современных поэтов, с которыми постоянно участвует в конкурсах и концертах. На республиканском конкурсе чтецов, проведенном к 150-летию со дня гибели А.Пушкина, за композицию «Памятник» актрисе было присвоено 1-е место.

Нина Константиновна очень плодотворно  и талантливо работает в лучших спектаклях театра. Своей искрометной игрой она постоянно доказывает и подтверждает звание признанной примы Русского драмтеатра. В ее репертуаре спектакли «Свои люди - сочтемся» А.Островского, «Делец» А.Толстого, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Пока она умирала» Н.Птушкиной, «Эти свободные бабочки» Л.Герша.

Актриса достигла такого уровня мастерства, когда ей подвластен любой драматургический материал.  Созданные ею образы не только запоминаются, они несут в себе некое духовное таинство, откровение, помогают зрителям что-то познать и открыть в себе, в своей душе.  Талантливо и вдохновенно играет Нина Туманова в трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт» королеву Елизавету, спустя четыре столетия будто снимая покровы времени, обнажая внутреннюю жизнь этой великой женщины, делая ее понятной и в жестокости, и в любви, и в ненависти. 

Ее героиня умна и иронична, властна и гибка, умело обходит подводные камни дворцовых интриг. Великолепно владея словом, Туманова доносит до зрителя все нюансы роли. За  эту роль актриса удостоена высокой награды V Всероссийского конкурса премии «Хрустальная Роза Виктора Розова».

Совершенно в другом качестве предстает актриса в роли Старухи в спектакле «Тридцать три счастья» О.Богаева, в котором действие происходит во сне. Чувствуя стилистику сна, актриса играет образ вполне конкретной женщины - пенсионерки, одинокой и беспомощной, вызывающей жалость и сострадание, но сохраняющей силу духа.

Замечательная актриса сегодня в зените своего творчества, но  по-прежнему в поиске и очень требовательна к себе. В 2009 г. за большой вклад в развитие культуры Нина Туманова награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.

Одна из последних работ Нины Константиновны - Раневская («Вишневый сад» А.Чехова). Встреча с любимым автором состоялась благодаря уверенности режиссера С.Болдырева и вопреки  сомнениям актрисы. Процесс рождения роли стал для нее путешествием души. Роль стала бенефисной.

Творческий потенциал актрисы, ее неуемная трудоспособность говорят о том, что Н.Туманову ждут впереди новые актерские победы. А накануне Нового года, 30 декабря, был подписан указ президента Бурятии о присуждении Нине Константиновне Государственной премии республики в области искусства за 2010 год за роль Старухи в спектакле «Стулья».


Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.