Станция "Галерка"

Выпуск №6-136/2011, Портрет театра

Станция "Галерка"

В декабре свое 20-летие отметил Омский государственный драматический театр «Галерка». Удивительно: театр, родившийся зимой, - один из самых «теплых» в Омске. Радушный, честный и стойкий, несмотря ни на какие обстоятельства. А их в жизни «Галерки» было немало.

К сожалению, юбилей театр отмечает на чужой сцене. Шесть последних лет он играет и репетирует на самых разных площадках города, не имея собственных подмостков. В 2005 году «Галерка» сменила муниципальный статус на государственный. Тогда же «сверху» было решено, что здание бывшего ДК «Юность» 1968 года постройки, которое коллектив занимал более 10 лет, нуждается в реконструкции. А дальше - планы, проекты, сметы, обсуждения, споры и уверения, что «уже скоро», «уже вот-вот».

Основатель театра и его бессменный художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Владимир Витько не скрывает: отсутствие своего дома создает трудности. Театр потерял нескольких актеров, был вынужден «заморозить» ряд спектаклей. «Но если все время думать об этом и переживать по этому поводу, то можно всю оставшуюся жизнь прожить с насупленными бровями», - говорит Витько. Лучше заниматься делом. «Галерка» так и поступает. Благодаря этому и словно вопреки всем обстоятельствам сегодня коллектив сплочен как никогда, труппа на небывалом творческом подъеме, имя «Галерки» известно далеко за пределами Омска. Активная и успешная фестивальная жизнь заставила говорить о театре из Сибири как о продолжателе традиций русской психологической школы с обращением к лучшим образцам отечественной драматургии. В этом отношении «Галерка» - действительно уникальное театральное явление. 20 лет назад, в преддверии времени перемен, проб и экспериментов, группа единомышленников построила свой стиль, если угодно, свою культурную политику на самых немодных ориентирах. Прошло несколько лет, и оказалось, что именно такие ориентиры - самые правильные, нужные и своевременные. Понятный, богатый язык классических текстов, стилевая лаконичность постановок, мудрая мысль в основе и простые в итоге истины о бытии человеческом - оказалось, что несмотря на бесконечное искушение различными «...измами», поголовный сарказм и нарастающее телезомбирование, омскому зрителю не хватало именно этого. «Я за старый русский театр, - не перестает повторять Владимир Витько, - за театр психологический, самый сложный. Где на сцене не разговаривают матом, не  развлекают телом, не заигрывают с публикой. Где зрителя «берут» правдой чувств и заставляют сопереживать героям, пробуждая в нем лучшее, созидательное начало. Наша творческая доминанта какой была 20 лет назад, такой и остается. И постоянно полные залы убеждают меня в том, что мы на правильном пути»...

Пространство для самовыражения

...8 актеров, сцена городского Дома учителя и три спектакля («Мисюська» Г.Завалова, «Дом окнами в поле» и «Прощание в июне» А.Вампилова) - так начиналась «Галерка». Сегодня в числе ведущих артистов - участник самого первого творческого состава «Галерки», ныне заслуженный деятель культуры Омской области Сергей Шоколов. А детская сказка «Мисюська» до сих пор в репертуаре. Этот спектакль здесь чтут и уважают, а зритель не перестает создавать ажиотаж в кассах.

Стоит заметить, что в театре довольно много спектаклей-долгожителей. И большинство из них поставлено не по каноническим текстам классики, а на материале, наименее известном широкой зрительской аудитории: «Во всю Ивановскую» В.Крупина, «Семейный портрет с посторонним» С.Лобозерова, «Миленький ты мой» М.Ворфоломеева... За эти годы не раз менялись составы исполнителей, в жизни спектаклей были перерывы. Единственно неизменным оставалось внимание зрителей.

Кстати, «Семейный портрет с посторонним» стал одной из первых постановок этой пьесы Лобозерова в России. Этот же спектакль стал первым в «лобозеровской» линии театра. Привлекала глубинная житейская философия, скрытая под яркими, сочными образами, живущими по законам комедии характеров. Сейчас в афише «Галерки» четыре спектакля Степана Лобозерова: «Семейный портрет с посторонним», «Семейный портрет с дензнаками», «В ста шагах от праздника» и «Маленький спектакль на лоне природы». В прошлом году театр устроил мини-фестиваль, который назвал «Вечера с драматургом Степаном Лобозеровым». Гостем фестиваля стал сам автор, с которым театр давно завязал теплые, дружеские отношения.

Для своих постановок Владимир Витько всегда берет такой материал, который открывает актеру дорогу, дает карт-бланш, - с глубокими характерами, сложными как в своей многогранности, так и в кажущейся простоте. Вот такая вот связь: театр представляет драматургию, драматургия представляет актера, а выигрывает от этого зритель. С первого дня репертуар театра отвечал этим задачам. И потому практически каждый новый актер, приходивший в труппу, получал широкое пространство для самовыражения и после премьеры привлекал внимание журналистов и критиков.

Так, «Семейный портрет с посторонним» (режиссер В.Витько) в 1992 году представил актрису Светлану Гассан, пришедшую в новый театр в первые же месяцы. «Шуты села Степанчиково» (режиссер С.Стеблюк) открыл зрителю супружескую пару - Татьяну Майорову и Константина Левашова, приехавших в 1994 году в Омск из Алма-Аты, а также артиста Виталия Баусова. В том же году главную роль во «Фроле Скабееве» по Аверкиеву (режиссер Ст.Илюхин), ставшую любимой на много лет, сыграл Павел Кондрашин. Спектакль «Нахлебник» И.Тургенева (режиссер В.Витько) появился в репертуаре с приходом заслуженного артиста России, ныне народного - Юрия Гребня, вернувшегося на родину, в Омск, с супругой Светланой Романовой по приглашению «Галерки» после 24 лет работы в Заполярном норильском драмтеатре. Вместе с артистом Анатолием Кузнецовым Юрий Гребень сыграл в спектакле «Весельчаки» Нила Саймона (режиссер Ст.Илюхин). В грибоедовском «Студенте» (режиссер Ст.Илюхин) главную роль исполнил заслуженный артист России Валерий Скорокосов, пришедший в «Галерку» из Омского академического театра драмы. В 2001 году в спектакле «Лентяй» по А.Толстому (режиссер В.Витько) публика увидела замечательную работу заслуженной артистки России Валентины Киселевой, в недавнем прошлом актрисы Омского ТЮЗа. Примеров можно приводить еще много. В конце 1990-х в театре появились новые актеры: Татьяна Гриднева (зрители помнят ее в «Татьяне Репиной» А.Суворина), Александр Карпов (Бусыгин в «Старшем сыне»), Наталья Новикова (Зина в «Чулимске»), чуть позже пришла Светлана Бондарева («Ханума»).

Эксперименты и фестивали

С 1998 года Владимир Витько стал приглашать в труппу молодых выпускников театральных учебных заведений. В основном это были Иркутское театральное училище и Екатеринбургский театральный институт. Сегодня в театре работают Светлана Крюкова, Ольга Тренбач, Виталий Кошкин, Артем и Даниэль Савиновы. Оказалось, что молодежь вся до одного поющая и танцующая, и не использовать их талант было бы просто преступлением. В репертуаре появился музыкально-поэтический спектакль «Сергей Есенин», «Лето господне» по прозе Ивана Шмелева. А для создания музыкального образа в спектакле «Деньги для Марии» (инсценировка повести В.Распутина) В.Витько обратился в Новосибирский центр «Играй, гармонь!» к Анастасии Заволокиной. Присланные ею материалы вошли в омский спектакль, став эмоциональным контекстом и усилив его философское звучание.

В работе «Галерки» много по-настоящему уникального. Одним из таких стало проведение Вампиловского фестиваля, названного «Пять вечеров с Вампиловым». Это был фестиваль не только одного драматурга, но и одного театра - «Галерки». Владимир Витько поставил все основные пьесы Вампилова, осуществив таким образом свою давнюю идею. К этому автору здесь всегда относились очень бережно, трепетно, ставя его в один ряд с Чеховым, Гоголем, Островским, Достоевским, Тургеневым. Именно Вампилов стал тем автором, который помог «Галерке» заявить о себе за пределами Омска. В 1999 году «Галерка» впервые приняла участие в фестивале. Это был II  Всероссийский театральный фестиваль «Байкальские встречи у Вампилова». За спектакль «Прошлым летом в Чулимске» омский коллектив получил «Гран-При» в номинации «Лучший спектакль фестиваля».

С тех пор началась в жизни театра фестивальная глава, которая по сей день пополняется новыми творческими завоеваниями и профессиональными наградами. Еще 4 раза ездил театр в Иркутск на Вампиловский фестиваль. Дважды заявлял о себе в Тюмени на «Золотом коньке». Пять раз участвовал в фестивале «Русская классика» в Лобне, два раза играл на «Мелиховской весне» и шесть раз представлял спектакли на московском «Золотом Витязе». Практически со всех фестивалей труппа возвращалась с наградами. А летом этого года произошло еще одно важное событие. Впервые коллектив «Галерки» отправился в Европу - во французскую столицу. Омский театр представлял культуру региона на национальной выставке в Париже. Публику настолько впечатлила программа «Галерки», собранная из музыкальных и вокальных номеров разных спектаклей, что вместо одного запланированного выступления «Галерка» работала все дни выставки.

В честь зрителя

Сегодняшняя жизнь «Галерки» насыщена событиями не менее, чем история театра. Коллектив активно гастролирует по северным городам. К списку фестивальных побед совсем недавно добавилось еще две. Спектакль «Что ни дело - то комедия» по пьесе А.Островского «Тяжелые дни» получил высокую оценку жюри фестиваля «Русская комедия» в Ростове-на-Дону, а исполнитель главной роли Дмитрий Писарев был удостоен диплома «Молодое дарование фестиваля». Успешным оказался первый режиссерский опыт артиста Кирилла Витько: моноспектакль «Андрей Ефимыч» по чеховской «Палате № 6» на последнем «Золотом Витязе» отмечен в номинации «Спектакль малой формы». После этого молодой режиссер взялся за постановку водевиля В.Соллогуба «Беда от нежного сердца».

«В нашем театре нет проблемы ЧТО ставить. Есть вопрос ЧТО за ЧЕМ ставить», - улыбается художественный руководитель «Галерки».

Среди огромного количества творческих планов, задумок и идей у руководителя есть одна - давняя, заветная. Когда-нибудь создать на базе театра постоянно действующий театральный центр, творческую лабораторию, которая принимала бы в своих стенах самые разные театры, объединенные общей целью - созидать. Возможно, в нынешние времена это кажется даже наивным. Однако двадцатилетний опыт доказывает обратное. Главное - делать свое дело. Когда здание театра закрылось на реконструкцию и коллектив искал подходящую площадку, зрители постоянно спрашивали в городских кассах: где искать «Галерку»? Та самая публика, которая век-два назад приходила в театр за ответами на свои простые и сложные, житейские и житийные вопросы. Покупала недорогие билеты на галерку и была свободна от всяческих социальных, идеологических и прочих дифференций. Она была самая преданная и благодарная. Именно в ее честь и назван омский театр.

Когда у «Галерки» появится свой дом и родная сцена, жизнь войдет в привычное русло, все наладится. Как сказал недавно режиссер из Санкт-Петербурга Андрей Максимов, неоднократно работавший с омским театром, «я тоже начинаю надеяться и ждать вместе с труппой, когда построят новое здание, а рядом с ним, может быть, и станцию метро. И очень хотелось бы, чтобы она называлась «Галерка».

Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.