Обманывайте меня дальше!/Театр кукол Карелии

Выпуск №6-136/2011, Портрет театра

Обманывайте меня дальше!/Театр кукол Карелии

15 декабря Театру кукол Карелии исполнилось 75 лет.

Театр кукол любить легко. Здесь целый час можно прекрасно сидеть в зале, набитом маленькими человечками, и слушать, как они здорово реагируют на представление. И радоваться прозрачности сюжетов, где сразу видно, кто добрый, а кого накажут.

И люди здесь хорошие, как специально. И актеры интересные, и мастера профессиональные. Слово «чудо» - в их рабочем обиходном языке, а изготовление чудес - часть профессии. Обязательно удивишься, даже если уже пять раз смотрел спектакль.

И кресла здесь удобные, и спектакли недлинные, и билеты недорогие.

Как хорошо, что этот самый маленький из профессиональных театральных коллективов Республики Карелия не исчез в сложные времена, не закрылся, а, напротив, расцвел и радует нас вот уже 75 лет!

Наше время

Театр кукол Карелии - коллектив достаточно известный в театральном сообществе. Наши спектакли участвуют во всех крупных фестивалях, проходящих в формате театра кукол. Несколько лет подряд постановки становились номинантами премии «Золотая Маска». Участие в международных проектах позволяет расширить контакты и дает возможность оценивать свой потенциал в широком мировом контексте театральных веяний. Сегодня зрителей карельского театра кукол не запугаешь словами «европейский авангард» - публика оказалась заинтригованной происходящими здесь экспериментами. Новации, пробы синтеза жанров, освоение разных языков подачи классических произведений, в основном, предназначены для взрослой аудитории, хотя и дети не без удовольствия наблюдают горы песка на сцене в спектакле «Как и почему» по сказкам Киплинга (режиссер Наталья Пахомова) и их не смущает видеоряд, начинающий и завершающий действие. И игра с разными формами представления, от балагана до театра теней, в осовремененном сюжете «Про Курочку Рябу, или Сказке о простом счастье и золотом несчастье» (режиссер Артем Макеев), где главная героиня явно списана с Умы Турман из фильма Тарантино, сразу была принята детьми.

Между тем, здесь чтут опыт предшественников и сохраняют традиционный театр, такой, как в нашем детстве. И «Три поросенка» (режиссер Александр Довбня), и «Сказка о глупом мышонке» по-прежнему радуют зрителей, и после премьеры «Гусенка» (режиссер Наталья Пахомова) не нужно делать умное лицо, выходя из зала.

Сейчас в репертуаре театра более 30 живых спектаклей. Есть «хиты» вроде «Царевны-лягушки», спектакля, уже 20 лет, к удивлению всего театра, не сходящего со сцены. Есть «фирменные» постановки, которыми особенно гордятся и которые возят на фестивали и конкурсы. Самый знаменитый в этом плане - спектакль «Золоченые лбы» (режиссер Алексей Смирнов), отмеченный премией «Золотая Маска», наградой фестиваля «Петрушка Великий» и признанием зрителей местных, столичных и европейских.

«Золоченые лбы» по сказу Бориса Шергина - спектакль очень сложный, многоплановый, со множеством маленьких событий, требующих предельной внимательности к любому движению и актерского профессионализма. Двое актеров управляют двадцатью марионетками, причем между собой на сцене замечательно общаются и куклы, и сами актеры, и вместе с ними - публика. Действие получается волшебным, бытовые вещи запросто превращаются в сказочные: изобретательности режиссера и художника можно только завидовать.

Есть у театра спектакли «звездные» - те, которые ставили известные режиссеры - Руслан Кудашов, Николай Боровков, Александр Борок, Кристиан Глоцнер, ученик знаменитого кукольника Франка Зонле, и художники - Анна Викторова, автор многих спектаклей в театре «Кукольный формат», лауреат «Золотой Маски», Алевтина Торик, Полина Чуфырева. Спектакли разножанровые, демонстрирующие приличный профессиональный уровень актеров, способных в предложенных условиях работать с разными видами кукол или живым планом.

Руслан Кудашов, глава петербургского Большого театра кукол, режиссер, преподаватель и всевозможный лауреат, поставил у нас два спектакля - «Русалочка» и «Прогулки с Винни-Пухом». Оба - в своей манере, помещая сюжет в глубину философских, культурологических и прочих серьезных идей. Для него книга о Винни-Пухе А.Милна - это «Гамлет» детского театра - такова мера драматизма этой сказки, где, по мнению режиссера, речь идет и о самопожертвовании, и о преодолении страха, и о различных откровениях. Спектакль вышел обстоятельный и лиричный, поскольку о детстве - особой части души каждого - многие взрослые привыкли думать в поэтическом ключе. «Русалочка» Кудашова - это мир не наяву, совсем другая, не земная, стихия. Известную историю Андерсена рассказывают матросы, и сказка у них превращается в морскую легенду, где - согласно жанру - есть и ужасы, и нагнетание таинственного, и драма, и несчастливый конец. Точно соответствует замыслу сценография спектакля: действие происходит между канатов, парусов, рей и мачт старого корабля, такого «летучего голландца», населенного странными персонажами.

Николай Боровков, режиссер совсем другого склада, напротив, постарался уйти от «невеселого» Андерсена и поставил в театре «Снежную королеву» по пьесе Евгения Шварца. Сказал, что ориентировался на впечатление, которое в детстве произвела на него «Снежная королева» в Ленинградском ТЮЗе. Получился добрый спектакль, легкий, несмотря на то, что здесь артисты работают с непростыми куклами-марионетками.

Александр Борок, главный режиссер Челябинского областного театра кукол, тоже пошел не по проторенному пути и поставил в нашем театре «Аню в стране чудес». Для него это обычное дело: если он ставит «Чайку», то вовсе не по пьесе Чехова, а по Б.Акунину. Если «Алису в стране чудес» Л.Кэрролла, то не в привычном нам переводе Демуровой, а в мало популярном пересказе Владимира Набокова, сделанном специально «очень русским» для детей эмигрантов.

Спектакль играется в так называемом «черном кабинете»: актеров не видно, и мерцающая улыбка Чеширского кота очень натурально зависает в пространстве. На сцене заняты семь актеров, отвечающие за три десятка кукол. Для того, чтобы эффект превращений героини Кэрролла был полным, роль заглавного персонажа исполняют целых четыре куклы разных размеров. «Просто не понимаю - как это сделано! И не хочу понимать. Обманывайте меня дальше!» - сказала одна из зрительниц после окончания действия.

Наши зрители, кажется, уже ко всему готовы, но «Щелкунчик и Мышиный король» удивил даже искушенных. Герои сказки обходятся без слов, а головы - порой без тел, актерам позволено импровизировать по ходу спектакля. Художественным руководителем спектакля стал известный в мире кукольник Франк Зонле, а осуществил замысел мастера на нашей сцене его ученик Кристиан Глоцнер, художественный руководитель собственного театра кукол в Тюбингене.

Сегодняшнюю политику театра во многом определяют и здоровые амбиции главного режиссера театра Натальи Пахомовой. Она молода, энергична и ничего не боится. В прошлом сезоне ее спектакль «Собачья сказка» по повести К.Чапека был номинирован на «Золотую Маску».

«Собачья сказка» - это история о том, как собаки сотворили человека. Спектакль многослойный, с неожиданными решениями, интригующими как детей, так и взрослых. Все действие представлено глазами пса, и некоторые сцены мы видим буквально из-под стола, где прячется герой во время хозяйского веселья в трактире, и лошади на конюшне кажутся нам огромными - такими, наверное, их видит щенок. Бытовая жизнь героев представлена подробно, со звуками и едва ли не с запахами, вполне осязаемо. Мистическая часть истории - философская новелла - выглядит продуманно контрастной: здесь нет вещей, все зыбко, нереально и таинственно. На стыке этих миров, наверное, и должны рождаться вопросы о смысле жизни, вере и преданности.

Другой спектакль Пахомовой - «Скверный мальчишка» по сказке Андерсена - уже окрестили фестивальным. Куклы только сопровождают основное пластическое действие этой короткой истории о невозможности счастливой любви. Режиссер экспериментирует с пластикой актера и геометрией заданного пространства, принуждая персонажей, обходясь без слов, обращаться к другим средствам выразительности.

Согласуясь со временем, которое вынуждает театр не почивать на лаврах, а стремиться к достойному выживанию в непростых экономических условиях, планы коллектива определены на самое ближайшее будущее. Планы перспективные, порой дерзкие, обещающие новые открытия и радости.

Историческая справка

Театр кукол Карелии родился 15 декабря 1935 года. В этот день при участии актеров, окончивших в Москве курсы руководителей кукольного театра под руководством Сергея Образцова, прошла премьера спектакля «Рис». Речь шла о Китае, о детях Муш и Нуги, бедняках, работавших на рисовых плантациях. Несколько спектаклей, поставленных до «Риса», договорились считать самодеятельными.

В то время отдельного театра кукол не было - актеры репетировали сначала в составе ТРАМа (театра рабочей молодежи), потом - ТЮЗа. В 1937 году ТЮЗ был ликвидирован, кукольников передали в ведение Карельского государственного театра, но и тогда не знали, «кому нужны эти куклы и для чего». И только в январе 1938 года появился Петрозаводский театр кукол со своей репетиционной базой и залом на 100 мест. Актеры играли на своей сцене и ездили с гастролями по республике, навещая колхозников, лесорубов и детей из сельских школ. Для этих целей за театром числился гужевой транспорт - лошадь.

Позднее к работе над кукольными спектаклями стали привлекать ленинградских режиссеров и художников. Театр поддерживали известные люди - С.Н.Шапиро, основатель БТК, художник С.А.Рубанович, драматург Л.Т.Браусевич.

На время Великой Отечественной войны труппа театра была расформирована. После войны в репертуаре театра - классические сказки, «идейные» пьесы и оригинальные произведения с учетом местного колорита.

В 1959 году в ЛГИТМиКе открылась кафедра театра кукол, которую возглавлял М.М.Королев. В Петрозаводском театре кукол стали появляться актеры с профессиональным образованием. До этого труппу составляли бывшие рабочие, служащие и даже колхозники - все энтузиасты «кукольного дела». Среди них были талантливые, яркие артисты, имена которых остались в истории театра. Юрий Андреев - один из них. На протяжении многих лет он определял политику театра: влиял на формирование репертуара, приглашал творцов, которых считал интересными, писал пьесы, ставил спектакли, много играл и воспитывал смену.

Повезло театру и с художником. В конце 60-х сюда пришла работать Христина Скалдина, прекрасный мастер, новатор, умеющий сочетать выразительность образов и их функциональность. В Карелии она была знаменитостью.

Когда речь заходит о самых ярких постановках театра, то сразу вспоминают «Карельский сувенир» - спектакль, поставленный по заказу телевидения Финляндии в 1974 году. Тогда театр собрался на первые в своей жизни зарубежные гастроли. Проект возглавил сам М.М.Королев, а режиссером был его ученик Вениамин Советов. Действие пьесы происходило в сувенирной лавке. Куклы появлялись из предметов (ковшей, ложек, плошек), которыми торговали придумывающие эту историю продавцы. Сочетание живого плана и планшетных кукол было по тем временам делом необычным. Спектакль очень хвалили, а главный комитет ВДНХ СССР наградил Христину Скалдину бронзовой медалью.

Кризис в театре начался в конце 80-х. Нестабильная экономическая ситуация в стране, связанная с перестройкой, здорово ударила по культуре. Актеры стали уходить из театра на вольные хлеба, гастрольная деятельность была приостановлена.

Новую жизнь коллектива принято отсчитывать с 2002 года, когда директором театра стала Елена Ларионова. Она отказалась рассматривать вверенный ей театр как провинциальный коллектив, готовый строить декорации «из спичечных коробок». В ее планы входило включение театра в общий театральный процесс России. Ларионова начала приглашать молодых, неординарно мыслящих режиссеров, вывозить театр на фестивали, искала актеров, рисковала, ломала стереотипы. Во многом благодаря ее усилиям и энтузиазму труппы театр стал интересен и даже знаменит.

Сейчас театром руководит Любовь Васильева. Она не отказалась от тех направлений, которые были заложены в период развития театра. «Мы понимаем, что театр, взявший такую высокую планку, не должен останавливаться», - считает директор.


Фото предоставлены театром кукол Карелии

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.