Смоленск. Звездный час обыкновенного человека

Выпуск № 7-137/2011, В России

Смоленск. Звездный час обыкновенного человека

В январе, почти сразу после рождественских каникул, в Смоленске появился Игорь Войтулевич. Он прибыл в театр драмы как приглашенный режиссер на постановку необходимой театру кассовой комедии. Падкая на сенсации смоленская пресса едва ли не наперегонки печатала интервью, варьируя фактически один и тот же волнующий околотеатральную общественность вопрос: не останется ли режиссер в нашем городе снова на длительный период. Это и понятно: Войтулевич проработал в Смоленском театре драмы почти десять сезонов, хотя поначалу планировал поставить всего два названия, является автором ярких, совершенно новых для Смоленска по форме и театральному языку спектаклей - «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Дон Жуан», «Лев зимой», «Красный шут», «Цианистый калий... с молоком или без?», «Снегурочка», «Играем в кабаре» и других. До сих пор в репертуаре остаются поставленные им «Страсти роковыя», «Кармен», «Эдит Пиаф», «Ромео и Джульетта».

Окончательно возвратившись в 2004 году в Москву, режиссер выпустил курс на эстрадном отделении ГИТИСа, поставил несколько спектаклей, в том числе «Дядюшкин сон» Достоевского, и снял семь телесериалов - от «Татьяниного дня» до «Обручального кольца».

И вот, наконец, 24 февраля состоялась премьера его нового смоленского спектакля - заказной кассовой комедии. В качестве драматургической основы режиссер выбрал переведенную на восемь языков и обошедшую многие театры мира пьесу американца Кена Людвига, известную под двумя названиями: «Звездный час» и «Одолжите тенора». В процессе работы обрел другое имя: «Benvenuto, Отелло!», что в переводе означает «Добро пожаловать, Отелло!».

Пьеса - классическая комедия положений, смешная, с туго закрученной интригой и неизбежным хеппи-эндом. В ее основу положен реальный случай, произошедший в 30-е годы прошлого столетия в одном из американских оперных театров, куда приезжает на гастроли прославленный итальянский тенор Тито Мерелли. Однако в силу стечения обстоятельств оперная знаменитость выйти на сцену не смогла. Театр полон, все билеты проданы! И тогда главную партию в гастрольном спектакле «Отелло» вместо Мерелли исполнил администратор местного театра - певец-любитель... Положение было спасено, но главное - никто, даже коллеги по сцене, не заметил подмены.

Однако Войтулевич изменил бы себе, если бы, заставляя зрителя в буквальном смысле слова рыдать от смеха, не превратил анекдотичную ситуацию в размышление о людях, о жизни, о театре. Его спектакль о вере в себя, в свои возможности, о том, как это происходит, что в экстремальных обстоятельствах обыкновенный человек вдруг оказывается героем. Или, как в пьесе Кена Людвига, помощник директора Макс, скромный, уступчивый и во всем послушный своему экстравагантному шефу, решается выйти на сцену не только в образе Отелло, но и в образе боготворимого публикой итальянского тенора. И побеждает!

В пьесе все объясняется довольно просто: Макс влюблен в дочку директора Мэгги, которая обожает пение Мерелли. Он хочет произвести на девушку впечатление, и, в общем-то, история заканчивается ко всеобщему удовольствию.

В спектакле «Benvenuto, Отелло!» финал открыт. Как это чаще всего бывает в жизни, человека со способностями, но без имени в нужный момент используют, а затем бросают за ненадобностью. Или оставляют до следующего раза... Да, действительно, Макс спас от скандала и театр, и приезжую знаменитость, действительно, у него прекрасный голос, что признано самим Мерелли... Но сложится ли в дальнейшем его певческая карьера, как в пиковой ситуации клятвенно обещал ему Сондерс? Это вопрос. Во всяком случае в Кливлендском театре это вряд ли произойдет, ибо профессиональный продюсер Сондерс отлично знает, что публика - дура, что она валом валит только на известных, раскрученных артистов.

Буквально же на следующий день после отъезда Мерелли по городу развешивают афиши новой знаменитости - итальянского тенора Скараватти, который приглашен исполнить главную партию в опере «Кармен». Как будут изнемогать от ожидания восторженные поклонники новой звезды, мы только что видели...

Хотелось бы отметить сценографию Светланы Архиповой, которая создала на сцене роскошную обстановку, усиливающую театральность происходящего. Как всегда, безукоризненна выполненная с большим вкусом музыкальная составляющая спектакля - работа Дмитрия Монахова. Актеров режиссер выбрал хорошо знакомых, с которыми в свое время он сделал не один спектакль. Это Ирина Голованова (Мария) и Елизавета Зима (Джулия), Игорь Голубев (Тито Мерелли), Олег Кузьмищев (Сондерс), Ирина Лисенкова (Диана). Но и молодые актеры, Виктория Клевцова-Абакумова (Мэгги), Андрей Шанин (Посыльный), с которыми Войтулевичу впервые пришлось работать, отлично справились с поставленной задачей. А уж для исполнителя роли Макса Андрея Курганова «Benvenuto, Отелло!» и встреча с Игорем Войтулевичем - без преувеличения, звездный час.

Фото Владимира Щукина


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.