Уфа. Жить, не теряя надежду

Выпуск № 7-137/2011, В России

Уфа. Жить, не теряя надежду

Всякий раз, когда в одном театре подряд смотришь несколько спектаклей, они сами собой складываются в некую систему.

Так, шесть постановок, показанные в самом начале февраля московским критикам, явили увлекательное многообразие творческих интересов труппы Башкирского театра драмы им. Мажита Гафури.

А.П.Чехов и Вуди Ален, А.Н.Толстой и Мухаметша Бурангулов, наконец, почти обязательный для каждой тюркоязычной сцены Туфан Минуллин - набор имен в афише впечатляет, равно как и уровень актерского мастерства или режиссерских решений.

На малой сцене молодой режиссер Наркас Искандарова и художник Руслан Мегалимов поставили «Парящую лампочку» Вуди Алена (под названием «Доброе утро, Энид!») - лирическую историю о том, как разные, явно утомленные друг другом люди объединяются в стремлении к мечте, в намерении полноценно самовыразиться.

Озабочены этими творческими устремлениями каждый по-своему, да и результат, совсем не позитивный, заранее известен, но на какой-то новый уровень героям выйти все-таки удается: преодолев наивное стремление к славе, они лучше узнали друг друга.

Даже собственный азарт творчества они, кажется, осознали по-новому.

Если принять за аксиому, что вся современная американская драматургия произошла из шедевров О'Нила и Уильямса, то явное влияние на ход сюжета, созданного Вуди Аленом, психологических коллизий «Стеклянного зверинца» не покажется неожиданным. Больше того, лирическая природа пьес очевидно совпадает. Режиссер последовательно эту мысль развивает. Надежда увидеть сына в шоу типа нашей «Минуты славы» вдохновляет героиню, даже неузнаваемо преображает ее. Затурканная безликим бытом Энид - мать двоих сыновей и жена игрока-неудачника, общаясь с возникшим в доме менеджером от шоу-бизнеса, ненадолго обретя мечту и надежду, становится прекрасна - в ней тоже открываются дремавшие под спудом творческие силы. И пусть закомплексованный невротик-сын свой шанс теряет, а неудачник-муж упрямо стремится к несбыточному, но, даже бросившись на супруга с пистолетом и, чисто по-чеховски, промахнувшись, Энид выигрывает у судьбы новую дозу природного оптимизма, чтобы жить, не теряя надежды.

Актриса Эльвира Юнусова с первых мгновений поражает подлинностью существования. Поначалу перед нами потихоньку спивающаяся женщина, давно махнувшая на себя рукой. Ординарный, безликий и безрадостный дом ею тоже заброшен, отчего тут давно не живут, а лишь тянут лямку, нехотя симулируя родственные связи. Сын Пол - Урал Аминов с его невротическими припадками замкнут и мерцательно импульсивен. Муж Макс - грустно-ироничный и усталый в исполнении Алмаса Амирова, даже врет нехотя, не слишком стараясь скрыть очевидность супружеской неверности и фатальных неудач в играх с фортуной.

Младший сын Стив - Артур Кабиров, пожалуй, больше прочих озабочен возможностью помочь старшему брату - в нем светится творческий азарт, но все у него получается по-детски наивно, хотя и трогательно.

Энид делает последнюю попытку хоть как-то вырваться из этого унылого круга, неожиданно встретив стареющего менеджера от шоу-бизнеса Джерри Уэкслера и уверяя его в необычайном таланте своего сына. Хамит Яруллин тонко сыграл человека опытного, корректного, способного увлечься, но не терять головы. Лирические токи, пронизавшие общение Энид и Джерри, иссякают так же внезапно, как и возникли...

Режиссер легко и изящно выстраивает отношения героев, избегает назойливого изображения некоей «западной манеры» общения и не прячется за столь же «зарубежными» реалиями быта. А потому, увлеченные сутью, актеры играют наполненно и свободно.

«Свадьба» А.П.Чехова, поставленная Борисом Цейтлиным, - блестящий пример авторского спектакля, странного, противоречивого, но увлекательного.

Чеховской истории постановщик следует не прямо, а через длинный ряд сложно сочетаемых ассоциаций, превращающихся в суверенный режиссерский сюжет, вполне «перпендикулярно» соотносимый с классической коллизией мещанской свадьбы - сюжета вечного, разнообразного в оттенках, даруемых каждой новой эпохой.

Перенеся действие в сегодняшний ресторан-«поплавок», симулирующий обстановку корабля, готового к плаванию, режиссер убеждающе показывает, что нынешним героям ближе «психологический пейзаж» Брехта и Зощенко, если не Маяковского с его «Мистерией Буфф». Чеховское слово тут возникает лишь цитатно, оно часто необязательно.

Идея Феллини «...А корабль плывет», идея ковчега используется здесь с драматической иронией, даже сарказмом. Тупое сообщество мещан и обывателей к сакральному ритуалу свадьбы относится без душевного трепета - это очередной банальный повод выпить и закусить. Даже нормального тоста они произнести не способны.

Типажи гостей, меж тем, легко узнаваемы: жених Апломбов (Руслан Хасанов), похожий на Кинг-Конга, ряженого в подобие смокинга, невеста Дашенька (Светлана Хакимова) - давно перезревшая Агафья Тихоновна, Змеюкина (Минзалля Хайруллина) - уставшая от славы Лайза Минелли, так и не спевшая положенный по сюжету романс. Страховой агент Нюнин (Ирек Булатов), поимевший с хозяйки 25 рублей за свадебного генерала, облачен в униформу Остапа Бендера. А пострадавший за любовь к техническому прогрессу телеграфист Ять Алмаса Амирова, в кислотных джинсах похожий на Дуремара, и вовсе пытается утопиться, но все же возвращается на корабль.

Основной сюжет постановщик сопровождает множеством параллельных мотивов. Своя жизнь тут у оркестра и у озабоченных серьезным делом официанток. Восторженный моряк - Урал Аминов, вдохновенно пляшущий яблочко, - единственный, кто понимает с полуслова простодушного и наивного старика Ревунова-Караулова, которого Ильдар Саитов представил в лирическом облике «пророка в своем отечестве», существом, никому не интересным, для всех смешным своею чистотой и беззащитностью. Никем не понятый и оскорбленный, старик с полными слез глазами, но без гнева, а даже с христианским смирением покидает эту тупую нечисть и под патетически романтичную музыку Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта» на невесть откуда поднявшихся парусах уходит в безбрежное море. И особенно грустно видеть в финале, что кораблик Ревунова-Караулова... бумажный, а добро по-прежнему беззащитно.

Детский спектакль - «Золотой ключик» А.Н.Толстого - поставлен главным режиссером театра Айратом Абушахмановым и художником Рустемом Баймухаметовым (режиссер-ассистент Алмас Амиров) без каких-либо новшеств в отношении сюжета и его конфликтных линий (то есть, Карабас-Барабас - вовсе не устрашающий голос с небес и уж никак не жертва обнаглевших артистов, хотя обе версии уже приходилось наблюдать).

Идея спектакля проста: творчество есть сама жизнь, предел ее восторженных стремлений, а потому большая часть перестановок происходит на глазах у зрителей, являясь частью чарующего волшебства: яркие краски города сменяются парковыми зарослями, а за нарисованным на холсте очагом открывается дверь на просторную сцену - иди и твори!

Пьеса прекрасно разошлась между молодыми актерами, а «старики» благоразумно отошли на второй план. Неизбежные купюры (спектакль длится меньше часа) не кажутся досадной небрежностью - юные зрители хорошо знают сюжет и легко в нем ориентируются.

Молодежь постарше восторженно воспринимает перипетии сюжета романтической музыкальной драмы «Шауракэй», красивой и чуть лукавой истории любви юных героев, весело преодолевающих все препятствия, чинимые мракобесием нелепых традиций.

Спектакль режиссера Азата Абушахманова и художника Димитрия Хильченко пронизан воздухом и солнцем, полон музыки и красок, чуток к традициям башкирского народа, его колоритной и памятной старине.

Зрители, в свою очередь, трогательно относятся к событиям пьесы, искренне сочувствуя юным героям, а перед началом и в антракте с удовольствием фотографируются, как бы принимая их облик на фотопанораме, какие используют фотографы на курортах.

Снова хорошо проявила себя молодежь Театра Гафури. Интересно следить за тонкой и нервной, живой и веселой Шаурой - Гульсесек Фазлаевой, за восторженным и романтичным Суракаем - Русланом Хайсаровым, чья душа, кажется, светится неизбежным счастьем и радостью.

Но и зрелые мастера своего не упускают. Трогает природной искренностью и простодушием незадачливый перезрелый жених Юлготло Харматуллы Утяшева. Забавна смелая до наглости, хитрая и обаятельная старуха Сабира, сыгранная на грани риска артистом Алмасом Амировым с хорошим знанием не только комедийной техники, но и женской сущности.

Сюжеты из современной жизни, как правило, выглядят не столь убедительно. Мелодрама Туфана Минуллина с риторическим названием «Грешно ли любить?» - первый пример подобной приблизительности. Здесь, увы, игра идет в одни ворота: все происходящее в пьесе легко предвидеть на полчаса вперед. Переживания 35-летней женщины, внезапно осознавшей греховность своего статуса любовницы, выглядят вымученными, равно как и метания бизнесмена Хабира, который, будучи неверующим, идет, однако, к мулле, чтобы пофилософствовать на тему «Грешно ли любить?». Ни мастерство актеров, ни проникновенность отдельных эпизодов ситуацию не спасают. В пьесе все остается на уровне идей, слов, правильных мыслей, которые оспаривать никому не приходит в голову.

Вторая пьеса того же автора - «Мулла» - производит более цельное впечатление, хотя и она уязвима: история юного служителя культа, несущего народу добро и любовь, мало чем отличается от сюжетов вроде «И это все о нем», где те же добро и любовь нес в народ молодой комсомольский вожак...

Молодой актер Руслан Хайсаров играет муллу Эсфандияра со всею силой драматизма, какой возможен в рассказе о судьбе парня, прошедшего тюремную «школу жизни» и со святым упрямством князя Мышкина внушающего грешникам вокруг, что все они достойны лучшей участи.

Режиссер Айрат Абушахманов дорожит в сюжете хрупкими романтическими мотивами, смело «высветляет» характеры, допускает комедийные повороты и краски. Даже антагонисты не выглядят в спектакле одномерными негодяями. Так, «черный человек» сюжета - Валиахмат в исполнении Алмаса Амирова порой похож на Великого Инквизитора из романа Достоевского, что делает его характер особенно глубоким и многомерным.

Спектакль завершается финальным гимном - молитвой о ниспослании мира земле и людям, который звучит на редкость искренне и вдохновенно. Тех же искренности и вдохновения хочется от души пожелать Театру имени Мажита Гафури.

 Фото предоставлены Башкирским театром драмы им.М.Гафури

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.