От Еврипида до Новой драмы/VIII Международный фестиваль моноспектаклей "Монокль"

Выпуск № 7-137/2011, Фестивали

От Еврипида до Новой драмы/VIII Международный фестиваль моноспектаклей "Монокль"

В Петербурге в два этапа (петербургский и международный) прошел VIII Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». Фестиваль проводится театром-фестивалем «Балтийский дом» один раз в два года. Так он был задуман его первым организатором театроведом Аллой Мининой, давшей название фестивалю. Ее память организаторы и участники фестиваля чтят.

Нынешний куратор фестиваля Александра Ефимова просмотрела 40 дисков с записью спектаклей, претендующих на участие в фестивале. В петербургском этапе выступили восемь исполнителей. Два спектакля были отобраны на международный фестиваль. В целом спектакли первого этапа были хорошего профессионального уровня, но некоторые из них не отвечали жанру моноспектакля, представляя отличное художественное чтение. В первую очередь это относится к работе артиста Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова Василию Реутову со спектаклем «Восторг фантазии» по двум рассказам В.Набокова (режиссер Светлана Ваганова). Актер великолепно владеет словом. Сложнейший язык Набокова звучит во всей его первозданной красоте. Реутов с большим мастерством воссоздает характерный для Набокова сплав реальности и иллюзии, размываемый в сознании его героев. Его литературный спектакль - законченное произведение искусства, но не отвечающее канонам моноспектакля.

Блестящий мастер сцены Лейли Киракосян показала спектакль для детей «Сказки пестрого попугая» (режиссер Маргарита Гапоян, Филармония для детей и юношества). Она замечательно общается с детьми, подпадающими под ее власть волшебницы-сказочницы. Ее пластика продумана, она музыкальна, все сказки не похожи друг на друга, но несмотря на нарядные декорации, перемены костюмов опять же это был изысканный, талантливый литературный спектакль.

Разногласия среди членов жюри вызвала работа Татьяны Морозовой «Поэма Конца» М.Цветаевой (режиссер Юрий Томошевский, Филармония для детей и юношества). Безусловно, очень эффектный литературный спектакль с отделанной фразировкой, актриса точно владеет сложным стихом, дважды за 45 минут меняет туалеты, более годные для стихов Ахматовой эпохи «Бродячей собаки»: «Я надела длинную юбку, чтоб казаться еще стройней». Тщательная работа над стихом режиссера может быть оценена только очень чутким зрителем, поскольку программа идет в сопровождении дуэта скрипки и фортепиано. Музыка Натальи Чубаровой - так называемая sweet music - совершенно не соответствует стиху Цветаевой с его местами синкопированным ритмом, смещенными паузами, особенно характерными для «Поэмы Конца», что сама Цветаева называла «темнотой сжатости». Красивость этого действа импонирует публике, но мешает восприятию поэзии Цветаевой.

К сожалению, не попал на второй этап «Монокля» моноспектакль «Раямания», основой которого стал жесткий и жестокий рассказ Л.Петрушевской «Такая девочка». Это дипломный спектакль выпускницы мастерской Григория Козлова (Санкт-Петербургская театральная академия) Полины Неведомской. Играет актриса Молодежного театра Регина Щукина, хорошо известная в городе. И молодой режиссер, и опытная актриса уловили и передали нерв прозы Петрушевской с разорванными ритмами, недоговоренностью, глубоким сложным подтекстом. Закрепившееся в советские времена за творчеством Петрушевской определение «чернуха», превратившееся почти в эстетическую категорию, отторгает и от писательницы, и от спектакля людей, не желающих или пугающихся театра жестокости. Спектакль же решен именно в этой эстетике, и актриса тонко, чутко передает боль молодой женщины, пытавшейся сохранить семью и понимающей, что если она и ее и сохранила, то это лишь видимость. Актриса тратит себя, свои нервы по-настоящему, вызывая у чуткой публике сопереживание и сочувствие. С этого года выпускники Г.Козлова получили статус театра («Мастерская»), и спектакль в репертуаре этого театра. Будем надеяться, что ему суждена долгая жизнь и зрительское внимание.

На международном этапе фестиваля были также представлены восемь спектаклей из России, Германии, Македонии, Литвы.

На международный тур вышла студентка 5 курса мастерской В.М.Фильштинского Карина Медведева со спектаклем «Медея» Еврипида. Композиция сделана ею самой с использованием переводов И.Анненского и И.Бродского, режиссер Екатерина Ханжарова. Моноспектакль удостоен специального приза жюри за дебют. Нельзя не отметить избыточность режиссуры - Медея гадает на внутренностях рыбы, разрывая ее, поедая, иногда катается по сцене. Однако трагедия Медеи донесена благодаря точной, тонкой передаче смысла, что стало возможным лишь при прекрасном владении стихом, нюансировкой речи, сменой ритмов двух переводов и великолепным голосоведением с низкими, поистине трагическими нотами. Молодая актриса создает сложный пластический рисунок, придуманный блестящим хореографом Юрием Васильковым, добившимся от студентки полной осмысленности внешнего рисунка роли. Наконец, мы увидели не вставные акробатические номера, какие наблюдаются в современных спектаклях, но точно выверенный, продиктованный логикой мысли жест. Не будет преувеличением использовать терминологию Михаила Чехова - психологический жест. Пластика прикрыла некоторые режиссерские промахи. В целом Карина Медведева сумела оправдать логику поступков своей героини, что очень и очень нелегко для начинающей актрисы.

Grand prix удостоен артист Каунасского Камерного театра (Литва) Александрас Рубиновас за спектакль «Коба. (Монолог старого человека)» Э.Радзинского, режиссер Станиславас Рубиновас. Надо отметить, что они - постоянные участники «Монокля», неоднократно получавшие призы. На этот раз актер показал новую грань своего дарования - способность к исповедальности. Его герой - личный друг и сподвижник Сталина и его же жертва, он прошел тюрьму, лагеря и был реабилитирован самим вождем. Теперь, одинокий и никому не нужный старик, у которого много досуга, перелистывает страницы своей жизни и жизни страны. Актер искренен до предела, публика затаила дыхание. Было очень много молодых людей, для которых эта страница отечественной истории - откровение. И пусть это прозвучит несколько пафосно, нельзя не отметить честную гражданскую позицию создателей спектакля.

Вторую премию получила Елена Биргер за спектакль «ЗD» по пьесе Кшиштофа Бизе «Рыдания», выпущенный при поддержке Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге, режиссер Маргарита Бычкова, сценография В.Светозарова, художник по костюмам - Н.Велегжанинова, пластика - Мария Кораблева. Актриса проживает жизнь трех персонажей - матери, дочери и бабушки, высвечивая не только их личные проблемы, но и проблемы поколений. Елена Биргер бесстрашно вскрывает самую страшную проблему - отчуждение в семье, приводящее к полному одиночеству. Актриса молода, она недавняя выпускница СПбГАТИ, однако она блестяще владеет перевоплощением. Потерявшая работу в новых экономических условиях, представительница среднего поколения совершенно беззащитна и одинока, несмотря на мужа и дочь. Дочь - дитя нового времени, продающая себя за новые джинсы, мечтающая о балете и, в сущности, столь же одинокая и ненужная, как ее мать. И, наконец, бабушка, принадлежащая совсем к другому поколению, имевшему веру в настоящее и будущее. Теперь она потеряла мужа, но может разговаривать только с ним. Это самая трагическая и мощная часть спектакля. Старая женщина, которой и жить-то осталось мало, светится любовью, несмотря на одиночество. В чем причина всех несчастий, свидетелями которых мы становимся? Есть ли выход из создавшейся ситуации, одинаковой во всем мире? Несмотря на, казалось бы, безнадежное положение, в которое загнаны три героини, спектакль, тем не менее, дает ответ. Выход в одном - в стремлении понять друг друга. Это должно произойти, говоря на языке кинематографа, за кадром. Во всяком случае, уходя со спектакля, на это надеешься. Пьеса польского драматурга относится к так называемой новой драме.

Артем Находкин показал спектакль «Армандир» («Первый театр», Новосибирск), выступив как драматург, режиссер и актер. Все признаки новой драмы и здесь налицо. Действие происходит в подвале, в грязи, герой - не то муха, не то комар, наблюдающий за жалкой человеческой жизнью. Он же и современный «маленький человек». Вы, в этом спектакле проявляется недостаток профессионализма, хотя актер не без способностей. Вероятно, не стоит замыкаться в собственном мире, как персонаж его пьесы. Выражаясь фигурально, молодому актеру необходимо выйти из подполья в широкий мир, раздвинуть горизонт, и тогда все случится.

Третью премию получил Юрий Андрющенко, артист государственного Русского драматического театра им. А.П.Чехова (Кишинев, Молдова) за спектакль «Александр Вертинский. Бал Господень...», режиссер и сценограф Сильвиу Сильвиан-Фусу.

Пьеса Ольги Гаврилюк, написанная по воспоминаниям, письмам и песням А.Вертинского, затянута, полна неоправданных повторов. Спектакль идет около трех часов с одним антрактом. Положение спасает исполнитель, отличающийся редкостной в наше время сценической культурой. Он великолепно владеет словом, исполняет песни Вертинского, не подражая ему, создавая образ большого русского художника, на долю которого выпала нелегкая судьба. Это стержень спектакля, позволяющий не терять внимания и интереса к происходящему. Среди множества подражателей Вертинского Юрий Андрющенко выделяется самостоятельностью решения образа знаменитого певца и актера, подлинным благородством исполнения.

Спектакль «Исповедь маски» по роману Юкио Мисимы Андрэ Мошоя (театр «Русская сцена». Берлин, Германия) вызвал споры у жюри. В конце концов, он был отмечен дипломом «За оригинальное решение прозы Мисимы». Позволю не согласиться с этим решением. Инсценировка, сделанная Инной Соколовой-Гордон, неудачна. Старательно изложена фабула романа: родился, рос, учился и т.д. Однако роман Мисимы намного сложнее. Речь идет о становлении художника, о пробуждении в нем творческих сил, их бурлении и, наконец, выходе. Все это заслонено чрезмерной пластикой. Актер натренирован, великолепно двигается, выполняет сложные акробатические трюки. Музыка звучит постоянно, в результате происходит девальвация слова. Инна Соколова-Гордон выступает как режиссер, сценограф, балетмейстер. Слагаемые спектакля говорят, что исполнитель и режиссер - люди талантливые, но в целом спектакль представляет набор модных режиссерских штампов. Хотелось бы пожелать, повторюсь, талантливым молодым художникам более бережного и внимательного отношения к слову.

Главный результат VIII международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» - растущий интерес актеров и зрителей к этому жанру, о чем говорит количество заявок на участие и переполненные залы.


Фото предоставлены Театром-фестивалем «Балтийский дом»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.