Карим, Буляков и другие.../ Республиканский театральный фестиваль башкирской драматургии

Выпуск № 7-137/2011, Фестивали

Карим, Буляков и другие.../ Республиканский театральный фестиваль башкирской драматургии

Фестиваль башкирской драматургии, прошедший в Стерлитамаке в начале декабря, собрал театральные коллективы всей республики.

На сценических площадках города выступили театры Уфы, Салавата, Сибая, Туймазы и Стерлитамака, зрители с неподдельным энтузиазмом отнеслись к этому празднику, неизменно наполняя залы на всех его спектаклях.

Качество пьес, да и постановок, было разным, зато фестиваль выявил существенные проблемы как национальной драматургии, так и ее воплощения.

Самое существенное открытие смотра - наличие в Башкортостане сформировавшегося и уже обретшего серьезный творческий опыт нового поколения режиссеров, смело осваивающих различные жанровые системы, умело пользующихся специфическим художественным языком, присущим национальному театру.

Сложнее дело обстоит с драматургией, хотя это приходится признать общим недугом текущего театрального процесса.

Афиша состояла из исторических пьес, мелодрам и ярких жанровых зрелищ, воплощенных озорно и лихо.

Сугубо историческим полотном предстал в решении Академического театра им. Мажита Гафури рассказ о судьбе философа Ахмедзаки Валиди, чей авторитет в сознании тюркоязычных народов непререкаем. Правда, пьеса одного из старейшин башкирской драматургии Нажиба Асанбаева несет в себе все признаки «датского» произведения, выстроенного намеренно консервативно. Но режиссеру Айрату Абушахманову и сценографу Тану Еникееву удается создать зрелище, органически пафосное, исполненное значительности и благородства.

Исторической хроникой с лирическим оттенком показалась другая пьеса того же драматурга - «Семь девушек» - история о том, как сохранил себя театр, оставшийся в военное время без мужчин, ушедших на фронт. На сцене Салаватского театра режиссер Айрат Абушахманов историю, где преобладают мотивы мелодрамы, превратил в лирическую поэму, целиком доверившись интуиции замечательных актрис, самозабвенно воплощающих индивидуальные «истории души», по сути - историю военного поколения, не потерявшего искренней и наивной одержимости творчеством.

Русский театр из Стерлитамака показал «Два письма» - свою вариацию классического текста Мустая Карима - спектакль по знаменитой его повести «Долгое-долгое детство» (в инсценировке Владимира Жеребцова возобладала история любви двух людей, объединенных смертельной болезнью и духовным родством).

Режиссер Айрат Абушахманов и петербургский художник Варвара Чувина тонко прочувствовали историческую эпоху, точнее, первые послевоенные годы. Но и философский пласт повести, связанный с детством героя, разработан в постановке изысканно и вдохновенно.

С особенной глубиной прозвучала в спектакле роль Старшей матери, женщины прозорливой и мудрой, сыгранная артисткой Зоей Киреевой с безупречным чувством поэтического стиля и чарующей простотой интонации.

Другой шедевр Мустая Карима, трагедию «Не бросай огонь, Прометей!», показала на фестивале башкирская труппа Молодежного театра Уфы.

Молодые артисты рассказали эту притчу от имени своего поколения. Для режиссера Айнура Сафиуллина и художника Рамиля Гильфанова существенна именно молодость героев, их темперамент и порой безрассудная жажда подвига. Постмодернистские приемы и интонации придают сюжету и действию неожиданную свежесть, что в сочетании с органической искренностью реакций по преимуществу юных артистов сообщает философской концепции автора новые аргументы и обертоны.

Темпераментно, остроумно и смело сыграл эффектную роль Гермеса молодой артист Ш.Хамматов, забавно схожий с Человеком-пауком, вездесущий, стремительный и неуловимый.

Озорством, темпераментом и лукавой иронией увлекла работа молодого режиссера Гузель Акбердиной, поставившей вместе с художником Дмитрием Хильченко, хореографом Натальей Соколовой и композитором Ришатом Сагитовым комедию «День всех влюбленных» Наиля Гатова в Уфимском Татарском театре «Нур».

Суматошная беготня за счастьем юных девиц, давно готовых к «личной жизни», равно одержимых, кокетливых и наивных, чудесным образом организована здесь в зрелище яркое, порой бесшабашное, но трогательное своим простодушием.

Тяжелое чувство рождалось на фестивале дважды.

Первый случай - драма «Пропажа», показанная в Стерлитамаке Сибайским башкирским театром имени Арслана Мубарякова. Дебют в драматургии известной поэтессы Танзили Давлетбердиной, что называется, не выдерживает критики. История про то, как из учительской похитили журнал и что из этого вышло, напоминает худшие примеры «школьных пьес» 50-х годов, полных фальшивого пафоса и ходульных конфликтов. На спектакле возникло четкое ощущение, что ни автор, ни режиссер понятия не имеют о том, чем живут современные школьники и на каком языке они говорят. Попытка вернуться к эстетике и стилистике давних лет как опыт тоже не убеждает. Остается лишь одно глухое недоумение.

Более противоречивое ощущение вызвал спектакль другой труппы из города Сибая - башкирского детского театра «Сулпан», где режиссер Гульнара Валитова поставила инсценировку Сарвар Суриной «История мальчика» по мотивам повести Диниса Булякова «Горячий снег», имеющую подзаголовок «философские размышления о детстве».

Душа ребенка, живущего в глухой деревне, где по военному времени остались лишь женщины и дети, исполнена трагического мироощущения, но борется с обстоятельствами смело, упрямо и безоглядно. История, поведанная автором, точно отражает нравственную атмосферу времени. Жаль, однако, что воплощение «градусу драматизма» не соответствует. Сценические его приемы, увы, поверхностны и банальны.

На фестивале две пьесы замечательного современного драматурга Флорида Булякова показали две труппы - Башкирский театр из Стерлитамака выступил со спектаклем «Москва - Васютки», а Туймазинский татарский - с «Любовью окаянной».

В Стерлитамаке режиссер Азат Зиганшин и сценограф Альберт Нестеров увидели в лирическом дуэте отголоски гоголевского вечного сюжета о непреходящей любви. Светлые тени «Старосветских помещиков» придают нынешней паре пожизненно влюбленных стариков в блистательном исполнении двух мастеров - Нисы и Филарита Бакировых - непреходящую и трепетную нежность. Артисты виртуозно ведут лирическую тему душевного единства и взаимной заботы, упрямого бесстрашия перед неизбежным и неотвратимым.

Художник создает для героев среду призрачную и прозрачную, просветленную и внебытовую. Вагон, в котором старики доживают свой век, пронизан воздухом и светом - на подобном «фоне» неизбывные чувства и последние признания особенно внятны и значимы.

В Туймазинском театре режиссер Байрас Ибрагимов и художник Тан Еникеев к мистической драме «Любовь окаянная» отнеслись с некоторой долей здоровой иронии, хотя оттенки драматического сюжета про почти возможный и почти «античный» инцест поначалу звучат несколько даже надсадно. Но режиссерское здравомыслие и вкус, наряду с актерской интуицией и природным изяществом помогают выбраться из дебрей демонстративно трагического сюжета, тем более что исполнительское мастерство А.Султанова в роли Марса оправдывает любые изгибы весьма некрепкой психики его героя.

Наиболее гармоничной показалась лирическая комедия Салавата Абузарова «Мечтатель», поставленная в Театре им. Гафури режиссером Арсланом Янбековым и художником Русланом Магалибовым. И причина вовсе не в совершенстве пьесы, написанной в привычных координатах комедий «про чудиков» (великовозрастный герой мечтает о полете и сооружает в своем сарае... самолет). Душевное сочувствие вызывает прежде всего сам герой - Гиззат, в исполнении прекрасного артиста Ильдара Саитова человек вдохновенный и душевно щедрый. Покоряет лирическая энергия, излучаемая этим человеком, внутренний мир которого завидно целостен и гармоничен. Он сродни первым авиаторам России, способным «держаться за облака», чья жизнь имеет смысл лишь «пока безумствует мечта».

На этом фоне, пожалуй, лишь история любви к его дочери простодушного Салима, ярко сыгранного Азаматом Гафаровым, может сравниться по силе и искренности переживаний.

Самому же Гиззату мало кто сочувствует, что явно усложняет его существование. Но тем острее и глубже созданный артистом характер - одно из самых ярких впечатлений фестиваля.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.