«Свой театр. Очерки театрального движения рубежа XX-XXI веков». А.П.Шульпин. Москва, 2010

Выпуск № 7-137/2011, Книжная полка

«Свой театр. Очерки театрального движения рубежа XX-XXI веков». А.П.Шульпин. Москва, 2010
Автор книги - театровед, кандидат искусствоведения, сотрудник Института искусствознания, многолетний внештатный консультант СТД России. Он - настоящий знаток любительских театров, развитие которых наблюдал на протяжении десятилетий. Участвуя в многочисленных фестивалях, Алексей Петрович видел одни и те же спектакли заинтересовавшего его театра по несколько раз, ездил и на его родину, чтобы сравнить спектакли, шедшие на фестивальных площадках, с их естественной жизнью в родных стенах, получить представление о репертуаре театра, о его развитии, роли в жизни города. Не только критик, но и друг театральных коллективов, он рассказывает о руководителях театров, об истории возникновения и становления коллективов, приводит фрагменты бесед с режиссерами и артистами, подробно и необыкновенно живо описывает знаковые для них спектакли.
В книге 9 глав-очерков. Это обстоятельные портреты известных любительских театров «Подиум» (Димитровград, Ульяновская область), «Предел» (Скопин, Рязанская область), «Сад» (Похвистнево, Самарская область), данные через личности их создателей и руководителей - Владимира Казанджана, Владимира и Ирины Делей, Алексея и Натальи Якиманских; рассказы о театрах, которые решились поменять любительский статус на профессиональный, - Калужском ТЮЗе, которым руководит Михаил Визгов, и проводимом им фестивале «Калужские театральные каникулы», театре «Доминанта», сложном комплексе Любови Зайцевой (Губаха, Пермский край, см. рубрику «Фестивали» этого номера), бывшем «детском» театре «Я сам артист» - ныне Новый Арт театр Дмитрия Калинина (Москва).

Две «теоретические» главы посвящены театру, в котором играют дети, и истории студийности на русской сцене.

Алексей Петрович Шульпин не только профессионал, накопивший богатейший опыт в изучении любительских театров, он замечательный рассказчик. В его очерках - портреты не только театров, но и людей, рассказ не только о достижениях, но и о сомнениях, проблемах, невероятных трудностях, встающих на пути подлинных подвижников театра. Автор книги рассуждает о нечеткости, проницаемости границы между любительским и профессиональным искусством. И хотя не делает жестких выводов, вывод напрашивается сам: главное, чтобы было искусство, которое «растет», где хочет! Прочтя его книгу безумно сожалеешь, что не видел описанные им спектакли - например, «Моцарта и Сальери» или «Кроткую» театра «Предел», «Чайку» или «Сватовскую карусель» «Подиума». Радуешься совпадениям в оценках, если видел. Хочется немедленно ехать в эти небольшие города, в которых волшебным образом, а именно: волей, трудом, самоотверженностью, профессионализмом незаурядных людей, - родились большие по своему месту в искусстве театры. Автор книги сохранил для театральной истории, зафиксировав на бумаге, очень важный процесс рубежа веков - это чудесное рождение театров, которые нужны. А еще приятно, что среди критиков, которых цитирует Алексей Петрович, есть и авторы «Страстного бульвара, 10».

Книга «Свой театр» в результате интересна и полезна не только тем, кого интересует любительский театр, но всем, кто не забыл, что такое театр подлинный.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.