Барышня, крестьянка... хулиганка/Елена Блохина

Выпуск № 7-137/2011, Лица

Барышня, крестьянка... хулиганка/Елена Блохина

Амплуа в театре еще никто не отменял. Есть актрисы-героини, характерные, травести, инженю. А заслуженная артистка России Елена БЛОХИНА - актриса универсальная, «на всё», от гротеска до трагедии. Ее уникальность ломает рамки привычных терминов и понятий. Ее юбилей дал повод вспомнить разные ипостаси такой разной Елены Блохиной.

От Ежиков до Наполеонов

Очень рано выпустили ее родители на сцену. В 14 лет Леночка играла Золушку в Мурманском народном театре и скромно опускала «голубые глазки» девочки-шалуньи. Такой же помню ее в дипломном спектакле Саратовского театрального училища в роли Акулины («Барышня-крестьянка»). Скромница и забавница в одном лице. Вот явилась она хорошенькой ряженой крестьяночкой. «Глаза, как небо голубые,//Улыбка, локоны льняные». Прямо ангел во плоти, мечта юного поэта Ленского. А как измазала свое белое личико, как затеяла всякие проделки - ну, черт в юбке! А как проделки барышни Муромской открылись - снова очи долу, губки поджала. Переживает - и тоже искренне. У Блохиной веришь каждому слову, взгляду, вздоху. На сцене ее светло-серые глаза кажутся синее неба.

Любимая ученица Киселева стала примой Саратовского ТЮЗа. Ее героини были прелестны, наивны, беззащитны при видимой «колючести». Весь Саратов по многу раз ходил на Катю Блохиной и Женю Григория Цинмана в «Репетиторе» Полонского, выстаивая в многочасовых очередях «по записи». В ее Кате была шероховатость подростка, уже обретающего женственность перед первым смятением чувств. Спектакль по пьеса «Виктория» Червинского и Блохина в нем вообще произвели революцию в умах школьников, вызвав шквал гневных окриков менторов от педагогики. На любовные темы в детском театре говорить откровенно тогда категорически запрещалось.

Юные Еленины героини в тюзовском репертуаре много и искренне страдали и - немного - утомляли своей похожестью. Но здесь же исполнила она роль юной бюрократки Сапожниковой («Синие кони на красной траве»), и умного Лисенка (притча «Никто не поверит»). Было где разгуляться ее эксцентрическим наклонностям в роли огненно-рыжей Пеппи Длинныйчулок. Шали, выдумывай, пробуй, импровизируй!

Ее Пеппи никогда не была грубой и злой, как это порой случалось у других исполнительниц. Проказливость в ней, конечно, была, но еще больше наива и открытости. Вспомним, что все удивительные рассказы Пеппи про страну Веселию и папу-капитана в конце концов оказываются чистейшей правдой.

На свой бенефис «20 лет на сцене» Леночка пришла тогда в рыжем парике любимой героини, удивленно спрашивая зрителей первого ряда: «Вы чего тут сидите? Вы, что ли, с ума сошли?» И сыграла, непрерывно лицедействуя, 11 ролей (Наполеона и его возлюбленную Марию - одновременно). Еще бы, в те времена жил еще в Саратове замечательный театр АТХ Ивана Верховых, женой и соратницей которого была Блохина. Там Елена с одинаковым блеском играла героев Достоевского, Хармса, Лорки, Владимира Казакова, Евгения Попова, Пушкина.

Мальчик Иль («Моцарт и Сальери») поначалу кажется заспанным и нелепым, как бедняга Фалалей из «Села Степанчикова». Но это только с виду. Он лукав и шаловлив, этот маленький Амур. Сам господин Сальери ему весьма конфиденциально сообщил: «Он же гений, как ты да я». Иль рожден шутливым гением режиссера Верховых: из одной-единственной частицы в пушкинском тексте, где пиит советует «откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро».

Замечательным фантазером был ее Ежик из спектакля по притче Козлова («Правда, мы будем всегда?»). В инсценировке Хармса («Почему я лучше всех?») Елена изобразила существо среднего пола в шлеме, какую-то жуткую танкистку, с пистолетом в руках охраняющую кусок масла. Это была «зубодробительная» жена Феди Давидовича. Гротескные роли вообще ее стихия. Она никогда не боится «не выглядеть» на сцене или выглядеть как-то не так. Нелепое платье, уродливая майка. Для любой красивой женщины - это тяжкое испытание. Но не для артистки Блохиной.

Актеры в театре АТХ все были чудные, Елена же была там просто всё, от Ежика до Наполеона. К сожалению, городские власти ничего не сделали, чтобы поддержать уникальный коллектив (сейчас делают вид, что его вообще не существовало), режиссер и некоторые актеры подались в московские театры. Лена осталась в Саратове.

Ее «университеты»

Тяжело снова, в который раз, начинать сначала. Блохина пыталась играть одна - для нее ставил один из лучших саратовских режиссеров Владимир Федосеев. Лена выбрала для показа любимого драматурга Беккета, его пьесу «Счастливые дни». Сыграть «живую голову» на сцене - удовольствие для немногих. В жесткую сценическую конструкцию помещена героиня Блохиной Винни, в жесткие рамки поставила себя всегда такая пластичная и живая актриса. Говорит, говорит, пререкается с бессловесным Вилли (Сергей Волков), чистит зубы, пудрится, рассматривает свой нос и - держит два часа в напряженном внимании зрительный зал.

«Никаких улучшений, никаких ухудшений, никаких (зонтик по-прежнему держит за ручку)... Будь добр, милый, не покидай меня, пожалуйста, ты мне можешь понадобиться», - бормочет, постепенно врастающая в холм Винни.

Спектакль по пьесе абсурдиста понравился саратовским театралам. «Блохина может сыграть все», - говорил о своей любимой актрисе Владимир Федосеев. Но Елена осталась не слишком довольна этой работой. Говорит, что собственное тогдашнее состояние проецировала на героиню.

Все изменилось в ее жизни после длительной поездки в Оптину Пустынь. Духовный первоисточник дает почувствовать, «кто мы, откуда мы». Овеянная высокой чистотой «старцев», обитель поддержала ее в самые нелегкие дни. И, оставаясь человеком глубоко верующим, она снова вернулась в «мир». Знаю, что не дает ей впадать в меланхолию. Дети, которых взяла на воспитание ее подруга Евгения Калининская. Она ведет семейный детский дом в Рыбушке, а Елена ей помогает, регулярно туда наезжая. Играет со своими маленькими мужчинами в шахматы, возит их в Саратов на «культурную программу», в поликлинику, по другим нуждам. Пришлось ей водительские права получить. Блохина не любитель «мужского экстрима», но для детей она готова и на это.

Она всегда оставалась самой собой, но что-то как будто вело ее по жизни, как ведет только по-настоящему талантливых. Только теперь жизнь ее удивительным образом раздвоилась, нашлось в ней место не только театру. Блохина сейчас в Саратовском академическом театре драмы, с которым при режиссере Дзекуне отношения у нее не очень сложились. Просто это был «не ее режиссер», он ее «не увидел».

«Второе пришествие» проходит, слава Богу, удачно. Елена с удовольствием сыграла роль Матушки в сказке «Гонза и волшебные яблоки». Терпеливо-добродушные и комичные в своем добродушии персонажи даются ей особенно легко. В спектакле по пьесе «Сердечные тайны» Хенли (американский вариант чеховских «Трех сестер») у нее уже одна из главных ролей. Старшая сестра Ленни в исполнении Блохиной поначалу сдержанна, забавно осторожна. По мере развития сюжета явственней проявляется ее эксцентричность. Все еще решаемо, и можно вернуть своего единственного поклонника. Трогательный блохинский лиризм ненавязчиво сквозит здесь через комичность ситуации.

Новая интересная роль - тетушка Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» Гоголя. Арина Пантелеймоновна чуть ли не одна здесь здравомыслящая особа. Ей-то больше «глянется» бравый купец, чем «жидкие», субтильные женишки из дворян. Но покорность богатой племяннице завещана ей грозным братом.

Пеппи за рулем

В комедии Елена Блохина так же сильна, как в драме. Играет, как говорится, играючи. А думает о ролях иного плана, преимущественно мужских - Гамлет, Брандт Ибсена. Это было уже: женщины играют роли мирового «мужского» репертуара. Вспомним гениально исполненного Мариной Нееловой Башмачкина. Думаю, актрисе Блохиной по плечу и робкий Башмачкин, и растерявшийся Гамлет, и начинающий «пробуждаться» Брандт. Его монологи она исполняла еще в АТХ. Но Блохина на напрасных мечтаниях не «зацикливается». «Надо ценить то, что имеешь», - говорит она спокойно.

А имеет она все, что нужно человеку, - желанную сцену, верных друзей, ставших родными, детишек. И - верных поклонников. Отношу себя к ним - еще с Елениных студенческих времен. Божией милостью актриса, органичная во всех своих ипостасях - артистка ТЮЗа, АТХ, драмы, воспитатель, автолюбитель. Ее красный «матис» оказался созвучным фамилии одного известного француза. У меня был цейтнот, Лена предложила из театра довезти до редакции. За рулем она так же притягательна, как в любой своей роли. Негромко звучит духовная музыка, Лена с нежностью рассказывает о своих детях...

А я снова вспоминаю тот ее единственный бенефис, когда все еще было хорошо с АТХ: «единоверцы» читали трогательные поэмы в ее честь, выступающие один за другим разражались пышными речами. В полном согласии со своей натурой Пеппи-именинница пародировала каждый жест поздравителей и «похвалителей». В долгоносых туфлях и капитанской фуражке она казалась совсем маленькой. Ребенок, случайно попавший на взрослое торжество. Не играющий роли, а легко и охотно играющий в них, как в огромные кубики. Не в этом ли ее секрет? Большая актриса Елена Блохина в душе- большой-большой ребенок.


Фото Сергея Кармеева, предоставлены Саратовским театром драмы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.