Магия игры/Вячеслав Теплов

Выпуск № 7-137/2011, Лица

Магия игры/Вячеслав Теплов

Заслуженный артист РФ Вячеслав ТЕПЛОВ 26 лет служит в Вологодском театре для детей и молодежи. 26 декабря ему исполнилось 50 лет.

Умение смешить на сцене дано не каждому артисту. Впрочем, как и в жизни тоже. Вячеслав Теплов заражает смехом не только зрителей, но и коллег по актерскому цеху. Он умеет рассказывать о своей жизни с особой легкостью, не драматизируя, не отягощая собеседника своими проблемами (а кто живет без них!). Его удивительное качество видеть в обыденной жизни забавные нелепости и характеры, складывая их в свою актерскую копилку, а потом выхватывать и фиксировать на сцене, сосуществует с глубоким погружением в драматургический материал и с буйной актерской фантазией. Его каламбуры превращают репетиции в праздник, где его искрометный юмор раскрепощает партнеров по сцене, да и самого артиста.

Он - кумир вологодской театральной публики. Если в программке стоит его имя - спектаклю успех обеспечен. Количество сыгранных им ролей давно перевалило за сотню. Одной из составляющих во вместительной нише творческой биографии артиста являются комедийные образы. Но Вячеслав Теплов не играет на типажном сходстве, он - настоящий мастер перевоплощения, глубокого погружения в роль.

Вячеслав Теплов обласкан славой, она как-то естественно срослась с ним. Она родом из его детства и держится на «трех китах». Эта мощная «опора» - его учителя и сподвижники, о которых он всегда говорит с особой теплотой. Первый его наставник - Евгений Васильевич Соколов, заслуженный работник культуры, руководитель детской театральной студии в городе Горьком, где занимался маленький Слава Теплов. Именно там с давней мечтой горьковского мальчишки, волей случая оказавшегося в этой студии, закладывалась слава будущего артиста. С любовью вспоминает Вячеслав Теплов своего второго учителя - руководителя актерского курса в Ярославском театральном училище - народного артиста СССР Фирса Ефимовича Шишигина. Со своим третьим учителем - художественным руководителем театра, народным артистом РФ Борисом Гранатовым начинающий артист встретился в Вологодском театре юного зрителя. Тогда они оба были чуть помоложе, еще без сегодняшних регалий, и увидели друг в друге: один - своего артиста, другой - своего режиссера. И то, что Теплов служит в этом театре столько лет, - заслуга Гранатова, он открыл этого артиста, сделал из него настоящего мастера сцены.

Их творческое содружество началось с прогремевшего в 1985 году по театральной Вологде спектакля «Ящерица» А.Володина, который вспоминают до сих пор. Спектакль о романтической любви представителей двух враждующих племен. История Ромео и Джульетты каменного века. Вячеслав Теплов сыграл в ней романтического героя по имени Похититель из рода Скорпионов, открытого красоте, добру, глубоким чувствам. Именно тогда проявилось его актерское умение вплетать в любой драматургический сюжет свои причудливые фантазии, оставаясь при этом обаятельным, наивным и трогательным.

Чуть позже Теплов сыграл Герострата в спектакле «...Забыть Герострата!» Г.Горина - наглого, с жестким, холодным взглядом тщеславного преступника, разрушителя не только храмов, но и растлителя человеческих душ. Тот спектакль был создан как политический памфлет середины 80-х. В 2010 году Борис Гранатов вернулся к этой пьесе и поставил уже иной спектакль, сместив жанровые акценты. Режиссер еще теснее соединил трагическое событие античности с нашими сегодняшними днями, с терактами, политическими провокациями как повторением событий истории, превратив их в фарс. Одной из актерских удач в этом спектакле можно назвать работу Вячеслава Теплова, сыгравшего теперь уже ростовщика Криссипа, готового продать все за малейшую прибыль. Этот живописный образ артист окрашивает сочными «мазками»: хитрый прищур, цинизм и в то же время обаятельная притягательность. Его Криссип даже, кажется, позволяет себе «подмигнуть» зрителю, почувствовав свою обворожительность, влияние на них. Тем страшнее магнетизм таких обаятельных циников...

Результат актерской работы Вячеслава Теплова в классической драматургии - это глубоко прочувствованные и продуманные образы. Неуловимо, в один момент актер может сменить маску, характер своего персонажа. Это замечательное актерское качество балансировать на контрастах и на полутонах делает его роли незабываемыми. Три чеховских персонажа в спектаклях Б.Гранатова - Сорин из «Чайки», Соленый из «Трех сестер», Гаев из «Вишневого сада». Каждый из них в исполнении Теплова подробен и сложен. В этих персонажах артист сочетает смешное и трагическое. Чудаковатый недотепа Гаев у него даже в драматические моменты гротескно-комичен. Соленый наделен неожиданными комедийными черточками. Артист буквально рисует внешнее сходство своего персонажа с Лермонтовым, в чем с особой ясностью прослеживается его иронично-отстраненное отношение к своему герою, говорящему одновременно со смущением и достоинством об этом сходстве. Теплов играет эту похожесть по внутренней сути - его по-детски обидчивый Соленый в какой-то мере беззащитен и обречен на одиночество. И каждый из чеховских образов артиста не лишен чудаковатости, которой прикрыто и уязвленное самолюбие Соленого, и детская наивность Гаева, и старческая беспомощность Сорина в «Чайке». И объединяющий акцент, характерный для всех этих персонажей, сыгранных артистом, - привязанность и любовь к дому, к его обитателям.

Вряд ли смогли бы состояться без Вячеслава Теплова и спектакли Гранатова по произведениям Н.В.Гоголя. Редкие природные качества артиста - юмор, радость игры, фантазия, внимание, находчивость, акробатическая ловкость, удачно проявились у Вячеслава Теплова в спектакле «Ревизор» (1993). Постановка гоголевской комедии строилась на приеме «театр в театре», на переплетении фантасмагории, мистики и гротеска, на сближении театрального и циркового искусства. Такая игровая форма усложняла существование артистов на сцене. Им приходилось быть не только персонажами гоголевской комедии, но и цирковыми артистами. Хлестаков в спектакле выступал в нескольких ипостасях - как некая мистическая, инфернальная сила, вторгшаяся извне (сродни булгаковскому Коровьеву, в паре с Воландом - Осипом) в мир гоголевской комедии, разыгрываемой на арене цирка. Цирковая среда уездного городка отводила самому Хлестакову роль клоуна-эксцентрика. Структурной единицей спектакля «Ревизор», ее выразительной деталью была пантомима. Вячеслав Теплов виртуозно переключался в различные игровые полюса художественного текста спектакля, взаимодействуя с другими героями. Дуэт клоунов-эксцентриков Хлестакова и Городничего демонстрировал не только изворотливость гоголевского чиновничества, но и щедрую партнерскую импровизацию актеров.

Легко и артистично Теплов воплотил яркий, колоритный образ козака Явтуха в спектакле «Панночка» (пьеса Нины Садур по мотивам повести Н.Гоголя «Вий»), поставленном в 2009 году. Вячеслав сыграл хитрого и самого насмешливого из троицы ленивых и изнывающих от тоски по чуду козаков загадочного хутора, на который попадает семинарист Хома Брут. Один из смешных эпизодов спектакля родился на репетиции в результате актерской шутки Вячеслава. История о Шепчихе, закусанной Панночкой до смерти, в изложении Явтуха-Теплова превращалась в «страшную сказку на ночь». Теплов попробовал рассказать загадочную историю из окна деревянной декорации, обыгрывая его как телевизионный экран. Артисты, исполняющие роли козаков, подхватили эту импровизацию. Они расталкивали друг друга, усаживаясь поудобнее перед «телевизором», чутко реагировали на вкрадчивые интонации и многозначительные паузы Явтуха-Теплова, невидимыми кнопками регулируя «изображение» на экране...

В спектакле «Дорога» (пьеса В.Балясного по мотивам поэмы Н.Гоголя «Мертвые души») Вячеславу Теплову удалось сыграть не ожившего классика русской литературы, а некоего творца, создающего на глазах у зрителя свое произведение. Артист ушел от портретного и монументального образа великого писателя. В этом спектакле он сыграл главное - отношение автора к персонажам - детищам своего творения.

Одна из любимых ролей артиста - хитроумный и ловкий пройдоха Труффальдино в спектакле «Слуга двух господ» по Карло Гольдони. В итальянской комедии масок артист дополнил образ тем, что было созвучно его личности, проявив высочайшее мастерство импровизации. Он выстроил сложный характер своего персонажа на внутренних контрастах, где мальчишеская дерзость Труффальдино сочеталась с усталостью быть игрушкой в чужих руках и умением приспосабливаться, с желанием оставаться самим собой и необходимостью надевать маску лицедейства...

Творческий диапазон Теплова широк, ему доступна не только озорная эксцентрика, но и роли психологического плана (Розенкранц в «Гамлете», Эдгар в «Короле Лире», Алексей в «Петре Первом», Джеф во «Вкусе меда», Прижнюк в спектакле «В списках не значился», Альт в «Дне победы среди войны»). В каждом персонаже он улавливает взаимодействие смешного и трагического. Психологическая емкость, яркая характерность и высокое мастерство перевоплощения рождают неповторимые сценические образы Вячеслава Теплова, его удивительную магию игры.


Фото из архива Вологодского театра драмы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.