Юбилей Ии Саввиной (Москва)

Выпуск № 7-137/2011, Юбилей

Юбилей Ии Саввиной (Москва)
Она с гордостью говорит о своих предках, издавна живущих на Дону, в Верхнем Мамоне, вспоминает маму и воронежских друзей детства и юности - времени, в котором начинаются судьба и память...
После триумфа на Международном Каннском фестивале об этой воронежской девушке узнал весь кинематографический мир... Потом было множество ролей на сцене и в кино, почетные звания и престижные награды, зрительская любовь, радости и испытания жизни...
Детство ее пришлось на страшные военные и послевоенные годы. Она навсегда запомнила, как горел в войну родной Воронеж и как он был разрушен. Помнит, как во время разминирования города подорвался двоюродный брат... Именно отсюда, с воронежской земли, уехала Ия Саввина покорять столицу, получив по окончании школы золотую медаль. Ей, дочери сельского врача, до самозабвения пристрастившейся к книгам, хотелось учиться на филфаке МГУ. Саввину без экзаменов приняли на журфак, а потом направили редактором в «Детгиз»... Но тогда, в конце 50-х, кроме книг, появился в ее жизни еще и театр, приносящий радость общения со зрителями и друзьями.
В одном из спектаклей студенческого театра МГУ Ию Саввину увидел Алексей Баталов. С его подачи оказалась талантливая выпускница университета на съемочной площадке фильма «Дама с собачкой» режиссера Иосифа Хейфица. Картина получила приз ХIII кинофестиваля в Каннах. Заслуженный успех выпал и на долю молодой дебютантки, круто изменив ее жизненный маршрут. Не имеющую театрального диплома актрису принял в свой театр Юрий Завадский. В Театре им. Моссовета суждено будет проработать Ие Саввиной семнадцать с половиной лет. Среди немалого количества успешных театральных работ Саввиной запомнились Нора в пьесе Ибсена, Маша («Ленинградский проспект» Штока), Люся («Поезда расходятся» Ольшанского), Ферри («Странная миссис Сэвидж» Патрика), Марютка («Поющие пески» по Лавреневу). Особо отмечены были Соня Мармеладова в «Петербургских сновидениях» и Ольга в спектакле «День приезда - день отъезда», удостоенная приза «Серебряная маска» и совпавшая с присвоением Ие Сергеевне звания народной артистки РСФСР (1977).
Специалисты театра и кино, говоря об уникальной индивидуальности актрисы, отмечали в ее творчестве сочетание народности и интеллектуальности. А светлая, «задумчивая» манера игры, подкупающая доброжелательность, неповторимый «нервический» стиль и «дивной нежности хрустальный голос», полюбившиеся российским и зарубежным зрителям, сделали Саввину одним из лидеров отечественного экрана и сцены.
При внешней хрупкости и кажущейся беззащитности Ия Саввина обладает принципиальным и сильным характером, помогающим преодолевать трудности.
Вскоре после смерти Завадского Ия Сергеевна по приглашению Олега Ефремова перешла во МХАТ.
Зрители любят фильмы с ее участием. За фильм Юлия Райзмана «Частная жизнь» Саввина была удостоена Государственной премии СССР. А появившаяся в конце 80-х некогда запрещенная «История Аси Клячиной...», получившая несколько наград (в том числе и в Западном Берлине), принесла ей еще одну Госпремию и звание народной артистки СССР.
Наша землячка отмечает свой юбилейный день рождения. Очевидно, что с этим событием ее поздравят не только друзья по МХАТу, «Моссовету», но и по кинематографу. К этим поздравлениям, конечно же, присоединяемся и мы, знающие и любящие ее работы, ее добрый и светлый талант.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.