Он умер в День театра/Владимир Сисикин

Выпуск № 7-137/2011, Вспоминая

Он умер в День театра/Владимир Сисикин
К 70-летию со дня рождения Владимира Сисикина
Впервые мне довелось услышать о режиссере Владимире Сисикине в середине 70-х от своих друзей на Веневитиновском кордоне, в университетском лагере под Воронежем. После одного из выступлений студенческой бригады с показом искрометных миниатюр заговорили мои приятели о театре ВГУ, его постановках, успехах и всесоюзном признании. Тут и возникли фамилии Кройчика и Сисикина, Семенова, Кулиничева, Смирнова... О Владимире Сисикине, окончившем к тому времени, кроме филфака Воронежского университета, еще и Щукинское училище, где его педагогом был Борис Захава, мои собеседники упоминали особенно уважительно, рассказывая о его спектаклях «Требуется монарх», «Лонжюмо», «Парадокс», «Была бы Родина», «Двенадцать», «Казанский университет», «Целый вечер, как проклятье».
В те годы он начинал преподавать, ставить спектакли в институте искусств и ТЮЗе, писал стихи. Тогда-то и запомнил я лаконично-философскую сисикинскую «Бабочку», которая вполне могла бы стать эпиграфом ко всей его театрально-педагогической деятельности: «Бабочка лесная - книжечка складная. Две странички бисерных, строчек пять. Тайна там записана: как летать».
В начале 80-х, познакомившись и подружившись с Владимиром Степановичем на театральном факультете ВГИИ, вместе с ним репетируя Чехова и Булгакова, Шукшина и Вампилова, Лабиша и Кристи, я не обманулся в своих предчувствиях: ему не только хорошо известна тайна творческого парения, но и присуща способность к взлетам самым высоким и одухотворенным. Репетиции Сисикина в ВГУ, ТЮЗе, институте искусств и Молодежном театре были всегда оригинальны и незабываемы. Его неистощимая фантазия, остроумие, уникальная режиссерская даровитость и вместе с тем легкость, кураж и ироничность превращали непростой процесс постижения ролей и репетируемой пьесы в завораживающее сотворчество. Рядом с ним не покидало ощущение полета и открытия чего-то значительного и необыкновенного.
Режиссер Владимир Сисикин поставил десятки уникальных спектаклей, удостоенных самых высоких оценок как воронежских, так и столичных театралов. Рецензии на его постановки, афиши, фотографии, видеоматериалы хранятся сегодня в академии искусств, в домах многочисленных воспитанников, коллег и друзей... Учеников и поклонников у Владимира Степановича появилось за годы работы предостаточно как в Воронеже, так и по всей России. В основном это выпускники института искусств (переименованного теперь в академию) или бывшие студенты ВГУ - «лирики» и «физики», тяготевшие когда-то к возглавляемому Сисикиным студенческому театру, навсегда сохранившие о нем - талантливейшем наставнике - добрые и светлые воспоминания. Несколько его лучших воспитанников премьерствуют сегодня в известных столичных и петербургских театрах, во многих театральных коллективах страны.
Владимир Сисикин запомнился воронежцам книжками стихов и прозы, газетными и журнальными публикациями. Его статьи о творчестве Зощенко и Булгакова нередко вспоминают литературные гурманы, а фельетоны и повесть «Перья птицы страус», публиковавшиеся в воронежской прессе в 90-х годах, всегда вызывали живой интерес читателей.
Яркая и талантливая повесть принималась к публикации в журналах «Подъем» и столичном «Новом мире» еще в 1970 году, но по идеологическим соображениям напечатана не была. Ведь ее персонажи напоминали героев Высоцкого, Довлатова, Владимова и Шукшина, казались слишком неординарными и проблемными. Это вынудило автора надолго уйти в детскую литературу. Сисикин находил выход своей неистощимой творческой энергии и таланту в театре, ставил Гоголя, Шукшина, Горина, Сухово-Кобылина, Эрдмана. В ТЮЗе запомнились его «Солнечный удар» Яковлева, «Крылья Дюймовочки» Заходера, «Петля» (по Лему, инсценировка В.Сисикина), «Остановите Малахова» Аграновского (совместно с В.Бугровым), «За рекой моя деревня» Роковой и «Волшебник изумрудного города» Волкова (инсценировка В.Сисикина).
Счастливым событием для воронежских поклонников Мельпомены стало открытие Молодежного театра под руководством Сисикина в конце 80-х годов. Небольшая сцена, расположенная в уютном павильоне городского парка, привлекала множество зрителей каждой своей премьерой. За несколько лет Владимиром Сисикиным (вместе с женой Ириной) были осуществлены незабываемые постановки: «Ящерица», «Утиная охота», «Мышеловка», «Мастер и Маргарита», «Лев Гурыч Синичкин», «Пять вечеров», «Белая гвардия», «Смерть Тарелкина», «Три мушкетера», «Лолита», «Две стрелы», «Событие»...
В последние годы жизни Владимир Степанович Сисикин преподавал и ставил пьесы в московском колледже искусств, продолжал писать прозу и стихи. Он умер в День театра - 27 марта 2002 года, оставив нам свои проникновенные литературные произведения и удивительные спектакли, живущие в нашей памяти.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.