Астрахань. Сюжеты нашего времени

Выпуск № 8-138/2011, В России

Астрахань. Сюжеты нашего времени
В юбилейном сезоне в Астраханском драматическом театре появились спектакли по произведениям зарубежной классики.
Открылся сезон премьерой комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик».
По словам режиссера Станислава Таюшева, эта очень актуальная сегодня пьеса уже давно находилась в портфеле театра и ждала своего воплощения - ведь она замечательно расходится на труппу.
Главный акцент С.Таюшев сделал на «маниакальности» главных героев. Его Тартюф в исполнении Игоря Вакулина не сомневается, что все вокруг свято верят в его праведность и никогда в ней не усомнятся. Порой кажется, что он и сам в это верит. Пока не проглядывает его маниакальный цинизм. В свою очередь, Оргон (Юрий Черницкий) маниакально наивен и исступленно, с упрямством явно нездорового человека, заставляет свою семью уверовать в очевидно неоднозначные поступки Тартюфа как в единственно правильные. Если обращаться к аналогиям, то эта пара в спектакле напоминает последнего русского царя и Распутина, Сталина и Берию и т. д.
Что касается семьи и окружения Оргона, то они довольно смело вступают в бой с лицемерием Тартюфа, не боясь навлечь на себя немилость и даже опалу главы семейства.
Женственна и умна Эльмира Натальи Вавилиной, дерзка и обаятельна Дорина - Виолетта Власенко и даже кроткая Мариана, образчик классической покладистой дочери - Эльмира Байкина в критический момент очень трогательно показывает свои коготки как отцу, так и своему жениху Валеру, поистине благородному кавалеру (дебют Сергея Терпугова). Все персонажи во главе с Клеантом (Александр Беляев), который эмоциональнее остальных пытается донести до Оргона истинную сущность его мнимого друга, очень активны. И только госпожа Пернель Натальи Антоненко, истинная мать своего сына, заходит в своем заблуждении еще дальше, чем он.
Город тепло принял спектакль, оказавшийся не только содержательным, но и зрелищным. Оформлял его московский художник Андрей Климов, давний друг астраханского театра, он же создал шикарные костюмы эпохи кринолинов, кружевных манжет и шляп с перьями. Впервые в Астраханском драматическом была использована техника нанесения репродукций картин великих мастеров прямо на детали костюмов методом печати, что необыкновенно красиво смотрится из зрительного зала.
Премьера трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» состоялась накануне 200-летия театра, 10 декабря. Спектакль, поставленный Станиславом Таюшевым, оказался близок и понятен сегодняшнему зрителю не только потому, что главная его тема - любовь. Режиссер увидел в борьбе двух враждующих кланов средневековья сегодняшний мир с его бесконечными бессмысленными войнами и равнодушными убийствами ни в чем не повинных людей, он намекает на зомбирование толпы, не ведающей, что творит.
По мнению шекспироведа, кандидата искусствоведения Ирины Колесовой, «согласно интерпретации С.Таюшева, действие... происходит не на стыке Средневековья и Ренессанса, а Средневековья и двадцать первого века...» Режиссер четко выстраивает динамику спектакля, показывая слияние элементов той далекой эпохи с современным миром.
Главные герои спектакля мало напоминают юных восторженных влюбленных полудетей. С первого появления Ромео (М.Ракитин) зритель видит во всем его облике некую обреченность, предчувствие беды. И Джульетта (И.Смирнова) не наивная малышка. Ведь сегодня ее ровесницы уже более приспособлены к жизни и точно знают, чего хотят. Главные герои, безусловно, близки тем молодым людям, которые сидят в зрительном зале.
Динамику спектакля подчеркивает и аскетичное оформление (художник Г.Гришанов). На пустой сцене небольшой подиум - это стол, за которым собирается семейство Капулетти, балкон, усыпальница Джульетты. Большой шелковый красный язык посередине сцены символизирует кровавые события, на его фоне совершаются все убийства. Длинный, грубо сколоченный помост, с пятнами кроваво-красной краски, накрывает пять первых рядов зала и заканчивается ступеньками, ведущими к зрителю. Кажется, эти несколько ступеней всего-то и отделяют публику двадцать первого века от давней мрачной эпохи - с такой легкостью преодолевают их герои, поднимаясь из зала или спускаясь в него.
Весенняя премьера театра - поистине весенняя, и не только потому, что состоялась в марте. Это легкая, свежая комедия К.Гольдони «Хозяйка гостиницы».
Тайны любви никому не ведомы, будь то успешная, красивая трактирщица или ее Слуга, мрачный Кавалер или комичные Маркиз и Граф, - все подчиняются неизведанному страстному чувству. И в XVIII веке так же влюблялись, как во все времена... Казалось бы, давно всем известный сюжет приобретает в интерпретации режиссера Алексея Матвеева неожиданные черты.
Вероятно, нельзя сегодня играть Гольдони, даже как 20-30 лет назад. Произошла переоценка ценностей, в обществе сменились приоритеты. Наверное, поэтому Мирандолина - В.Власенко - это не просто услужливая трактирщица, к которой тянутся из-за ее простоты и доброты. Это скорее бизнес-леди, которая умело пользуется красотой и женскими хитростями для достижения своих целей. И не случайно она выбирает себе в мужья не Слугу (С.Терпугов), ведь это не соответствует ее статусу. Тем не менее, она держит его на коротком поводке, как и Графа (П.Ондрин), и Маркиза (В.Штепин), которые могут пригодиться хотя бы тем, что делают рекламу ее бизнесу.
Создателям спектакля удалось передать атмосферу южного городка с необязательностью курортных взаимоотношений. Здесь постоянно звучит танго - это история любви в ритме танго. В ритме танго постояльцы гостиницы обольщаются главной героиней, в ритме танго ею увлекаются слуги, в ритме танго она грустит и веселится. И, конечно, в ритме танго она влюбляет в себя неподатливого Кавалера (И.Вакулин) и влюбляется сама.
 
Фото предоставлены Астраханским драматическим театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.