Оренбург. Недоступность - условие любви?

Выпуск № 8-138/2011, В России

Оренбург. Недоступность - условие любви?

В Оренбургском драматическом театре им. М.Горького состоялась премьера «Недоступная» Сомерсета Моэма в постановке Рифката Исрафилова.

Пьесу классика английской литературы отличают умные, афористичные диалоги, тонкий юмор, эмоциональность. Артисты в ярких мизансценах, изящных костюмах, салонных декорациях разыгрывают на сцене комедию о зыбкости любовного чувства, о всех средствах, которые бывают хороши лишь в моменты последнего отчаяния. Если бы мы говорили о героях Достоевского, возможно, ожидали бы от них иных выводов и поступков. Но не будем смешивать эпохи. Двух талантливых мастеров драматической интриги и глубочайших знатоков человеческой психологии при всем различии их художественных стилей объединяет этакое нескромное желание обнажить своих персонажей, докопаться до истоков их мыслей и чаяний, довести до исступления и понаблюдать, что будет с ними дальше.

Рифкат Исрафилов, определив жанр сценического действия как «комедию в стиле рэгтайма», выстроил спектакль, используя основной принцип рэгтайма (как бы «разорванной» мелодии, основанной на полу-импровизациях). Спектакль получился стильным, единым по природе существования артистов на сцене.

Главная героиня Каролина Эшли (Наталья Беляева, Ирина Прохорова) получила сообщение о смерти своего супруга, который жил где-то в Африке и ничем ей особо не досаждал. У молодой вдовы есть несколько обожателей. Роберт, ее любовник, наверное, должен теперь жениться на ней, Рекс, юный влюбленный, вероятно, будет страдать, а доктор Корниш продолжать вздыхать на расстоянии. Подруги Каролины уже готовятся к свадьбе. Но оказалось, что сама возможность брака кардинально меняет мужчин. В отчаянии Каролина готова выйти замуж за любого, чтобы сохранить свое положение в обществе. Метания и переживания героини смешны, но и серьезны настолько, что спасти ситуацию может только чудо! С легкой руки доктора Корниша, Каролина рассказывает историю о чудесном воскрешении своего супруга. Только это обстоятельство оказалось способным сделать ее недоступной для брака и тем самым вернуть любовь Роберта и обожание Рекса. А еще усмирить общественное мнение в лице Мод Фултон и Изабеллы Тренч. Оставшись таким образом недоступной и пройдя все мытарства будучи доступной, Каролина и ее окружение вернулись к тому, с чего действие, собственно, и началось. Старый проектор крутит черно-белые кадры фильма...

Режиссер, обрамляя спектакль таким образом, дает возможность зрителю принимать увиденную историю на сцене как угодно. А было ли вообще это злополучное сообщение в «Таймс», ставшее причиной разыгравшегося только что действия? Вполне возможно, спектакль - лишь фантазия героини. Но проблема брака обозначена реально, нюансы взаимоотношений полов выявлены, тирания общественного мнения признана, необходимость недоступности женщины доказана...

Поговаривают, что недоступность - это сегодня не актуально. Однако честь и достоинство женщины всегда были и остаются в центре внимания. Взаимоотношения мужчин и женщин с начала прошлого века претерпели так много изменений, что действительно это качество в чем-то можно признать архаичным. Однако женские тревоги и мужские опасения вокруг брачных уз, и в этом убедил нас спектакль, остаются прежними.

Вероятно, природе двух начал, всегда стремящихся друг к другу, свойственно идти на сопротивление и преодоление. В этом пути открываются все прелести жизни и нет необходимости за них нести ответственность, тем более, страдать от бремени обязанностей. Восхищаться женщиной, зная о ее недоступности, - добровольная участь Рекса (Дмитрий Воропаев, Радик Дибаев); находиться в ожидании любовных мгновений - выбор доктора Корниша (Борис Круглов); быть любимым без брачных обязательств - Роберта (Сергей Кунин, Сергей Шахмуть). Все мужчины спасовали перед женским напором. К сожалению, решение не менять своих жизненных привычек, остается в святой неприкосновенности.

Примечательно, что мужчины спектакля не оправдывают женских ожиданий. Мы слышим о них много лестных слов, но не находим их таковыми в полной мере. В чем импозантность Роберта, страсть Рекса? Но в спектакле звучит сокровенная фраза: мы есть то, кем нас воспринимают окружающие. И если Каролина видит в Роберте мужчину своей жизни - вероятно, нам следует принять это на веру. Роберт в исполнении Сергея Кунина - вальяжный холостяк с трубкой в зубах и шлейфом холостяцких привычек. Сергей Кунин предстал в несколько неожиданном для себя амплуа. Мы помним его, как правило, другом главного героя, и с такими ролями он справлялся виртуозно - Сганарель («Дон Жуан»), Хьюберт («Клинический случай»). Но тем интересней открыть иные возможности артиста. Сергей Шахмуть в амплуа героя-любовника вжился давно. Его Роберт - успешный адвокат и обожаемый женщинами холостяк, который не хотел бы со всем этим расстаться ценою брака, пусть и с любимой им Каролиной.

Женский ансамбль спектакля достоин отдельного внимания. Мод в исполнении Натальи Реневой с большим энергетическим напором цепка и неотвязчива. Актрисе удалось передать взаимосвязь резкости ее мыслей и действий, используя краски фарса. Мод Маши Губановой - порхающий локомотив чужих судьбоносных решений. Обе актрисы находят много характерных штрихов для своих персонажей и создают непохожие образы. Алсу Шамсутдинова и Наталья Лавриненко исполняют роль Изабеллы, инфантильной подруги Мод, но также жаждущей любовных приключений. Изабелла готова попереживать за судьбу Каролины, но не упустит случая завладеть вниманием Рекса. Горничная Каролины Купер (Светлана Горшенина и Юлия Рахманова) дополняет женский ансамбль спектакля. Тема женского соперничества тайно движет героинями и завладевает ими. Конечно, насколько это позволяет условность светского общества. И тут представляется Моэм, сложивший руки на груди, с легкой усмешкой наблюдающий эту борьбу инстинктов женской и мужской природы.

Сомерсет Моэм некогда написал: «Величайшая трагедия жизни состоит не в том, что люди гибнут, а в том, что они перестают любить». Возможно, персонажи «Недоступной» именно перестали любить и заблуждаются, думая, что любят. Но возможно, в светском английском обществе, где взаимоотношения выстраиваются по особым правилам приличия и степени допустимости чувств, и нет потребности испытывать какие бы то ни было чувства в полном объеме. Потому мы наблюдаем полу-любовь, полу-измены, полу-ненависть, полу-предательство... Но парадокс в том, что битвы за любовь ведутся по полному счету. И главной героине Каролине Эшли важно во что бы то ни стало подтвердить свое право быть любимой и обожаемой. Наталья Беляева этого добивается иронией, Ирина Прохорова - внутренним драматизмом. Но обе актрисы в образе Каролины не боятся быть смешными и уязвленными, отчаянно падают на шпагат, в исступлении борются за свое положение в обществе, а в конце действия, с возвращением на былые позиции, уже помудревшим взглядом окидывают свое окружение, добавив в копилку своих сокровенных женских хитростей новое открытие - о важном значении недоступности во взаимоотношениях с мужчинами. Так тому и быть!

Фото Ларисы Терентьевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.