ХVII Национальная "Золотая Маска"/XVII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"

Выпуск № 8-138/2011, Фестивали

ХVII Национальная "Золотая Маска"/XVII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"
XVII Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» завершился 15 апреля торжественным вручением наград, церемония транслировалась телеканалом «Культура». Кто в каких номинациях получил премии, вы можете узнать на сайте http://goldenmask.ru. Мы же продолжаем рассказывать об участниках фестиваля - ведь это повод поговорить об итогах предыдущего сезона да и вообще о том, что происходит в современном российском театре. Благодаря «Золотой Маске» каждый год Москва видит спектакли из Санкт-Петербурга и других российских городов, причем постоянно возникают все новые масочные проекты. В этом номере «СБ, 10» публикует статью, посвященную претендентам на премии в балетных номинациях, и два текста о специальной программе «Золотой Маски» «Польский театр в Москве». В следующем мы продолжим рассказывать об участниках конкурса (драматический театр) и о спецпрограммах.

Младшие братья против одиночек
Прошлый балетный сезон 2009/2010, то есть спектакли, соревнующиеся на нынешнем фестивале «Золотая Маска»-2011, примечателен тенденцией последних лет: соперничеством не двух театров-могикан Большого и Мариинского, чья художественная энергия, по крайней мере в прошедшем сезоне, спала, а соперничеством бодро набирающего после ремонта обороты московского Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (любовно называемого в быту «Стасиком») и петербургского Михайловского театра, в прошлом Малого оперного.
Свадебный генерал
Нет, Мариинский театр не сбрасывается со счетов, его гастроли для московской публики - всегда событие. Зал был забит все четыре вечера: на трех разных «Аннах Карениных» (с номинанткой Екатериной Кондауровой и двумя звездами, кому кто больше нравится, Дианой Вишневой и Ульяной Лопаткиной) и на «Спартаке», в прошлом сезоне восстановленном и показанном в качестве бонуса. Дело в том, что «масочная» история гастролей Мариинки рисует регрессирующую тенденцию. Если на «Маске» этого года театр демонстрировал «Анну Каренину», перенесенную из Польского национального театра, поставленного раньше Алексеем Ратманским в Вильнюсе, а сочиненным в 2005 году для Копенгагена, и «Спартака» 1956 года в хореографии Леонида Якобсона, то на прошлой «Маске» Мариинка представила свой эксклюзив - «Конька-Горбунка» того же Ратманского и сильфидного Баланчина с «Шотландской симфонией». На «Маску» позапрошлую приезжал прелестный «Карнавал» начала XX века, восстановленный Сергеем Вихаревым, в программе с баланчинскими шедеврами «Блудным сыном» и «Темой с вариациями» - спектаклями-брендами петербургского стиля. А до этого реконструкция Вихарева «Пробуждения флоры» Петипа удостоилась целых двух «Масок» и т.д.
Возвращение исторических спектаклей на свою сцену - этот курс Мариинский театр взял давно. Сначала это была история императорской сцены, затем балеты Баланчина и Фокина, теперь, видно, пришло время недавнего советского прошлого. Выбрали «Спартак» опального классика советской эпохи, гениального миниатюриста Якобсона, у которого начинали Алла Шелест, молодые Наталья Макарова, Алла Осипенко, жаждавшие в то время новизны. (Еще до «Спартака» театр реанимировал его же опус «Шурале» - на «Маску» не выдвинутый.) Так вот, из трехактного хореополотна, идущего почти четыре часа, танцев поставлено на одну треть всего времени: танцевальным задумывался только третий акт, остальные два - пантомимные, с шествиями и движущимися массами. В 1956 году третий акт и был лучшим из всего созданного с двумя изюминками - танцем Гаэтанских дев и полупальцевой вариацией Эгины. Опыт восстановления полной версии якобсоновского «Спартака» уже в 1970-х годах показал, что архаичный спектакль быстро сошел со сцены и что долгой жизни ему не обеспечено. Теперь вновь можно констатировать, что поиск истины в легендарном прошлом не всегда приносит удачу - и «Спартак» Якобсона из этого числа.
С «Анной Карениной» совсем другая история: это не самый удачный балет Ратманского, изначально создаваемый для западного зрителя. С одной стороны, ранний сюжетный спектакль (сочиненный вскоре после «Светлого ручья», до «Золушки», «Болта» и «Пламени Парижа») крошится на массу эпизодов, похожих на смену кинокадров, монтаж аттракционов, - излюбленный прием хореографа. Ему вторит художник Уэндэл Харрингтон, часто сменяя видеографику пейзажей Петербурга, Венеции, интерьеров дома Каренина и салона Облонской. С другой стороны, спектакль Ратманского вторичен. У его «Анны» есть первоисточник, с которым сравнения он все-таки не выдерживает. Ратманский никогда не скрывал своего обожания Майи Плисецкой, и свой балет создавал под явным впечатлением от сорокалетней давности «Анны Карениной» Плисецкой - Рыженко - Смирнова-Голованова, который можно и сегодня посмотреть в записи. Влияние и в хореографических мизансценах, и в вольном или невольном цитировании текста, оно даже чувствуется в костюмах Микаэля Мельбю, очевидно отсылающих к костюмам Пьера Кардена для Плисецкой. Да и драматическое напряжение Майи несравнимо с сегодняшними исполнительницами. «Анна Каренина» из породы драмбалетных спектаклей, способных украсить своим названием любой театр и составляющих круг интересов всех прима-балерин. Поэтому за три вечера были три непохожие Анны. Соблазнительная Вишнева разыгрывала драму страсти, больше походящую на историю «Дамы с камелиями». Одухотворенная Лопаткина вывела на первый план у своей героини драму с сыном. Остросовременная, графичная Кондаурова особенно хороша была в первом, на полустанке, экспрессивном дуэте с Вронским. Именно дорога-поезд-путь - давнишний лейтмотив хореографии Ратманского, и в «Анне Карениной» он нашел свое отражение: этот самый дуэт на полустанке, поезд-игрушку дарит сыну Анна, железнодорожные рельсы - последний ее приют.
Главные претенденты
Территория Михайловского театра отлична сегодня от той, где создавались «Минорные сонаты» и «Лебединое озеро». Главный балетмейстер театра Михаил Мессерер решил возобновить к жизни московский спектакль «Лебединое озеро» 1956 года с историческими костюмами, декорациями, мизансценами, сошедший в начале 80-х со сцены КДС и нигде сегодня не идущий. Работа постановщика-репетитора Мессерера отменная. Сама же версия «Лебединого» заслуживает особого внимания в первой и третьей полухарактерных картинах, «лебединые» картины - увы, пример типичных переделок классики московскими хореографами первой половины ХХ века, а именно ущемление «белого балета» за счет действенности и сентиментальности.
Для постановки современного балета Мессерер пригласил молодого, успешно начавшего свою балетмейстерскую карьеру в Лондоне Славу Самодурова (бывшего премьера Мариинки). «Минорные сонаты», вдохновенно созданные за пару недель, дебют хореографа в Петербурге. Таким образом спектакли столкнулись друг с другом на «Маске», конкурировали и Мессерер с Самодуровым. Но к мартовскому фестивалю картина переменилась. С января этого года худруком Михайловского назначили испанского хореографа Начо Дуато, который к этому времени выпустил вечер своих премьер, две из которых привезли на фестиваль («Песни без слов» и «Дуэнде» - номинанты, скорее всего, будущей «Золотой Маски»). И вымотанные премьерой Дуато артисты, и соответственно мало отрепетированные номинированные спектакли столице в полную силу не показали. А показать было что.
На премьере в июле 2010-го «Минорные сонаты» прошли успешнее, чем на фестивале. Музыка Скарлатти, шесть артистов, впервые работающие с хореографом, который ставит на них, вкус хореографа к формообразованию - вот из чего состоят «Минорные сонаты». Они о том, как хореограф лепит дуэт, потом два дуэта - квартет, затем ансамбль дуэтов, как самостоятельно, словно сорная трава, откуда-то прорывается сольная женская вариация. Как танцовщик подбирает себе партнершу, будто настраивая в душе струну, а хореограф вытачивает свою Галатею. В итоге три дуэта - одно и то же действие, но разных темпераментов. Работающий в постбаланчинском ключе, Самодуров завершает «Сонаты» иронично агрессивно, в духе нашего времени и в духе актуального искусства: танцовщица резко выкидывает ногу в пустоту, «посылая» все в трамтарары, - она сама по себе, и все остальные танцовщики тоже поодиночке рассыпаны в темноте сцены. До следующей встречи, что называется.
Ситуация в московском Музыкальном театре, в отличие от Михайловского, стабильная. Здесь не лихорадочно выстраивают свой репертуар театра-дома, здесь сберегают свои драмбалетные завоевания. И то, и другое от «Стасика» претендует на «Маску». По гамбургскому счету победа одна - это российская премьера балетов Иржи Килиана - «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». Эти спектакли приезжали на гастроли в 1990-х в исполнении нидерландской труппы Килиана и производили невероятное впечатление. И даже не новые для европейского танцовщика и зрителя балеты Килиана («Маленькая смерть» и «Шесть танцев» поставлены в 1960-х) оказались актуальнее и свежее многого другого. Обращение к классике ХХ века выглядит в высшей степени оправданным - это очевидное репертуарное попадание. Номинантов среди исполнителей трое - Валерия Муханова, Анастасия Першенкова, Дмитрий Хамзин, и хотя зрителю трудно порой вычленить отдельных номинантов в шести дуэтах «Маленькой смерти», поскольку все артисты одинаково подчинены магии моцартовской музыки, все они переплавляют в своем теле движения килиановской вязи, и все до одури дурачатся в бомаршевских париках с напудренными лицами в «Шести танцах».
От Театра Станиславского в афишу «Маски» попал еще один спектакль - давнишняя «Эсмеральда», гордость театра. Спектакль 1971 года, рожденный в стенах театра еще раньше Владимиром Бурмейстером, возобновили в прошлом сезоне. Эта «Эсмеральда» еще не так давно, пятнадцать лет назад, шла на сцене театра, и пятнадцать лет назад в ней выступала Наталья Ледовская - сегодняшняя соперница килиановским ребятам. Как и номинантка от Михайловского Екатерина Борченко, танцевавшая не раз за свою жизнь партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». «Эсмеральда» - тот случай, когда возвращение в прошлое с расчетом на полную удачу, не могло не получиться. Но с непременной оговоркой: уровень исполнения чистой классики Театром Станиславского оставляет желать лучшего. Вот в чем еще одна из причин удачи станиславцев в постижении килиановского неоклассического стиля.
А вот Quatro - так называется спектакль - заслуживает пристального внимания и тем, что от него выдвинуты весь ансамбль, четверо танцовщиков, балетмейстер и сам балет, и тем, что своим рождением он обязан инициативе одиночек. Четверо танцовщиков - это Леонид Сарафанов, недавно перешедший из Мариинки в Михайловский, его жена Олеся Новикова, солистка Мариинки, и еще двое на сегодняшний день мариинцев Денис и Оксана Матвиенко, постоянно кочующие из театра в театр, - решили пригласить для новой постановки словенского балетмейстера Эдварда Клюга (в Москве его могут помнить по третьей премии конкурса хореографов на Московском международном конкурсе в 1997-м). Захотели и сделали. Дух командности и творческого горения чувствуется в Quatro. Как и всегда, артисты хотят идти вперед, а руководство академических театров, в которых они служат, все больше тянет их к архаике, пусть к архаике и легендарной. Браво одиночкам. Балеты Килиана и Quatro - вот, пожалуй, два фаворита нынешней балетной «Золотой Маски».
 
Лауреаты XVII Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» в номинациях Балет/Современный танец:
Женская роль - Екатерина Кондаурова, Анна Каренина - «Анна Каренина», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Мужская роль - Леонид Сарафанов, «Quatro», Театральный центр на Коломенской, Санкт- Петербург
Работа балетмейстера-хореографа - Ури Ивги и Йохан Гребен, «Песня не про любовь», Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
Современный танец/Спектакль ­- «Мирлифлор», Компания «Диалог Данс», Кострома
Балет/Спектакль - «Шесть танцев. Маленькая смерть», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Специальная премия жюри музыкального театра - Наталья Ледовская, Эсмеральда - «Эсмеральда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

 

Фото предоставлены пресс-центром фестиваля «Золотая Маска»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.