Метафора без границ/XVII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"

Выпуск № 8-138/2011, Фестивали

Метафора без границ/XVII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"
В рамках специальной программы «Польский театр в Москве» Национального фестиваля «Золотая Маска» в Центре им. В.Мейерхольда была представлена Выставка польского театрального плаката.
«Польская школа плаката» - направление в плакатном искусстве, берущее начало с конца 1940-х годов. Сама же «Школа» появилась в 1960-х. Ее всегда отличали краткость и выразительность, синтез утилитарного и художественно-поэтического, соединение универсального с уникальным, способность поразительно просто представить информацию и одновременно находиться на острие художественных исканий. Плюс отсутствие давления коммерческих запросов и реалистической доктрины, использование упрощенных графических форм. Все вместе и создает феномен польского плаката. Пионер «Польской школы плаката» Генрик Томашевский в одном из своих интервью подвел итог «золотого века»: «Мы сумели создать лапидарный язык, не утратив народного юмора».
На выставке присутствовали работы двух наиболее заметных мастеров школы - Яна Леницы и Францишека Старовейского. Кстати, определение «Польская школа плаката» принадлежит именно Ленице, назвавшему так свою статью в 1960 году в международном журнале «Грэфис» и утверждавшему, что «краткость - достоинство плаката, но одно и то же слово можно произнести сдержанно, изящно, а можно жестко, брутально. В таком случае все решает интонация».
Ян Леница (1928, Познань - 2001, Берлин) - не только художник-график, но и режиссер-аниматор. Закончил музыкальную школу в Познани (1947) и архитектурное отделение Варшавского политехнического университета (1952), уже в 20 лет рисовал кино- и театральные афиши, с 1950 года сотрудничал с сатирическим журналом «Шпильки» («Szpilki»). Из его анимационных работ известны сюрреалистические ленты «Лабиринт» (1963), «Женщина-цветок» (1965), «Адам-2» (1968), «Король Убю» (1975) и «Убю и большое Брюхо» (1987). После эмиграции (1974) преподавал в Гарварде, в Кассельском университете, в Высшей художественной школе Берлина.
Плакат Яна Леницы «Фауст» Ш.Гуно (Театр Вельки, Варшава, 1968) - экспрессивное и поэтичное приветствие 1960-х, отличающее расцвет Школы. «Поэтичность» этого плаката обусловлена особенным, собственным языком метафор и символов. Метафора как определенная форма смысловой связи, используемая в визуальных текстах польских плакатов, - это не конкретный сюжет - повествовательность в «Фаусте» отсутствует. Из пышного растительного орнамента (словно вырезанный витраж) составлена фигура (ноги, хвост, кошачья морда с цветком в пасти и пышный цветочный хвост), отчасти напоминая рисунок на лампах или витражах в стиле Ар Нуво, и акцентируя внимание на линию и мощь цветового пятна. Перед нами воплощение угрозы метафоры, опасная природа метаморфоз без границ.
Линия выступает в плакате как зримое воплощение организации произведения, задает объем и упорядочивает пространственную структуру как художественную реальность, а в центре внимания оказываются цвет и особые свойства «графичной» живописности (динамика и богатство цветовых отношений).
Еще одна ключевая фигура польской школы - Францишек Старовейский (1930, с. Браткувка близ Кросна - 2009, Варшава) - график, живописец, плакатист. Потомок родовой аристократии герба Биберштейн (полное его имя Францишек Анджей Боболя Биберштейн-Старовейский), однако использовал «пролетарский» псевдоним Ян Бык. Мастер мистификации, украшая рисунки обильной барочной орнаментикой, свои работы датировал на 300 лет ранее действительного их создания. Учился в академиях изобразительного искусства в Варшаве и Кракове (1949-1955). Из своего рабочего процесса художник устраивал настоящие импровизационные действа «Театр рисования» для публики: начинал зрелище с рисования правильного круга без циркуля, демонстрируя виртуозность техники. Художественный темперамент не иссякал и в преклонном возрасте, достаточно посмотреть на работу 70-летнего «Яна Быка» «Кто боится Вирджинии Вулф» Э.Олби (Театр «Повшехны» в Варшаве, 2001): два сбитых в единое лица-черепа, лязг зубов и сверкание из глаз молний. Художник виртуозно передает атмосферу страха.
Если разнообразие используемых графических приемов - основная зрительно-очевидная характеристика польского плаката в 50-70-х годах XX века, то плакат 1980-90-х характеризует тенденция к использованию лишь «повествовательного», иллюстративного приема.
Лешек Вишневский (1953, Познань) - иллюстратор, плакатист. Учился в Академии изобразительных искусств в Познани (1973-1978), в 1982 году переехал в Вену. В настоящее время сотрудничает с журналами «Trend Magazin», «The New York Times», «Playboy», «Penthouse», «Profil», «Best Seller», «Newsweek», «Gesundheit». В целом для его театральных плакатов характерны многофигурность, иллюстративность, подробность мелких деталей, акцент на конструирование человеческого облика. На плакате Вишневского «Нонсенс» (Театр Развлечений в Хожове, 1995) - готическая фигура с рогами, вместо волос - некий «головной убор», состоящий из двух фигур в монашеских балахонах, удерживающихся за рожки, в их руках письмо, а на головах - некие подобия шляп, более похожих на раскрытые почтовые конверты. Восхищает творческая свобода, с которой художник оперирует визуальными элементами.
На выставке преобладали плакаты, созданные уже в 2000-х, - работы для современных польских спектаклей с особой ритмикой, ярко выраженной эстетикой.
Ежи Чернявский (1947, Kwiatowo) - график, иллюстратор, сценограф. Окончил государственный колледж изобразительных искусств во Вроцлаве (1973). Его художественный дебют состоялся на волне польской контркультуры в 1970-е. Две работы Ежи Чернявского предельно конкретны: «Калека с острова Инишмаан» М.Макдонаха (Театр «Повшехны», Варшава, 2005) - лицо и тело человека полностью залеплены обрывками газет, на которых - фрагменты информации; «Жан Габриель Боркман» Г.Ибсена (Театр «Повшехны», Варшава, 2006) - портрет словно заиндевевшего человека в шляпе, на которой, как на экране, запечатлен небесный свод или, напротив, вид земного шара сквозь облака из космоса, с высоты.
Виктор Садовский (1956, Olendry) - живописец, иллюстратор, плакатист. Окончил Академию изящных искусств в Варшаве (1981). В своих плакатах чаще всего работает с лицами персонажей, акцентируя какую-либо деталь, на его взгляд характеризующую героя. Это может быть птичья голова или даже просто коготь, гипертрофированный нос, вместо лба - вырезанная корона, третий глаз, тюремная решетка, фрагменты тройного лица, маски - от классических до вязких покрытий или мутирующих наложений. На выставке мы увидели также «портретную игру» В.Садовского: «Бесы» Ф.М.Достоевского (Театр «Повшехны», Варшава, 2002) - мужское лицо в прозрачном колпаке с окровавленными краями (а быть может, это кровавый нимб-обруч вокруг головы); «Герцогиня Амальфи» Д.Вебстера (Театр «Побережье», Гданьск, 2006) - лицо, покрытое толстым слоем грима с рисунком черной веточки; «Фантазы» Ю.Словацкого (Театр «Атенеум», Варшава) - юношеский портрет с наложенной на лицо розой, где шипы становятся трещиной, рассекающей анфас.
Сегодня театральный плакат-афиша стал формой коммуникации, основанной на выраженном в четкой визуальной форме сообщении культурного (рекламного) характера. Само же понятие «плакат» постепенно заменяется синонимом «авторское графическое высказывание в крупном полиграфическом формате». На выставке звучал особый язык польского плакатного искусства, вмещающий в себя и лаконичную графичность и одновременно насыщенную живописность, балансирующий между экспрессией и монументальной статикой театральных образов. Философский гротеск художественного посыла обнажал, несмотря на иронический взгляд на зрелище, неожиданный синтез трагических и комических реалий. Такими свойствами обладало большинство плакатов Т.Богуславского.
Томаш Богуславский (1958, Гданьск) известен своими работами в области графического дизайна, графики, плакатного и издательского искусства, он создатель филателистических выпусков. Учился в Гданьской академии художеств (1977-1978), ректором которой стал в 2002 году. Дизайнер-конструктор, он активно использует вещный мир для создания портретного жанра в плакате: обычная грелка определенными выпуклостями создает формы тела; раскрытые ножницы с двумя пуговками - вот вам лицо с глазами... Цветок розы - вместо губ, стебелек - вместо носа, листья - глаза, а ресницами становятся шипы - так художник видит «Риголетто». Красная подушечка в форме сердца с кружевным кантом - «Казанова». Обыкновенные деревянные счеты - «Процесс» Кафки. Смятая рогожа со смутно проступающими человеческими чертами, где глаза - штопка красной нитью, а рот - черная рваная дыра - плакат к спектаклю «Царь Эдип» Софокла (Театр «Реквизиторская», 2003). Впечатляет реплика в адрес Джузеппе Арчимбольдо или гастрономических композиций Сальвадора Дали - голова из куска свежеразделанного мяса, увенчанная лавровым венком («Тит Андроник» Шекспира; Театр «Реквизиторская», 2007). Наконец, блестящая по простоте метафора - сломанные зубцы металлической терки, одновременно похожей и на почтовый ящик, и на лицо - «КорольУбю» Д.Джерри (театр «Реквизиторская», 2004). Вот лицо любой тупой власти.
В его работах всегда максимум изобретательности, множество вариантов использования предметов - нужно только увидеть силуэт, лицо... стать соавтором творчества.
Язык польского плаката доступен любому зрителю - образность стала пластическим средством построения метафоры и раскрытия аллегории, условность - средством реализации гиперболы, а эмоция, юмор, остроумие служат для создания изобразительного гротеска.
На выставке демонстрировались плакаты, посвященные не только конкретным сценическим произведениям, но и крупным театральным событиям. Так Веслав Валкуский (1956) на своем плакате Фестиваля уличных театров (2000) обозначил всевозрастной охват театра - комедиант, лицо которого представляет слепок без индивидуальных черт, держит на палке, перекинутой через плечо, как котомку, связку масок: детскую, взрослую и маску-череп. А выпускник Познанской академии искусств Анджей Понговский (1953, Варшава), представитель третьего поколения художников «Польской школы плаката», художественный руководитель польского издания Playboy и создатель своего рекламного агентства, в афише Опольских театральных состязаний (1989) продемонстрировал большое чувство юмора: на голову актера надето кольцо с театральным занавесом арены-сцены, лицо почти полностью им скрыто, выглядывает лишь любопытный нос, раздвинувший занавес, да черная бороденка, а сверху, словно детской рукой, пририсована корона - знак власти искусства.
Мастерство художников «Польской школы плаката» неисчерпаемо, это настоящий театр, где вместо актеров - краски и карандаши, а метафора - небо над сценой...

Фото предоставлены пресс-центром фестиваля «Золотая Маска»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.