Из глубины народной

Выпуск № 8-138/2011, Портрет театра

Из глубины народной
Государственному национальному театру Удмуртской Республики - 80 лет
«О тех, кто создал удмуртский театр, нельзя говорить и писать однозначно. Каждый, кто стоял у его колыбели, был не просто мастером, режиссером или драматургом. Организаторы театра были совсем юными и не имели ни жизненного, ни профессионального опыта. Но все покрывало душевное горение, желание создать свой творческий коллектив.
Неповторимое по своеобразию искусство удмуртских актеров, их удивительная достоверность, психологическая глубина постижения характеров берут начало в народных истоках творчества, в тесном соприкосновении с богатством национального фольклора. Яркая одаренность, живое и непосредственное слияние с искусством родного края были свойственны каждому из артистов, бывших любимцами широких кругов публики».
Т.Ардашева
Сегодня вопрос о состоянии и развитии национальных культур - один из самых острых и пока еще трудно решаемых в стране. Необходимо способствовать сохранению и формированию духовных богатств, накопленных большими и малыми народами за их богатейшую историю. Выполнению этой задачи исключительное место во все времена отводилось национальному театру.
7 февраля 1931 года состоялся первый спектакль национального удмуртского театра «Река Вала шумит» по пьесе молодого драматурга Игнатия Гаврилова (режиссер-постановщик - студент ГИТИСа Кузьма Ложкин). На большую сцену впервые вышли юноши и девушки, еще недавно стоявшие за станками на заводах, другие приехали из деревень - все они участники самодеятельных кружков. Еще далеко не все было совершенно: и пьеса имела недостатки, и актеры не всегда понимали свои задачи. Но та искренность, душевность, с которой они отнеслись к тому, что делали, не осталась без внимания зрителей: спектакль был принят восторженно. Премьера «Река Вала шумит» открыла первую страницу истории национального театра Удмуртской Республики.
Через несколько дней театр направляют в Нижний Новгород, где тогда проходил II Съезд Советов. Выступление перед большой ответственной аудиторией для коллектива явилось экзаменом на профессионализм.
А уже весной театр начинает гастроли по районам республики. Обслуживание сельского населения с тех пор прочно вошло в жизнь театра и стало одной из лучших его традиций. Удмуртский зритель получил возможность видеть спектакли на родном языке.
С первых шагов с театром начали сотрудничать молодые удмуртские писатели М.Петров и М.Коновалов, в чьих пьесах («Батрак», «Победная поступь») была сделана попытка обращения к современной теме. В репертуар вошли произведения русской и мировой классики: «Ревизор» и «Женитьба» Н.Гоголя, «Слуга двух господ» К.Гольдони, «Лекарь поневоле» Мольера. Пьеса «Холодный ключ» И.Гаврилова о жизни удмуртской деревни в период революционных преобразований имела впоследствии богатую сценическую историю.
Широко известны в республике имена первых удмуртских актеров: народного артиста РСФСР К.Ложкина, заслуженной артистки РСФСР А.Шкляевой, народных артистов УАССР В.Виноградовой, К.Гавриловой, Г.Овечкина, заслуженных артистов УАССР А.Колесниковой, В.Волкова, В.Гаврилова.
Постепенно репертуар театра расширялся: ставились спектакли по пьесам местных драматургов, русской, зарубежной классики.
Осенью 1934 года в Ижевске организовали Театральный комбинат, в котором параллельно работали опера, балет, русская и удмуртская драматические группы. Комбинат просуществовал недолго: вскоре стала понятна нецелесообразность такого объединения, особенно для актеров-удмуртов. После расформирования комбината удмуртский театр приобретает статус государственного.
Несмотря на отсутствие должной материальной базы (свое помещение театр получил лишь в 1950-м), неустроенность быта актеров, театр жил полнокровной творческой жизнью. Первое десятилетие - это его подъем и расцвет. Популярность театра росла от сезона к сезону. Постоянными зрителями теперь были не только удмурты, но и русские, другие народности, проживающие в республике.
Тяжелые испытания театр претерпел с началом Великой Отечественной войны. Лучшие актеры ушли на фронт. Большинству из них вернуться было не суждено. Постановлением СНК УАССР театр был закрыт. Оставшуюся часть артистов мобилизовали на заводы. Но уже через полтора года совнарком УАССР специальным постановлением обязал восстановить деятельность Удмуртского государственного драматического театра. Этим же постановлением директорам заводов предлагалось освободить актеров с предприятий для работы в театре. В основном занимались подготовкой малых драматических форм, постановкой одноактных пьес и концертов. Но работать приходилось в очень трудных условиях: готовили программы и выступали в холодных, неприспособленных помещениях. Костюмы, декорации переносили на себе, рабочих рук не хватало. И жилось артистам сложно: на частных квартирах, совместно с хозяевами, они недоедали, недосыпали. Актеры старшего поколения часто вспоминали о работе театра в дни войны: «Выезжать на гастроли было тяжело. Приезжаешь в деревню, а клуба нет. Предлагают школу, а она едва держится, скорей всего напоминает сарай: не развернуться никак. Иногда выступали в заброшенных домах или в полуразрушенных церквах. Чемоданы с костюмами, реквизитом несли на себе, а порой вместо лошадей запрягали коров. Но когда после очередного концерта видели радостные лица ребятишек, глаза, полные слез, старых женщин, слышали благодарные ласковые слова, сердце наполнялось радостью от того, что наша работа помогает людям жить...»
За годы войны актерами театра в колхозах, госпиталях, райцентрах дано свыше 600 концертов и спектаклей. Удмуртские артисты в деревнях были самыми дорогими гостями, и встречали их с радостью. Это были актеры, сохранившие национальную самобытность. Все, что они делали на сцене, людям было знакомо, близко и дорого.
В первые послевоенные годы встал вопрос о подготовке профессиональных кадров. Начиная с 1951 года, через каждые 8-10 лет труппа пополняется молодыми актерами, получившими профессиональное образование в театральных вузах Ленинграда, Москвы, Уфы.
В 50-е годы коллектив обращается к классике и современным пьесам, опираясь на национальные традиции, беря на вооружение и то новое, что было приобретено молодежью на институтской скамье. Разнообразен по жанрам репертуар тех лет: «Власть тьмы» Л.Толстого, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Фатима» К.Хетагурова, «Светит да не греет» А.Островского и т.д. Спектакли по пьесам удмуртских авторов: «Весенние дни» И.Гаврилова, «Волнуется синее море» В.Садовникова и М.Тронина, «Если нет любви» С.Широбокова, «Старый дом» по одноименной повести Г.Красильникова.
Имена многих актеров по праву вошли в историю театра. Это заслуженные артисты РСФСР Нина Бакишева, Борис Безумов, Василий Перевощиков, заслуженный артист УАССР Иван Кудрявцев, народный артист УАССР Иван Протодьяконов, заслуженный деятель искусств РСФСР Геннадий Веретенников.
В 1958 году Удмуртский драматический театр был реорганизован в музыкально-драматический. В труппу вливается группа солистов-вокалистов, артистов хора, балета, оркестра. На театральных афишах с того времени и до октября 1985 года (пока не переехали во вновь построенное здание) рядом с такими названиями, как «Старый Мултан», «Холодный ключ», появляются «Холопка», «Сильва», «Летучая мышь». Музыкальные спектакли шли на русском языке, драматические - на удмуртском. В начале 60-х годов создаются свои национальные опера, балет, музыкальная комедия. В 1961 году - первая опера на удмуртском языке «Наталь» Германа Корепанова, чуть позднее - балет «Италмас» его однофамильца Геннадия Корепанова, который добавил к своей фамилии псевдоним Камский. Он же автор первой музыкальной комедии «Любушка». Современный наш Музыкальный театр оперы и балета ведет свой отчет с 1958 года.
С января 1996 года Удмуртский государственный драматический театр преобразован в Государственный национальный театр Удмуртской Республики. Сейчас в театре работают выпускники пяти национальных студий - седьмое поколение артистов. Постепенно уходят из жизни актеры первого и второго поколений, те, кто создавал театр, приумножал его славу. За 80 лет на удмуртской сцене выросли и утвердили свое искусство замечательные актеры, режиссеры, художники. За вклад в развитие театрального искусства, высокое исполнительское мастерство 18 артистам театра присвоены почетные звания РФ и УР. Среди них Вероника Садаева, Валентина Загуляева, Галина Владыкина, Петр Романов, Геннадий Соловьев, Вячеслав Байков, Леонид Романов.
Сегодня зрителям хорошо известны имена самых молодых актеров: Оксаны Гавриловой, Вячеслава Карасноперова, Алексея Ложкина, Светланы Ложкиной, Игоря Моисеева и др.
Сегодня в ВТИ им. М.С.Щепкина учатся посланцы из Удмуртии, которые через 3 года пополняет ряды актеров нашего театра.
Работники театра активно пропагандируют удмуртское театральное искусство и вне стен театра. Ежегодно труппа выезжает на малые осеннее-зимние и большие летние гастроли в сельские районы республики и за ее пределы, выступая перед удмуртам Башкортостана, Татарстана, Пермской и Кировской областей.
Неоднократно театр принимал участие в международных фестивалях театров финно-угорских народов в г. Нурмес (Финляндия), Йошкар-Оле Республики Марий-Эл.
Сегодня театр живет в красивом реконструированном здании. Репертуар театра стал намного разнообразнее и интереснее. Большим успехом пользуются новые спектакли, разные по жанру и по тематике: «На золотом дне» Д.Мамина-Сибиряка, «Трибунал» А.Макаенка (перевод А.Григорьева), «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова (перевод Л.Романова). Идут спектакли по пьесам классиков национальной драматургии и современных писателей: «Сюан» («Свадьба») В.Садовникова, «Девицы-красавицы» Ст.Широбокова, «Я буду ждать только тебя» И.Гаврилова, «Опаленные инеем» и «Туман» А.Григорьева и С.Салтыкова. Не обходит вниманием театр и юного зрителя, проводит во время каникул Дни театрального искусства, когда старшеклассники знакомятся со спектаклями по пьесам авторов, изучаемых в школе. Для самых маленьких здесь ставят сказки.
Государственный национальный театр Удмуртской Республики, отмечающий свое 80-летие, не теряет своих былых традиций, своей славы и стоит на высоте, какой достоин вместе со своим зрителем.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.