Эфросовская Маша/Людмила Гурченко

Выпуск № 8-138/2011, Вспоминая

Эфросовская Маша/Людмила Гурченко
Строкой из «Моей прекрасной леди» «Я танцевать хочу!» называлось интервью знаменитой актрисы, принявшей участие в давней дискуссии о проблемах мюзикла, развернувшейся когда-то на страницах журнала «Театр».
Природное чувство ритма, в мюзикле необходимое, Людмилу ГУРЧЕНКО всегда отличало, выражаясь в постоянной готовности не просто танцевать, но реагировать, общаться, мыслить, то есть существовать, подчиняясь музыкальному ритму, формирующему и пронизывающему сценические события.
То, что действие рождается из духа музыки, Людмила Марковна чувствовала всем существом.
В те времена, как, впрочем, и сегодня, настоящей труппы мюзикла в стране не было. Жанровые поиски велись методом проб и ошибок. Людей, музыкально одаренных, было немало, но трудно назвать человека, который соответствовал бы сути мюзикла больше, чем страстно жаждущая творчества Людмила Гурченко.
Если вспомнить все, что было ею сделано или только планировалось в жанре музыкальном, наберется серьезный репертуар.
Актриса блестяще сыграла в знаменитых музыкальных фильмах «Табачный капитан», «Мама» («Волк и семеро козлят»), «Секрет ее молодости» (по «Средству Макропулоса» Чапека), «Соломенная шляпка» Лабиша и «Цирк зажигает огни» Милютина.
Репетировала в спектакле «Чой-то ты во фраке» (по «Предложению» Чехова) и «Трехгрошовой опере» Брехта. Намеревалась выступить в «Мымре», мюзикле по «Служебному роману».
Сам ее «вертикальный старт» в легендарной «Карнавальной ночи» в 1956 году мог стать началом чисто жанровой карьеры.
Но с ее дарованием обошлись, как всегда, бесхозяйственно. Лишь знойная мелодрама «Роман и Франческа», полузабытый фильм «Укротители велосипедов» и куда более популярная озорная комедия «Девушка с гитарой» развивали жанровые идеи, близкие творческой природе актрисы, будили ее фантазию, интуицию и темперамент.
Особенно остроумно выглядела Гурченко в сцене смотрин из «Девушки с гитарой», когда играла «цыганскую драму», дрожа перед забавной псевдокомиссией, состоявшей из «банды» блистательных комиков под предводительством Михаила Жарова.
В Театре Киноактера, где Гурченко какое-то время служила, ей довелось выступить в эффектной роли Лу в мюзикле «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера.
Один из шедевров американского театра был воплощен на этой странной сцене с неожиданно точным чувством жанра и не без вдохновения.
Действие строилось на перекличке перипетий, конфликтов и интриг шекспировского «Укрощения строптивой» и реальных отношений артистов, разыгрывающих на подмостках эту комедию.
Гурченко представила Лу скорее «честной» карьеристкой, нежели девочкой, реально увлеченной искусством. Ее героиня повторяла характер шекспировской Бьянки, охмуряя старика-миллионера, воплощенного Сергеем Мартинсоном столь же остроумно, лукаво и виртуозно.
То же искреннее стремление не упустить внезапный шанс движет и авантюристкой Лолитой из оперетты Милютина.
С настоящими жанровыми партнерами Людмиле Марковне везло нечасто. Кроме Мартинсона, можно вспомнить Олега Борисова в картине по Чапеку, Андрея Миронова и Александра Ширвиндта в водевиле Лабиша.
Чаще актриса оставалась, по сути, в гордом одиночестве. Так случилось в первой экранизации романа В.Каверина «Открытая книга», где замкнувшаяся в себе изысканная героиня Гурченко внезапно, но уместно, с неподражаемо изящным скепсисом пела томный романс для гостей, совершенно ей не интересных.
Уникальное драматическое дарование Людмилы Гурченко тоже могло бы развиваться более последовательно.
Разумеется, упрямо живущая надеждой на счастье Ника из фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» или расцветающая к финалу «Пяти вечеров» Тамара в картине Никиты Михалкова - роли, созданные актрисой для вечности.
Но ее Роксану из «Сирано де Бержерака», сыгранную в «Современнике», театралы почти не помнят. От роли Маши в «Трех сестрах» Эфроса, когда спектакль еще репетировался в Театре Ленинского комсомола, осталась лишь легенда. Острохарактерные роли в кино, вроде хитрой Клавы в «Детях Ванюшина», случались редко.
С явным удовольствием сыграла Людмила Гурченко умную интриганку миссис Чивли в экранизации комедии Оскара Уайльда «Идеальный муж». Но все же самой яркой из ролей этого ряда оказалась уморительно смешная и ядовитая ханжа Раиса из народной комедии «Любовь и голуби».
Оторваться по полной актриса могла бы в своем роскошном теле- «Бенефисе», но и там почему-то не спела «убойный» шлягер из «Хелло, Долли!» Дж. Германа, хотя по логике зрелища он был вполне уместен.
Большие лицензионные мюзиклы, вроде «Кабаре» или «Чикаго», тоже прошли мимо нее.
Но Людмила Марковна не унывала, чаруя зрителей изысканностью облика, острой иронией, смелостью и блеском.
От нас ушла одна из самых стильных, остроумных актрис, беззаветно служивших искусству.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.