Эфросовская Маша/Людмила Гурченко
Выпуск № 8-138/2011, Вспоминая
- Строкой из «Моей прекрасной леди» «Я танцевать хочу!» называлось интервью знаменитой актрисы, принявшей участие в давней дискуссии о проблемах мюзикла, развернувшейся когда-то на страницах журнала «Театр».
- Природное чувство ритма, в мюзикле необходимое, Людмилу ГУРЧЕНКО всегда отличало, выражаясь в постоянной готовности не просто танцевать, но реагировать, общаться, мыслить, то есть существовать, подчиняясь музыкальному ритму, формирующему и пронизывающему сценические события.
- То, что действие рождается из духа музыки, Людмила Марковна чувствовала всем существом.
- В те времена, как, впрочем, и сегодня, настоящей труппы мюзикла в стране не было. Жанровые поиски велись методом проб и ошибок. Людей, музыкально одаренных, было немало, но трудно назвать человека, который соответствовал бы сути мюзикла больше, чем страстно жаждущая творчества Людмила Гурченко.
- Если вспомнить все, что было ею сделано или только планировалось в жанре музыкальном, наберется серьезный репертуар.
- Актриса блестяще сыграла в знаменитых музыкальных фильмах «Табачный капитан», «Мама» («Волк и семеро козлят»), «Секрет ее молодости» (по «Средству Макропулоса» Чапека), «Соломенная шляпка» Лабиша и «Цирк зажигает огни» Милютина.
- Репетировала в спектакле «Чой-то ты во фраке» (по «Предложению» Чехова) и «Трехгрошовой опере» Брехта. Намеревалась выступить в «Мымре», мюзикле по «Служебному роману».
- Сам ее «вертикальный старт» в легендарной «Карнавальной ночи» в 1956 году мог стать началом чисто жанровой карьеры.
- Но с ее дарованием обошлись, как всегда, бесхозяйственно. Лишь знойная мелодрама «Роман и Франческа», полузабытый фильм «Укротители велосипедов» и куда более популярная озорная комедия «Девушка с гитарой» развивали жанровые идеи, близкие творческой природе актрисы, будили ее фантазию, интуицию и темперамент.
- Особенно остроумно выглядела Гурченко в сцене смотрин из «Девушки с гитарой», когда играла «цыганскую драму», дрожа перед забавной псевдокомиссией, состоявшей из «банды» блистательных комиков под предводительством Михаила Жарова.
- В Театре Киноактера, где Гурченко какое-то время служила, ей довелось выступить в эффектной роли Лу в мюзикле «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера.
- Один из шедевров американского театра был воплощен на этой странной сцене с неожиданно точным чувством жанра и не без вдохновения.
- Действие строилось на перекличке перипетий, конфликтов и интриг шекспировского «Укрощения строптивой» и реальных отношений артистов, разыгрывающих на подмостках эту комедию.
- Гурченко представила Лу скорее «честной» карьеристкой, нежели девочкой, реально увлеченной искусством. Ее героиня повторяла характер шекспировской Бьянки, охмуряя старика-миллионера, воплощенного Сергеем Мартинсоном столь же остроумно, лукаво и виртуозно.
- То же искреннее стремление не упустить внезапный шанс движет и авантюристкой Лолитой из оперетты Милютина.
- С настоящими жанровыми партнерами Людмиле Марковне везло нечасто. Кроме Мартинсона, можно вспомнить Олега Борисова в картине по Чапеку, Андрея Миронова и Александра Ширвиндта в водевиле Лабиша.
- Чаще актриса оставалась, по сути, в гордом одиночестве. Так случилось в первой экранизации романа В.Каверина «Открытая книга», где замкнувшаяся в себе изысканная героиня Гурченко внезапно, но уместно, с неподражаемо изящным скепсисом пела томный романс для гостей, совершенно ей не интересных.
- Уникальное драматическое дарование Людмилы Гурченко тоже могло бы развиваться более последовательно.
- Разумеется, упрямо живущая надеждой на счастье Ника из фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» или расцветающая к финалу «Пяти вечеров» Тамара в картине Никиты Михалкова - роли, созданные актрисой для вечности.
- Но ее Роксану из «Сирано де Бержерака», сыгранную в «Современнике», театралы почти не помнят. От роли Маши в «Трех сестрах» Эфроса, когда спектакль еще репетировался в Театре Ленинского комсомола, осталась лишь легенда. Острохарактерные роли в кино, вроде хитрой Клавы в «Детях Ванюшина», случались редко.
- С явным удовольствием сыграла Людмила Гурченко умную интриганку миссис Чивли в экранизации комедии Оскара Уайльда «Идеальный муж». Но все же самой яркой из ролей этого ряда оказалась уморительно смешная и ядовитая ханжа Раиса из народной комедии «Любовь и голуби».
- Оторваться по полной актриса могла бы в своем роскошном теле- «Бенефисе», но и там почему-то не спела «убойный» шлягер из «Хелло, Долли!» Дж. Германа, хотя по логике зрелища он был вполне уместен.
- Большие лицензионные мюзиклы, вроде «Кабаре» или «Чикаго», тоже прошли мимо нее.
- Но Людмила Марковна не унывала, чаруя зрителей изысканностью облика, острой иронией, смелостью и блеском.
- От нас ушла одна из самых стильных, остроумных актрис, беззаветно служивших искусству.
Отправить комментарий