Ушел мастер... /Владимир Федосеев

Выпуск № 8-138/2011, Вспоминая

Ушел мастер... /Владимир Федосеев
Ушел Мастер, замечательный режиссер, педагог, профессор театрального факультета Саратовской консерватории Владимир ФЕДОСЕЕВ.
Как мне кажется, крупнейший режиссер из живших в нашем городе в последние годы. Жизнь отчаянно несправедлива: на смену старикам приходят молодые, дерзкие, амбициозные, которые понятия не имеют о делах прежних. А кто помнит вообще, кроме завзятых театралов, такое эфемерное «дело», как театральные постановки? В Википедии нашла упоминание всего о четырех спектаклях Федосеева в ТЮЗе Киселева. Чтобы восстановить справедливость, подняла свой архив театральных программок. Их было 28, неординарных, увлекательных федосеевских постановок!
Слыхала и такое: дескать, я его спектаклей сам не видел, но слышал, что они слабые. «Книгу не читал, но знаю, что плохая, фильм не смотрел, но слышал...» Смею заверить, а театральные люди это подтвердят, что Владимир Федосеев был очень сильным режиссером русского психологического театра, который он мастерски умел облекать в яркую, истинно театральную форму.
Многие писали о замечательной постановке Юрия Киселева «Колбаска, Боцман и другие» по повести Линдгрен. Федосеев поставил в детском театре еще две повести шведской сказочницы. «Знаменитый сыщик» был и трогательным, и веселым, и занимательным - настоящий тюзовский спектакль. Только шел он не очень долго. А «Пеппи Длинныйчулок» в постановке Владимира Захаровича побила все рекорды посещаемости. Это было ураганно-озорное, занимательное действо, которое происходило и на сцене, и в зале, всех в втягивая. Играла наивную выдумщицу Пеппи любимица Федосеева Елена Блохина. И самое первое мое впечатление от Саратова и ТЮЗа, когда я сюда приехала, тоже постановка Федосеева - «Лошадь Пржевальского» Шатрова. Замечательный спектакль тогда очень еще молодых актеров о последних прекраснодушных мечтателях советской эпохи - стройотрядовцах. Он был удивительно глубокий и светлый, с добрым юмором. На нем выросло целое поколение. Изумительно поставил Федосеев и «Трех мушкетеров». Гораздо ближе к первоисточнику, чем глуповатый отечественный телефильм, но не без тонкой французской иронии. До сих пор помню все роли, так выпукло они были выписаны: слегка грассирующий, вечно «летящий» Людовик Бориса Федотова, роскошно-беспомощная Королева Анна Татьяны Шкрабак, всевидящий, ехидный Кардинал Владимира Краснова.
Федосеев и публицистичные вещи умел ставить интересно, применяя брехтовские театральные приемы. Единственно удачное явление «русского Прометея» на саратовской сцене случилось именно у Федосеева, в его постановке «Что делать?». Чернышевского сыграл неподражаемый Сергей Сосновский, лучший ученик Федосеева, превосходного педагога. Федосеев так сумел поставить «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, что забывался даже «эталон» Вахтанговского театра, который тогда бесконечно показывали по телевизору. И «Женитьба Бальзаминова» Федосеева ни в чем не повторила популярный фильм.
Этапными для театра стали последние доперестроечные спектакли режиссера - «Репетитор» Полонского и «Виктория» Червинского. Обращенные к юношеству, они поднимали сложные, «неудобные» нравственные темы, и педагоги ханжески предавали их анафеме на обсуждениях. А в это время Федосеев уже ушел из ТЮЗа - основывать свой театр. Не случилось - лихие 90-е годы кого-то озолотили, подняли на гребень, у кого-то разбили все мечты. Зато Владимир Захарович пришел тогда преподавать на факультет, делал он это из года в год, прекрасно, как все, за что брался. Выпускал и драматических, и музыкальных актеров. Вырастил целую плеяду одаренных федосеевцев. В их числе Юрий Кудинов, один из ведущих артистов нашего незабвенного театра АТХ, а теперь - драмы, оба Антона Кузнецова. Кузнецову, возглавлявшему одно время академдраму, при всех непростых событиях, там разыгравшихся, не откажешь ни в таланте, ни в режиссерском глазе. Его однофамилец - ведущий актер Саратовской оперетты, подающий очень большие надежды.
Говорят, что и историю театра (в последние годы Мастер сильно болел и, в основном, читал лекции) Федосеев умел сделать очень живой, зрелищной, захватывающей.
В муниципальном театре «Версия» Владимир Захарович поставил «Лису и виноград» Фигейреду - пьесу умную, острую, пленяющую отточенностью мысли и накалом чувств. Он нашел точную, красивую форму. От происходящего на сцене невозможно было оторваться. Тогда же Федосеев занялся возрождением угасшего было, когда-то славного Народного театра в Доме ученых. И быстро привел его в чувство. А для разминки начинающие артистки, не знающие толком, куда руки девать, репетировали... Мольера. Я удивлялась, беря тогда единственное мое интервью у режиссера. «Мольера выбрали для тренажа. Это для них будет хорошей школой. А один день в неделю будем заниматься актерским мастерством. Может, тогда удастся разбудить в них дух творчества?» - сказал Мастер.
«Старик» из Народного театра Владимир Солодков рассказал мне о режиссерской манере Владимира Федосеева: «Он не диктатор, не относится к жестким режиссерам. Голос повышает только тогда, когда актер совсем уж некорректно себя ведет. Но требования у него очень высокие, пытается вытащить из каждого свое, изнутри. Это у него хорошо получается».
Он мог стать властителем любого театрального коллектива - огромный, львиногривый, синеокий, кипяще талантливый. Но по характеру он был мягок и интеллигентен и делал только то, что было в согласии с его совестью. Так своеобразно толковал он устремления Эзопа - героя последней своей большой постановки. С проекцией на собственную жизнь и судьбу.
...Все очень просто. Берешь слегка подзабытого Фигейреду, весьма сентиментального Арбузова или очень уж многословного Мольера. И делаешь из этого... Одиночество, хуже которого ничего на свете нет. Любовь, какой еще никогда не было. Свободу, как только ты ее понимаешь. И комедию, очень смешную. Только вот зритель отчего-то не успевает утирать слезы. А все это вместе называется Театром. Ушел из жизни верный его Дон Кихот. Его до сих пор не забыли на театральном факультете. Его фотографии - в аудиториях, его горящий синий взор - в сердцах учеников. И не спрашивайте меня, по ком звонит колокол.
 
Фото Алексея Леонтьева

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.