Умер Евгений Лемешонок (Новосибирск)

Выпуск № 8-138/2011, Скорбная весть

Умер Евгений Лемешонок (Новосибирск)
В этом году исполнилось бы 90 лет старейшему актеру Новосибирского «Красного факела», народному артисту РСФСР Евгению Семеновичу ЛЕМЕШОНКУ - основателю знаменитой театральной династии. Но он несколько месяцев не дожил до юбилея. В апреле на прощальную панихиду пришли не только коллеги, но и благодарные зрители всех поколений, потому что Лемешонок-старший - легенда, гордость Новосибирска.
Евгений Семенович - фронтовик, прошел Великую Отечественную войну. Может, оттого в его характере была суровость, повышенная требовательность к себе и к партнерам. Ему очень повезло со спутницей жизни Мариной Ильиничной РУБИНОЙ, бывшей ведущим театральным критиком Сибири, к мнению которой не просто прислушивались, им дорожили (она тоже не так давно ушла из жизни, опередив супруга). Разговоры о театральном творчестве в этой семье не смолкали ни днем, ни ночью. Неудивительно, что единственный сын Владимир Лемешонок стал выдающимся актером с мощным интеллектуальным началом, а внук - тезка деда - делает большие успехи в качестве сценографа. Примечательную династию так и называли: Лемешонок-старший, Лемешонок-младший и маленький Лемешонок. На панихиде глубоко сожалели, что старейшина покинул этот мир.
У него, как и у многих из тех, кто родился в начале прошлого века, была трудная жизнь. Голод, нищета и прочие испытания закалили характер. Евгений Семенович никогда не бездельничал, не умел сидеть без работы и не любил краснобайствовать, пускать слова на ветер. Журналисты, я в том числе, не много вытянули из него сокровенных признаний, зато судить о личности этого самобытного человека позволяли его серьезные, масштабные роли. Лемешонок-старший дебютировал как актер в 1947 году в новосибирском ТЮЗе. Лучшие его работы того периода связаны с классикой, с пьесами А.Н.Островского. Первый успех, однако, не нивелировал внутренней неудовлетворенности. Беспокойный молодой актер искал не удобного места под солнцем, а лучшего применения своим способностям на сценах Иркутска, Ташкента, Чкаловска. И все-таки вернулся в родной Новосибирск. По-настоящему, по большому счету его талант, его особая человеческая природа, харизма раскрылись в «Красном факеле». Ему хорошо удавались социальные герои: Крутов из спектакля «Долги наши» по пьесе Э.Володарского, Судаков в знаменитом «Гнезде глухаря» В.Розова, Роман Николаевич из «Старомодной комедии» А.Арбузова. Репертуар «Факела» 70-х годов собрал всю классику советской драматургии, и не было премьер, обошедшихся без участия Евгения Лемешонка.
Уходит его поколение, но оно очень памятно. Лично я помню так ясно, словно это было вчера, как Лемешонок играл в дуэте с экстравагантной Аматой Смирновой (Царствие ей небесное) любовную сцену. Она провоцировала, соблазняла, и с его лица постепенно сходила маска всегдашней угрюмости. Сильный, высокий, несгибаемый мужчина таял на глазах, натурально влюблялся на сцене, не будучи влюбчивым и легкомысленным в реальной жизни. Народная артистка РФ Анастасия Гаршина вспоминала в день похорон, каким Евгений Семенович был надежным другом, мудрым советчиком - резким, но справедливым. Другая его постоянная партнерша народная артистка СССР Анна Покидченко призналась, что немного завидовала супруге Лемешонка - «более верного мужа трудно и придумать». Бывший директор «Красного факела» Галина Булгакова верно подметила, Лемешонок был украшением труппы, и в солидном возрасте оставался очень привлекательным, импозантным мужчиной.
За полувековую творческую жизнь Евгений Семенович исполнил без малого 200 ролей, не разделяя их на большие и маленькие, главные и второстепенные. Всегда работал увлеченно, с полной отдачей, что и продолжилось в его сыне и внуке.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.