60 лет Райли Коскела (Петрозаводск)

Выпуск № 8-138/2011, Юбилей

60 лет Райли Коскела (Петрозаводск)
Накануне Международного дня театра, 26 марта, Райли КОСКЕЛА, актриса Национального театра Карелии, ныне проживающая в соседней Финляндии, отпраздновала 60-летие.
Райли родилась в поселке Чална Пряжинского района в финской семье. Окончив восьмилетку, приехала в Петрозаводск и поступила на клубно-театральное отделение Культурно-просветительского училища, а параллельно - в актерскую студию при Финском театре, организованную в 1966 году.
Начинающим артистам повезло - они успели застать великих «старейшин» и выйти с ними на сцену в одних спектаклях. У Райли Коскела были хорошие внешние данные, пластичность, музыкальность, яркая характерность, и еще во время дипломной практики она сыграла несколько ролей. Кроме того, во время учебы Райли проявила себя как общественница-активистка: творческие вечера, выпуски стенгазет, политинформации, культпоходы на лыжах, соревнования по шахматам, работа в подшефных школах - она готова организовать все, ибо ей интересны все проявления жизни.
С января 1971 года вместе с Райли Коскела в труппу Финского театра влились и другие талантливые молодые артисты. После университета к ним прибавился Орво Бьернинен-младший, вопреки воле родителей-артистов не пожелавший стать учителем (будущий Чацкий в опередившем свое время спектакле «Горе от ума» Ф.Бермана).
Ни одного из молодых артистов не минует этап сказок. За роль Ежика в сказке «Лесной переполох» (1971) Райли была отмечена премией за лучшую актерскую работу сезона. В течение двадцати лет - параллельно с серьезными ролями - она много и успешно играла в детских спектаклях.
Но, пожалуй, настоящее рождение актрисы произошло в спектакле «Шесть старых дев и один мужчина» (1974). Полный лиризма образ Нинель: мягкая, бесконечно женственная, пластичная, со светящимися глазами - Райли Коскела была в этой роли незабываема. Спектакль сыграли более двухсот раз, много гастролировали с ним. А режиссеры стали, наконец, видеть в актрисе и лирическое дарование.
Райли Коскела много и плодотворно играла в национальных спектаклях по финской драматургии. В «Калевале» (1974, 1979, 1984) была занята в течение всего спектакля, зрителям особенно запомнилась выразительная роль Вопленицы, хотя Райли играла еще и Деву острова и служанку Похъелы. Прекрасен образ Оути в спектакле «Кантелетар» (1982), где сорок семь музыкальных номеров, и актриса была занята во многих из них. Казалось, образы финской драматургии были у актрисы в крови. Сотканный из полных драматизма переживаний образ Наманки стал рубежом, когда о Райли стали говорить как о разноплановой актрисе широкого диапазона.
Но, конечно, по-прежнему чаще всего Райли Коскела играла характерные роли. Их было множество, и все они были разные: от мягко-комедийных - до острохарактерных, даже сатирических. Этапной работой стала роль Лизаньки в «Горе от ума» (1983). Ф.Берман создал настоящую авторскую постановку, в которой Чацкий вдруг увидел, что вся Россия - казарма, а парадом уродцев командовала как раз «зачинщица круговерти, всполошная служанка Лиза».
Стремившаяся к образованию, Райли закончила исторический факультет Петрозаводского университета. Спешить делать добро, помочь всем, кто нуждается, - это негласные принципы ее жизни. И в Финляндии актриса не теряет связи с искусством, с нашей республикой и всей Россией. В тяжелые постперестроечные годы она помогала родному театру, чем могла.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.