Омск. Жанры разные нужны

Выпуск №9-139/2011, В России

Омск. Жанры разные нужны
Премьеры, которые состоялись в Омском государственном музыкальном театре с начала нынешнего года, свидетельствуют о жанровых поисках и стремлении утвердить театр как синтетический.
«Севильского цирюльника» Дж. Россини поставил Кирилл Стрежнев, для которого этот спектакль стал десятой работой на сцене Омского музыкального. Режиссер представил зрителям весьма необычную трактовку известной оперы. Главный ход - в смешении традиций классической оперы с современностью, «игра в оперу». Каждая работа екатеринбургского мастера удивляет фантазией и оригинальностью решения, непредсказуемостью подачи сюжета. Так и в постановке «Севильского цирюльника» К.Стрежневу удалось представить оперу в новой современной версии и при этом не нарушить ни литературный, ни музыкальный текст произведения.
По словам режиссера, он не претендует на открытие чего-то сверхъестественного: «Наш «Севильский цирюльник» - своеобразная история такого современного курортного романа. Мы идем по нисходящей и в результате приводим спектакль к тому, что так любит зритель: к кринолинам, камзолам, веерам. И Бомарше, написавший пьесу, и музыка Россини дают к этому повод».
Подобный подход отражает современную тенденцию мирового оперного искусства. Создание современного варианта оперы - попытка театра вызвать интерес молодежи к оперному жанру.
В постановочную группу, помимо К.Стрежнева, вошли главный дирижер Омского музыкального театра Юрий Соснин, художник Сергей Александров (Екатеринбург), главный хормейстер театра Татьяна Боброва, хормейстер Ангелина Барковская, главный балетмейстер Надежда Калинина.
Мартовская премьера - мюзикл-детектив Александра Журбина «Восемь любящих женщин и один мужчина» (либретто Е.Исаевой и А.Журбина по пьесе Р.Тома).
Театр обратился к новому для себя жанру. Однако имя композитора хорошо известно омичам не только по его многочисленным сценическим произведениям и музыке к кинофильмам, но и по одной из недавних постановок - музыкальной поэме «Мертвые души», созданной композитором специально по заказу Омского музыкального театра к 200-летию со дня рождения великого русского писателя.
Яркая музыка «Восьми любящих женщин...», основанная на ритмах популярных танцев и обаянии мелодий в стиле французского шансона, остро закрученный сюжет с детективной интригой, своеобразные характеры героинь в исполнении талантливых актрис Омского музыкального театра - все это стало залогом успеха нового спектакля.
Постановочную группу мюзикла возглавил молодой московский режиссер Николай Покотыло, для которого эта работа в Омском театре стала второй. «Мои спектакли в Омском музыкальном, оперетту Е.Птичкина «Бабий бунт» и мюзикл-детектив «Восемь любящих женщин...», сравнивать трудно, хотя обе постановки - это истории про прекрасный пол: здесь и эстетика красоты, и свои устои, отношение к жизни, к смерти, к любви и ненависти. Пьеса Тома - остроумная, смешная, даже трагичная, с ярко выраженными образами, характерами. Каждая женщина - это бриллиант. Моя задача - отполировать грани этих бриллиантов и сложить их в прекрасную мозаику», - говорит режиссер.
Действительно, весь спектакль держится на нерве женских эмоций. В нескольких составах мюзикла заняты практически все солистки Омского музыкального. Яркость и неповторимость характера каждой героини запечатлена не только в драматическом рисунке образа, но и в своеобразии его музыкальной характеристики (дирижер Дмитрий Лузин), индивидуальности хореографического почерка (московский хореограф Марина Суконцева) и сценографического решения, основанного на европейском классическом стиле моды 1950-х годов (художник Сергей Новиков).
И, наверное, не случайно премьера «Восемь любящих женщин и один мужчина» состоялась в театре в канун Международного женского дня - спектакль дал отличную возможностью еще раз поразмыслить над ценностью семейных отношений, а мужчинам - в очередной раз попытаться разгадать тайны женской души.
Третья, апрельская премьера года - балет на музыку А.Пьяццоллы «Обнаженное танго».
Автор либретто и балетмейстер-постановщик - главный балетмейстер Омского музыкального театра Надежда Калинина. Первой ее постановкой в Омске стал балет-фантазия «Шинель», который в конце 2010 года получил высшую награду - Золотой Диплом на VIII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в номинации «Театр - большая форма».
Главным героем нового балета в Омском музыкальном стало Танго, аргентинский танец, который приобрел необычайную популярность в США и странах Европы. Балет предельно обнажает человеческую душу, через стихию танца выражает всю палитру эмоций - страсть, отчаяние, борьбу, ненависть, нежность, любовь... Новаторство драматургии отразилось и на хореографической стилистике постановки, в которой использована не классическая техника, а современные приемы.
Музыкальную основу балета составили произведения известного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, который, как известно, только за последние десять лет своей жизни сочинил более 300 танго. Партитуру из его великолепных мелодий создал Владимир Бычковский (Санкт-Петербург), работавший и над «Шинелью» (на музыку И.-С.Баха, Г.-Ф.Генделя, Д.Шостаковича, А.Шнитке). Художник-постановщик «Обнаженного танго» - главный художник театра Сергей Новиков, который разработал в стилистике, близкой к сюрреализму, оригинальные декорации и костюмы, ярко отражающие знойный мир Буэнос-Айреса и оригинальные драматургические идеи балета.
А к Международному дню защиты детей на сцене театра будет поставлен мюзикл для детей и родителей московского композитора Андрея Семенова «Карлсон, который живет на крыше» (либретто Жанны Жердер). Этот спектакль принят театром к постановке в поддержку инициативы губернатора Омской области Л.К.Полежаева, объявившего 2011 год в Омской области Годом ребенка.
Над спектаклем работает актер и режиссер Владимир Миллер, он же исполнит роль Карлсона. Дирижер мюзикла - Дмитрий Лузин, художник - Сергей Новиков, балетмейстер - Надежда Калинина. Впервые среди исполнителей главных ролей появятся дети. Уже в начале апреля театр провел конкурс на исполнителя роли Малыша. Среди претендентов оказалось немало ярких артистичных мальчиков, умеющих в свои 7-9 лет неплохо читать стихи, петь и двигаться. По этой причине конкурс проходил не в один, как было запланировано, а в два тура. В мюзикле также будут заняты учащиеся хореографической студии при Омском государственном музыкальном театре.
 
Фото Андрея Бахтеева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.