Пермь. Шекспир на кукольной сцене

Выпуск №9-139/2011, В России

Пермь. Шекспир на кукольной сцене
То, что пьесы Шекспира давно и прочно обосновались в репертуаре театра кукол, - факт неоспоримый. Подтверждение тому можно найти во «Всемирной энциклопедии театра кукол», изданной во Франции в 2009 году, которая была признана лучшим в стране изданием в области театра. Этот фундаментальный труд Международного союза деятелей театра кукол УНИМА готовился более двадцати лет, насчитывает более восьмисот страниц, а сам фолиант весит более трех с половиной килограммов.
Отдельной статьи о Шекспире или о том, как его творчество соотносится с кукольным театром, в энциклопедии нет. Тем не менее, в указателе имен количество ссылок на Шекспира наибольшее - их более полусотни. Многие известные спектакли в истории мирового театра кукол связаны с его именем. Совсем как в театре драматическом. Правда, есть и расхождения. В основном, они касаются выбора пьес.
По данным энциклопедии, самые востребованные театром кукол пьесы - это «Буря» (ее постановки отмечены тринадцать раз) и «Сон в летнюю ночь» (одиннадцать упоминаний). Еще две часто упоминаемые пьесы - «Макбет» и «Ромео и Джульетта». А вот «Гамлет» или «Король Лир» - не в числе фаворитов и упоминаются всего один-два раза.
Конечно, подобная статистика не может служить в качестве какой-то непреложной данности, но определенные тенденции она все же отображает, и было бы, наверное, увлекательным и интересным занятием проследить, как в разные времена и в разных странах складывались взаимоотношения между театром кукол и великим драматургом.
Например, нынешние приоритеты при выборе шекспировских пьес несколько иные, чем те, которые зафиксированы во всемирной энциклопедии. В частности, это касается «Короля Лира».
В интернете можно найти самые различные анонсы, описания и фрагменты постановок пьесы. Это и трагикомедии в исполнении перчаточных кукол на ширмах в стиле «Маппет Шоу» с рассказом о том, как три дочери провели капризного отца-старика, и физиологически откровенные повествования о старческой немощи, и зрелища с куклами-монстрами, изображающими старость во власти.
То, что «Король Лир» сегодня востребован даже кукольниками, - наверное, примета времени. Видимо, вопросы, связанные с проблемой «отцов и детей» и с условиями жизни людей преклонного возраста, число которых в мире все возрастает, стоят остро не только в нашей стране.
Например, совсем недавно, в конце февраля, премьера «Короля Лира» прошла в Брестском театре кукол (Беларусь), а ровно год назад - в Харьковском академическом (Украина).
Российские кукольники пьесой тоже заинтересовались (в начале года в репертуаре Красноярского театра кукол появился моноспектакль «Сага о Лире» в исполнении Владимира Ясинского, режиссер Борис Саламчев). Но первым «Королем Лиром» на российской кукольной сцене стал спектакль Пермского государственного театра кукол.
Премьерные спектакли сопровождали события необычные. Во время одного из показов на реплику Лира: «Огня! Огня!» с колосников посыпались искры (загорелась проводка), и спектакль были вынуждены остановить. Художественный руководитель театра Игорь Тернавский, который является автором постановки и исполнителем главной роли, считает это событие сродни мистическому, полагая, что «Король Лир» - одно из тех произведений, которые без жертв не даются. Театром, конечно же, заинтересовалась пожарная инспекция, и он был закрыт на несколько месяцев. Осенью 2010-го театр возобновил работу, и в ноябре мне наконец-то довелось увидеть пермского «Лира».
Все места в зале были заняты, включая приставные сиденья и дополнительные стулья. Для сегодняшнего театра кукол - явление необычное: кассовые сборы, в основном, дают детские спектакли, а вечерние спектакли для взрослых и вовсе стали редкостью.
Наверное, в Перми особый зритель. Здесь театр любят. Гастроли лучших столичных спектаклей, множество театральных фестивалей (оперных, балетных, драматических), имеющих международный статус, конкурс на звание «лучшего театрального зрителя», который проводит местное отделение Союза театральных деятелей - все это придает Перми качество особого театрального города, и показываться на пермском зрителе, весьма искушенном в вопросах качества театральных постановок, всегда непросто.
После открытия занавеса в зрительном зале повисла тишина. Светильники со свечами в романском стиле, высокий королевский трон почти до падуги, длинный золоченый плащ на плечах короля, пышные костюмы, дымка, застилавшая сцену, - всю эту богатую убранством картину двора короля Лира хотелось рассматривать, и первым невольным ощущением было то, что спектакль, который предстоит увидеть, скорее оперный, но никак не кукольный.
Определенная ставка на зрелищность, вероятно, была одной из задач авторов спектакля. Изобразительное решение, придуманное художницей Аллой Гониодской, запоминается. Все действующие лица трагедии, кроме Короля Лира и Шута, - это куклы-манекены в человеческий рост. В их силуэтах и декоре одежды присутствует стилизация костюма XVI века: пышные рукава с буфами и прорезями, плащи, береты, юбки, закрепленные на обручах, узкие шнурованные лифы.
Особенно хороши костюмы дочерей Лира. В них перемешаны самые разные фактуры тканей, аппликации, перья, аксессуары, и все это сделано очень тактично (куклы-манекены изготовлены в мастерской питерской художницы Алены Гончаровой).
Пышные юбки как бы наброшены на каркасы из металлических решеток, которые снабжены колесиками, с помощью которых куклы-манекены и передвигаются по сцене. Иногда во время спектакля колесики дают о себе знать, но их скрежетание не кажется технической накладкой и работает на идею спектакля, укладываясь в его общую партитуру.
Есть особенность и в скульптурной проработке голов кукол. У всех персонажей, независимо от того, играют они роли «положительных» или «отрицательных» героев, на лицах полуулыбки и прикрытые веками глаза. Почти как у идолов с острова Пасхи, смотрящих на все, отстраненно и загадочно улыбаясь.
Не буду задаваться вопросом, почему выбор авторов спектакля пал именно на куклы-манекены (ответить на него мне все равно не удастся). Их подчеркнутая статика зачастую сопротивлялась развитию действия. У пермских манекенов - съемные головы, которые в наиболее динамичные моменты «работают» отдельно от туловища куклы. Но, как мне показалось, эти манипуляции редко «спасали ситуацию»: в шекспировской пьесе столько сюжетных коллизий, что вместе с программкой зрителю впору выдавать некое подобие либретто, чтобы он не запутался.
И все же, куклы-манекены - разумное решение. Любому кукольнику известно, что одна из проблем, сопровождающих работу актера с куклой, - это опасность переизбытка. Переизбытка в характерности, эмоциях, голосе, обращении с куклами, что в любой момент может разрушить самую слаженную канву спектакля. В случае пермского «Короля Лира» этого не произошло. Роскошные куклы-манекены с загадочными полуулыбками шансов на «переизбыток» актерам не давали, и единственное, что тем оставалось делать - это внятно доносить шекспировский текст. И делали они это замечательно.
Спектакль можно было и слушать, и смотреть. Иногда просто слушать текст Шекспира в переводе Бориса Пастернака, отвлекаясь от того, что происходит на сцене.
В итоге пермский «Король Лир» явил собой действо, не имеющее отношения ни к театру кукол, ни к театру драматическому (в театре кукол такого рода спектакли называют «синтетическими»). Сопровождаемое музыкой Альфреда Шнитке и Густава Малера, в которую были вплетены фрагменты английских народных баллад и хоралы, сочиненные пермским композитором Сергеем Ивановым, действо получилось завораживающим.
Обращение к Шекспиру любого театра кукол - шаг ответственный и рискованный. За малейшее некорректное отношение к наследию великого драматурга спектакль всегда рискует испытать на себе шквал претензий со стороны критиков, шекспироведов да и зрителей.
С Пермским театром кукол этого не случилось. Зритель спектакль принял. Многие приходят на него не один раз, приходят с семьями, детьми, несмотря на то, что спектакль вечерний. Так что первый «Король Лир» на российской кукольной сцене состоялся, и с этим событием Пермский государственный театр кукол можно только поздравить.
 
Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.