Хабаровск. Звезда Рождества к Пасхе

Выпуск №9-139/2011, В России

Хабаровск. Звезда Рождества к Пасхе
Накануне светлого праздника Пасхи на сцене Хабаровского музыкального театра зажглась «Звезда Рождества» - спектакль-притча, в основе которого евангельские сюжеты на тему рождения и земной жизни Христа. Стихи Бориса Пастернака из цикла «Стихотворения Юрия Живаго», положенные на музыку питерским композитором Борисом Синкиным, составляют основу и канву спектакля.
Поставил спектакль художественный руководитель театра Леонид Квинихидзе (он же автор либретто), дирижер - Сергей Разенков, хореограф-постановщик - Екатерина Ельфимова, сценография Андрея Непомнящего, костюмы Натальи Сыздыковой.
Новый спектакль - премьера во всех смыслах, ибо и постановочная группа, и актеры, и зрители, пришедшие на спектакль, ощущают себя причастными той напряженной внутренней работе души и сердца, которая совершается на сцене. В определенном смысле «Звезда Рождества» - это приглашение в храм, облаченное в яркую зрелищную форму, требующее как от зрителей, так и от участников, поглощающего внимания и сосредоточенности, той невозможности отвлечься, когда кажется, что даже тишина вокруг звенит тугой струной. Спектакль, выстроенный из мозаичных сцен, объединенных ожиданием появления в мир Спасителя, обращает нас к самим себе. Как сказал после премьеры один из зрителей, нельзя заставить верить, но пробудить желание размышлять о серьезных вещах, без которых жизнь пуста и бессмысленна, - задача театра.
Спектакль, сплав дивных стихов и глубокой, непривычной для слуха зрителей вчерашнего театра музыкальной комедии музыки, полтора часа сценического времени пролетают как мгновенье. Театральные фурки то смыкаются, образуя каменные стены, оплетенные проволокой, из отверстий которых тянутся руки и выглядывают лица, то раздвигаются, откатившись к кулисам. В открывшемся пространстве происходят самые волнующие сцены - предстают пастернаковские «столетья, плывущие из темноты». Балетные ангелы, словно ожившие фрески, которыми расписал стены храма неизвестный художник. Все это чередуется с яркими сценами постоялого двора, многоцветьем вифлеемского базара или зловещего царства Ирода.
По словам постановщика Леонида Квинихидзе, замысел спектакля «Звезда Рождества» родился не сегодня, не вдруг, тому уже четверть века. Но в те времена о подобном и думать было невозможно, ибо в стране тотальных атеистов Бога не существовало. Да и стихи, положенные в основу либретто, написал запрещенный тогда, к тому же «не вполне русский» автор.
В спектакле образ опального поэта представляет персонаж, обозначенный в программке «От Автора», роль которого исполняет актер краевого театра драмы Дмитрий Кишко. Одетый в длинное «вневременное» пальто, он не просто читает стихи, а, находясь среди участников действия, проживает вместе с персонажами все перипетии истории. От этого возникает ощущение, что строчки, которые произносит актер, рождаются сию минуту на наших глазах. Волнение поэта (или актера?) переливается в зрительный зал, сжимает горло. Оказывается, что все описанное в Книге книг только ждало часа, чтобы захватить тебя, затопив теплом и светом твою душу.
Персонажи спектакля - проповедники, христиане, путешественники, купцы, торговцы из Вифлеема, слуги, словом, простые люди, как вы, я, он.... Среди них знакомые по Евангелию Симон, Марфа, Сара, Пилат, Ирод, волхвы. Христос на сцене не появляется, но Его присутствие ощущается ежесекундно, оно в словах и поступках действующих лиц, в их тревоге и предвосхищении чуда, когда зрители вместе с героями невольно ждут, что вот сейчас из-за кулис возникнет, появится, войдет...
...Вот юная Сара (Татьяна Петренко, Надежда Бобовская), сердцем угадавшая в пришельцах, просившихся на ночлег, то необычное, что отныне составит смысл ее жизни. Вот Марфа (Татьяна Маслакова, Ольга Шарапова), жена хозяина гостиницы в Вифлееме Симона (Юрий Тихонов, Федор Одинцов). В небольшой сцене Татьяне Маслаковой удается передать целую гамму чувств героини от неприятия и неверия до полного растворения в том, что произошло с ней и ее близкими. «Отныне мы всегда будем одну комнату отдавать бедным, не за деньги, просто так...» - эти слова из уст расчетливой и скупой на проявления добрых чувств женщины дорогого стоят.
Удивительно появление в спектакле Женщины с ребенком (Эльвира Саниевская). Прижимая к себе младенца, она настолько трепетна и беззащитна перед силами зла и в то же время сильна своим материнским чувством, что кажется одной из мадонн, сошедших с полотна художника Возрождения. Вокализ, звучащий в ее исполнении как откровение, - одно из самых красивых мест спектакля.
Среди персонажей Путешественник (Сергей Суворов), вечно идущий за Учителем и вечно опаздывающий, не успевающий спасти, помочь, предотвратить, и вновь идущий по тому пути, который указал Он. Молодой Понтий Пилат (Валентин Кравчук) в эффектном белом плаще, красиво «умывающий руки» после вынесения жестокого приговора, и народ, вопящий: «Распни его, распни...». Воплощенное зло - Царь Ирод. Актеры Валерий Хозяйчев и Михаил Ушаков исполняют Ирода каждый по-своему. Убедителен Станислав Боридко в роли Проповедника, чья мягкая подача сложных текстов (и, что немаловажно, хорошая дикция) подкупает. Нельзя не сказать о роли безымянного христианина, ученика Проповедника в исполнении Олега Исакова, который из замученного маленького человечка, каким предстает в начале спектакля, в финале вырастает в значительную и сильную личность. Его заключительная ария прозрения и принятия свершаемого звучит очень актуально.
Кажется, не так много времени прошло с тех пор, как в театре приступили к работе над спектаклем, но как много с тех пор изменилось. Музыка Бориса Синкина, казавшаяся поначалу невероятно сложной (в спектакле квартет музыкантов «помогает» вокалистам в кульминационные моменты), звучит настолько профессионально, что приглашенный из Петербурга на премьеру композитор был покорен и растроган, отмечая заслугу дирижера Сергея Разенкова и хормейстеров Виктории Дегтяревой и Александра Рыбкова.
Удивительная хореография Екатерины Ельфимовой, костюмы Натальи Сыздыковой, к которым полностью применимо слово «эксклюзив», также работают на общий замысел и образ спектакля. Можно сказать, что все технические и творческие цеха, несмотря на невероятное волнение и сложности в процессе работы, дойдя до финала, победили. Я имею в виду чувство, которое настигает зрителя во время спектакля и делает соучастником происходящего. И судить (если здесь уместно это слово) художников следует по их законам. «Звезда Рождества» - принципиальная удача театра, она тот камертон, который определяет и задает тон общему настрою театра.
Дошли, преодолели... Премьера спектакля и светлый праздник Воскресения счастливо совпали, наполнив душу чувством причастности огромному удивительному миру, в котором воссиял свет Рождественской Звезды.
 
Фото предоставлены музыкальным театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.