Слово мастеру/ Александр Папыкин (Оренбург)

Выпуск №9-139/2011, Лица

Слово мастеру/ Александр Папыкин (Оренбург)
Путями-дорогами актеров Аркадия Счастливцева и Геннадия Несчастливцева из Вологды в Керчь и встречным курсом из Керчи в Вологду следовал и их продолжатель в седьмом колене Александр ПАПЫКИН. Живые и поныне благодаря чудотворному перу А.Н.Островского, Счастливцев и Несчастливцев протопали по многим городам от края до края Российской империи. Их наследник Папыкин исколесил еще больше, но в отличие от них не в одиночку, а в составе одной и той же труппы Оренбургского государственного драматического театра имени М.Горького.
Было такое счастливое время - и для артистов, и для зрителей. Летний гастрольный сезон - все театры снимались с места: «Ваш куда?» - «Из Вологды в Керчь. А ваш?» - «Из Керчи в Вологду». Оренбургскому театру - лететь в Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. С остановкой в Москве.
Здесь оренбуржцы показывают в Кремлевском театре «Лес» А.Н.Островского - юный Александр Папыкин уже поэтому мог бы считать себя в буквальном смысле Счастливцевым, хотя исполнял другую роль. Время отсчитывало самое начало его служения искусству в Оренбургском театре перед зрителями многих городов и сел Советского Союза.
Это было вчера. А сегодня заслуженному артисту России Александру Папыкину - 75. Юбилей, совместивший ряд памятных дат. 50 лет творчества под знаменем родного театра. 65 лет - приобщения к сценическому искусству.
Конечно, это событие не общественного, а сугубо личного значения - ученик второго класса сельской семилетки Шура Папыкин выступил в школьной постановке. Но факт, что с сего исторического момента он стал записным «артистом» всех последующих спектаклей и в родном селе, и затем в Пугачевском гидромелиоративном техникуме, и в Саратовском проектном институте электрификации сельского хозяйства, на военно-морской базе Тихоокеанского Флота на острове Русский, и на стройках города Куйбышева, ныне Самары. И, наконец, в студии Куйбышевского государственного драматического театра.
Он мог посвятить жизнь сразу полюбившемуся делу электрификации села - любимого, родного села. Необыкновенно нравилось быть моряком. Строитель гордится плодами своей работы - и эта профессия признавала своим. Но по настоятельному совету артистов драматического театра поступил в студию, а вскоре первокурсник уже вышел на профессиональную сцену в Куйбышевском театре, а там и был приглашен в Оренбургский драматический театр.
Вся судьба - в одном коллективе, но через сердце проходит великий народ и время. И как его знамение неоднократно возникает фигура Ленина. Еще студент техникума Александр Папыкин назначается на эту роль в спектакле по пьесе Николая Погодина «Кремлевские куранты». На такое могут решиться только дети? Они представляют вождя как человека по его призыву, вывешенному в каждой школе: «Учиться, учиться и учиться».
В театре отражается эпоха. Александр Папыкин уже как профессионал исполняет особо ответственную тогда роль Ленина, а в другом спектакле - молодого Володи Ульянова. Такой выбор со стороны художественного руководства театра - признание сценических данных артиста. Александр Папыкин и зрителями воспринимается как достойное пополнение содружества крупных мастеров. Он воспроизведет этот образ в наши дни как символ своей эпохи в сценическом обозрении 150-летней истории театра.
С тех пор фантазией актера на подмостках оживлены еще многие герои и их противоположности. Многие трагедийные и комические типы - в главных и неглавных, а то и эпизодических ролях. Он всегда работает с полной выкладкой на общую задачу театра. Высокоидейного и высокохудожественного и в литературном первоисточнике, и в его сценическом воплощении - театра, который востребован поступательным развитием человечества, достиг расцвета в нашей стране, борется за нее и сегодня.
Если зритель унес искорку этого заряда - театр и каждый актер выполнили свое предназначение. Только одно свидетельство: «Сильнейшее впечатление произвел на меня спектакль по пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения», а в самом спектакле - образ Диваны, сына богатой, властолюбивой и жестокой женщины - главной героини драмы. Миру корыстолюбия и жестокости противостояли неодолимая тяга к справедливости и простодушие Диваны. Я поинтересовался именем исполнителя, им оказался Александр Папыкин».
Это не цитата из газеты сорокалетней давности. Это сегодняшнее воспоминание Ивана Гавриленко, писателя и газетчика, в недалеком прошлом председателя Союза журналистов области. Такие впечатления у многих в сердце на десятилетия - значит, спектакль живет не только своей продолжительностью сегодня, но и силой таланта и вдохновения, величием мыслей и чувств, которые в глубине души, даже в подсознании сохраняют свое благотворное действие, помогают человеку во всем человеческом.
Такой театр не канул в прошлое, он и сегодня являет чудеса воскрешения высоких идей демократии, гражданственности, героизма во благо Отчизны. Вполне злободневны спектакли, например, по пьесе Константина Симонова «Русские люди» и другие из золотого фонда. Каждый актер предощущает, что с таким спектаклем он в самый острый момент восстанет в памяти давнего зрителя, даст спасительный толчок сердцу и мысли. Для многих таков в исполнении Александра Папыкина доктор Харитонов, при фашистах - бургомистр. Он и сегодня живой перед глазами, в глубоких терзаниях: мог не дрогнуть перед врагами, мог не поступиться совестью, отдать жизнь за Родину, но... И это наглядное назидание нынешним: не повторите нравственного падения. Есть ценности превыше злата и собственной шкуры.
В начале было слово. И был создан театр, чтобы донести слово до ума и сердца. Русский театр свято соблюдал свою миссию, стал классическим. Художественный руководитель Оренбургского государственного русского народного хора, потом профессор Оренбургского института искусств Людмила Райкова являлась самой ревностной почитательницей нашего драматического театра и в беседах о нем не раз касалась сценической речи. И всякий раз отмечала: Александр Папыкин - образцовый хранитель русского языка на сцене. Каждое слово - как жемчужинку на ниточку нанизывает. Даже шепот его до самого верхнего яруса долетает. Не в пример принятому ныне в «новаторских» театрах «бормотанию под нос», да еще и спиной к залу.
Воспринявший от старых мастеров в Школе-студии Московского художественного академического театра высокую культуру, Александр Папыкин сверх своих прямых обязанностей передает ее многим любителям и поборникам русской литературы, языка и сценического искусства. Около трех десятилетий руководил в Оренбурге самодеятельным театром «Поиск». Здесь одаренные юноши и девушки нашли свое артистическое призвание, страсть к постоянному культурному росту, любовь к прекрасному.
Оттачивалось и режиссерское мастерство Александра Папыкина. Оно было кстати и по основному месту работы, где артист в разной степени участвовал в режиссуре и «взрослых» спектаклей, и самостоятельно ставил детские. А любители и спустя годы помнят, как во Дворце культуры «Дружба» зарождалась самодеятельная оперная труппа, ее успешные премьеры относили и в заслугу режиссера Александра Папыкина.
Вполне закономерно накопленный опыт был востребован в учебных заведениях. Артист получил роль штатного преподавателя по совместительству. В областном училище культуры. В музыкальном училище, а затем и в Оренбургском государственном институте искусств. Примечательно, что один из основных предметов профессора Александра Папыкина - сценическая речь. Слово - мастеру.
Профессор готовит учебные постановки, в том числе и оперные спектакли. Опера «Борис Годунов» вышла за рамки института, стала событием в городе.
Последние десятилетия для театра противоречивы. Художественный руководитель и главный режиссер театра Рифкат Исрафилов и в чрезвычайно сложных «предлагаемых обстоятельствах» сумел удержать корабль на плаву. А в обновленном здании театр вообще стал центром притяжения в культуре города и области. По-прежнему видное место в творческом коллективе занимает заслуженный артист России Александр Папыкин. Он и обживал открытый в новом здании «малый зал». Здесь с успехом идут спектакли «Лебединая песня» и «Невидимки» с Папыкиным в главных ролях.
Однако в целом состояние и будущее театра в стране и в области вызывает неудовлетворенность и тревогу. Болью был пронизан разговор на отчетно-выборной конференции областной организации Союза театральных деятелей России. Театр жизненно необходим как средоточие культуры и духовности народа. Из этого исходил в своем докладе председатель областной организации Андрей Лещенко. Первым выступил в прениях и поддержал его Александр Папыкин, вся деятельная позиция которого - за то, чтобы артисты вновь не оказались, как полтора века назад Счастливцев и Несчастливцев, на лесной поляне около пенька на встречном курсе из Вологды в Оренбург и наоборот.
 
Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.