"Версия", версии, диверсии.../Виктор Сергиенко (Саратов)

Выпуск №9-139/2011, Лица

"Версия", версии, диверсии.../Виктор Сергиенко (Саратов)
Судьбе было угодно, чтоб один из самых роскошных мужчин театрального Саратова, внешне напоминающий одновременно Любшина и Будрайтиса, родился далеко от берегов Волги. Виктор СЕРГИЕНКО - главный режиссер Саратовского муниципального театра «Версия», преподаватель актерского мастерства.

Русско-турецкое прошлое
Он сын Измаила, города-крепости, когда-то блистательно взятой Суворовым. Прошлое его отца тоже весьма героично. В честь него, видного революционера Владимира Сергиенко, названа улица родного города. И Виктору фортуна приготовила богатую событиями жизнь. Неожиданно для родных он выбирает не надежную техническую специальность, а ненадежную культуру - театр, поступает в ЛГИК им. Н.Крупской на отделение режиссеров самодеятельных театральных коллективов. А в 1972 году добирается, наконец, до Волги и нашего «кулька», как в просторечии называют культпросветучилище. Сергиенко преподает режиссуру и мастерство актера. С 1982 года ведет мастерство и в театральном училище имени Слонова. Был его последним директором, которому и пришлось училище закрывать (превратилось в факультет консерватории). Параллельно закончил ЛГИТМиК, кандидатский экзамен по режиссуре сдавал Георгию Товстоногову (председателю комиссии). Вместе с народным артистом России Григорием Аредаковым выпустил последний курс училища и работал уже на театральном факультете с руководителем курса режиссером Владимиром Федосеевым. И сейчас учит студентов - в училище искусств на отделении народного пения и фольклора. Набрал и курс отделения режиссуры любительского театра в пединституте, ведет его вместе с женой Татьяной Чупиковой, актрисой ТЮЗа Киселева.

Огонь, вода и... холодные трубы
Однако главное детище Сергиенко - театр. В 1089 году с группой актеров-выпускников создал театральную студию «Версия» - на основе учебного театра консерватории. Через 5 лет театральная студия стала театром, Сергиенко - его главным режиссером. «Версия» - дитя любимое и многострадальное. Ее переменчивую историю остроумно и с большим шумом поведали нам актеры на 20-летии театра. Начали с ностальгически-грустной нотки, вспомнив былое и пропев коллективно, в шарфах а ля Бендер, про «парус, такой одинокий» (на фоне кинохроники старых спектаклей). Но вдруг вооружились и начали стрелять направо и налево. И превратились в диверсантов, а театр свой превратили в «ДиВерсию». Эта талантливая труппа неизменно поставляет артистов в другие театры города и страны. Всех вспомнили поименно на юбилейном капустнике в маленьком зале «Версии» (бывший Дворец культуры авиастроителей).
Долго шел театр к собственному залу. А было всяко: горели - в учебном театре (консерватория), морозились при нулевой температуре (в кинотеатре «Победа»), мокли, когда протекала крыша, уже здесь, в Заводском районе. Их все время переселяли. Хорошо помню тот день, когда играли последний спектакль в кинотеатре. «Может, мы вообще вышли на сцену последний раз в жизни», - грустно сказала актриса. Перспектива переезда камерного, элитарного театра из центра в «пролетарский» район не слишком обнадеживала. Но хоть что-то. На глазах у всех погиб без собственной крыши над головой превосходный театр АТХ Ивана Верховых. Мыкался без помещения «Балаганчикъ» - театр хорошего литературного и музыкального вкуса. Война чиновников против муниципальных театров закончилась выселением «Версии» на окраину, где ей предоставили огромный, запущенный, ледяной в зимнюю стужу зал ДК. Чтобы выжить материально, Сергиенко совмещал работу здесь с руководством Балаковским театром. Руководители «Версии» (вместе с Сергиенко - верный директор Татьяна Владимировна Афанасьева) прилагали невероятные усилия, чтобы не опуститься до уровня «забегаловки». Нанимали гардеробщицу и уговаривали зрителей снять пальто, утихомиривали завсегдатаев дискотеки в соседнем зале, добывали заказы на выездные спектакли.
Хозяин помещения - Центр национальных культур - заломил неподъемную арендную плату. Театр оказался на грани краха. Больше года спектакли не игрались вообще. Однако разрешили приспособить для театра малый зал. Депутаты Заводского района спонсировали ремонт и переделку зала. Отделывали стены, штукатурили и красили, лаком покрывали панели, строили сцену. Занимался всем лично главреж (как выяснилось, мастер золотые руки). Артисты сами с большим энтузиазмом красили пол.

Реинкарнации «Версии»
«Теперь мы говорим о четвертом рождении нашего театра, - несколько меланхолично, в обычной для себя манере замечает Виктор Владимирович. - Был период, когда выпускной курс профессора Александра Галко играл у нас спектакли, и мы думали, что они останутся. Это было уже второе рождение «Версии». Я поставил Мрожека. Но Галко вернулся в драму и забрал своих ребят с собой. Вот тогда пришли Игорь Абрамович, Юля Степанова, Анна Мельникова - ученики профессора Риммы Беляковой, Владимир Смирнов - ученик легендарной Валентины Ермаковой. Этот состав самый живучий, пережил и пожар, и переезд в «Победу», и Заводской район. А ведь полтора года театр был в подвешенном состоянии. Да и театральная эстетика у нас довольно сложная. Мы никогда не заигрывали со зрителем, даже когда делали коммерческие спектакли, такие как «Свободная пара» по пьесе Дарио Фо».
И хоть сейчас Сергиенко приходится ставить детские сказки и современные комедии с учетом вкусов местного зрителя, но именно за роль в современной комедии, как «за лучшую женскую», получила «Золотого Арлекина» на последнем областном театральном фестивале актриса театра Евгения Смирнова («Зима под столом») и за роль в сказке («Клочки по закоулочкам»), как за удачный «дебют», - Елена Петрова. Идут, хоть и реже, спектакли из прежнего, «эстетского» набора режиссера. Например, «Татарин маленький» Пояркова. Пьеса притягательно странная, написанная как будто по всем канонам конца XIX века, на языке Антона Павловича, не без иронических реплик в его адрес и в адрес других великих. «Дерзкие мошенники, молодой барин-затворник, неожиданные повороты сюжета, любовь. И, главное, «литература высокой пробы».
«Не ожидали, признаться, что здесь, а не в традиционном театральном центре города, такому непростому спектаклю окажут хороший прием, - рассказывает главреж. - Полный зал, тишина - слышно как муха пролетит. После окончания - цветы от поклонников, большая очередь в гардероб, настоящий театральный разъезд - на машинах. Удачно совпало, что это был десятый по счету спектакль. Есть как бы «норма» такая у Станиславского, что десятый - это уже настоящий спектакль. Пьесу нам передал сам автор, на одном фестивале мы ему понравились».
«Понравились» - не то слово. «Версия» первого и второго «призыва» производила революцию в умах и душах зрителей. На спектакли ее ходили, как на лучший театральный праздник. Оригинальный репертуар, своеобразная трактовка (версии!), выразительное художественное решение, сильный актерский состав. «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун» Пристли, «Луна для пасынков судьбы» О'Нила, пьесы Галина, Садур, Мрожека... проза Пелевина.
Потрясали моноспектакли театра «Русалка» (Пушкин) Чупиковой, исполняющей сразу все роли, не расстающейся с большой куклой со скорбными складками у рта. «Луч света - ее партнер... Луч устремляется к актрисе сбоку, и тогда ажурный контур бликов, очерчивающих лицо и фигуру на фоне черной глубины, создает ощущение ночи в лесу. Но вот свет хлынул сверху, широким потоком, световой круг расширился... меняя темп движения, меняя на ходу позы и тембр голоса, актриса выводит к рампе целую толпу - девушки в солнечный день водят хоровод, снуют туда-сюда горожане, толпятся стражники», - восторженно писал критик.
Или «Демон» (Лермонтов) - с утихающей любовью в усталых глазах и с пылающей страстью игры и сцены (актер и сценограф Николай Горобец). Горобец был стильным, холодноватым и одновременно эмоциональным художником-постановщиком, сам играл все ведущие роли - с его отъездом театру как правую руку отрубили. Потери бывают действительно невосполнимые.

Пират Черного моря
Сергиенко - режиссер прежде всего актерский, он удивительно умеет подбирать, находить, работать с актерами. И растить их тоже. Могу подтвердить, какой Виктор Владимирович педагог. На заре туманной юности играла и я в одной театральной студии. Наш режиссер охотно занимался тренингами... лишь с двумя главными героинями. Остальные только теряли время. Но вот уехал «наш» на сессию, пришел Сергиенко - и всех по уши нагрузил актерскими этюдами. Главных и не главных, второстепенных, «третьестепенных», эпизодических. С каким удовольствием мы стали пробовать, что-то сами придумывать, предлагать! Третьестепенных актеров для него просто не существует. Приветствуются личные наблюдения, соображения, на сцене вступает в свои права Бог импровизации.
Сергиенко исполнилось 60 лет. Для мужчины не возраст, а для творчества? Поднимется ли его «Версия» до своих же вершин 90-х, или останутся они теперь далекими Гималаями? Другие нынче в моде песни. Комедии - легкие, сказки - облегченные.
Смотрю на степенного седобородого Главного и его крепко сбитую жену, вспоминаю нашу базу отдыха «Актер». Как упорно, чуть не до второго пришествия, ловил «мелочь пузатую» Виктор Владимирович, как покорно Татьяна, включив японские мелодии, шла жарить под них «сухарики» - рыбку до немыслимо вкусной корочки. И как на юбилее эта респектабельная пара встрепенулась, отряхнулась и «оторвала» совершенно сногсшибательный чарльстон! Обожают они похулиганить и под негритянский джаз. Раскованно танцующий Сергиенко похож на старого морского волка. Корсар Дуная, который, как известно, впадает в Черное море. С таким упорством да с такой энергией люди способны на все.
 
Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.