Приходит память.../Омские театральные рецензенты...

Выпуск №9-139/2011, Театральная шкатулка

Приходит память.../Омские театральные рецензенты...
Автор материала Марк Мудрик в канун семидесятых организовал в Омске секцию театральной критики. Основал и редактировал газету «Омск театральный» (1985-1992). В разные годы вышло несколько его книг о театре. Почетный академик Петровской академии наук и искусств.
ПРИХОДИТ ПАМЯТЬ...
Расскажу об омичах, писавших о театре. Не стану утверждать, что их материалы все читали запоем, но сами они относились к ним как к весьма ответственному журналистскому делу. Лелеяли каждую фразу. Всматривались в каждое слово. И если в недалекие годы омская сцена отметилась серьезными достижениями, без участия театральных рецензентов тут не обошлось.
Почти парадокс: безликие спектакли, невыразительная игра артистов - более удобная мишень для критических упражнений, так нет же! Театр никакой - и критика никакая. Отсутствует предмет для анализа, для полемики или он настолько незначителен, что, кроме лицемерных комплиментов, сменяемых в азарте на зубоскальство и нездоровый интерес к частной жизни артистов, ничего породить не может. Не с тем ли в определенной степени связано исчезновение рецензии из периодики? Если и пишут изредка о спектаклях, то - как заметил один остроумный человек - словно о покойниках: или хорошо, или ничего. Трудно предсказать дальнейшую судьбу отвергнутого жанра, но только от театра зависит, куда качнется стрелка его барометра. Пока же в ожидании не лишнее оглянуться на прошлое. Что-то вспомнить... О чем-то задуматься...
В конце XIX века в объявившихся газетах зачастили сообщения о гастролирующих артистах и наезжавших в город антрепризах. Выделялись заметки Откровенного театрала.
Другой занятный псевдоним - Дядя Ваня - привлек внимание после окончания Гражданской войны. Им подписывал свои обзоры в омском журнале «Искусство» учитель Федор Алексеевич Васильев.
Интереснейшие обзоры! Из них мы черпаем сведения о театральной жизни города в то смутное время.
20-е годы ХХ века вообще богаты на псевдонимы. О спектаклях пишут Лорн, А.Фабр (возможно, Василий Волгин), Юр. Стер (в жизни Юрий Стернин). Встречаются подлинные имена - Вениамин Вегман, к примеру. Он погиб в годы репрессий. На рецензентском поприще подвизался поэт Георгий Вяткин. Все они осели тогда в редакции газеты «Рабочий путь». Журналистская «составляющая» и впредь будет преобладать в омской критике. А аббревиатура БОЖ принадлежала Борису Жеребцову, опубликовавшему перед войной в Москве первое исследование по истории сибирского театра. Борис Иннокентьевич Жеребцов погиб на фронте.
Особенно оживились рецензенты к концу 20-х - когда в Городском театре на несколько сезонов обосновалась труппа Бориса Артакова. Материалы о полюбившемся зрителям коллективе следовали в «Рабочем пути» один за другим, но и этого казалось мало. Появился ежемесячный журнал «Омский зритель».
30-е годы значительно беднее театральными публикациями. И псевдонимы больше не в чести. Иди знай, кто за ними скрывается, - может, враги?..
Все разительно изменилось в годы войны, изменилось благодаря приезду в Омск вахтанговцев, и здесь обязательно надо сказать о журналисте из «Омской правды» Вениамине Шапиро. Его рецензии позволяют по достоинству оценить спектакли эвакуированного коллектива. Не чурался Шапиро и критических суждений, не терял дар речи в присутствии театральных авторитетов. Он тоже погиб на фронте. Вахтанговскую тему в газете продолжил Борис Леонов.
Опускаю какие-то периоды - когда и театр и критика по тем либо иным причинам выглядели бледно. Очередной импульс придали им в конце 50-х и особенно в 60-е годы постановки Сергея Владычанского, Юрия Альховского, Ефима Хигеровича - на сцене Омской драмы, Арнольда Павермана и Кирилла Лаврова - в музыкальной комедии, Владимира Соколова - в ТЮЗе. За ними на смену публикациям, бдительно отслеживавшим, в должной ли мере подоспевшая премьера отзывается на «последние директивы партии и правительства», потянулись материалы, анализирующие работу режиссера, художников, нюансы в игре артистов. Авторами многих из них были Валерий Шорохов и Виктор Калиш.
Оба работали в газете «Молодой сибиряк». Оба отличались умением читать спектакль, доказательно отстаивать свою точку зрения. «Театральная энциклопедия» посчитала необходимым назвать их имена.
Шорохов учился в институте кинематографии, когда его, комсомольского секретаря ВГИКа, изгнали за поддержку студентов, пародировавших «историко-революционные» фильмы. Не успокоился однако. Появившаяся в «Омской правде» резкая, бескомпромиссная рецензия на постановку «Отелло» в драме наделала много шума. Театр пожаловался в обком партии. Создали комиссию для проверки аргументов возмутителя спокойствия, и та - ура! - согласилась с ними. Кинематограф лишился перспективного сценариста - театр обрел замечательного критика.
Где он сейчас, что он сейчас - неизвестно. Может, кто-нибудь знает... Может, кто-нибудь подскажет... На прошлый год пришлось 80-летие Валерия Васильевича - Омск прошел мимо не оглянувшись.
Почти одновременно с Шороховым помогли переквалифицироваться из студентов в журналисты Виктору Калишу. Позднее он окончит институт театра, музыки и кинематографии, осядет в Москве. И не затеряется в столичном многолюдье. Получит признание как знаток периферийной сцены. Расскажет о ней в книгах. Провожать его в Центральный дом актера придет масса народу. Прозвучат скорбные телеграммы со всех концов страны. Омска не назовут...
Хоронить решат все же в родном городе. Узнав об этом, позвонил в наше отделение СТД. Мне сообщили: проститься можно будет в Доме актера. Через неделю объяснят: гражданскую панихиду не провели из-за... ремонта. Небольшая бригада в том, 2007-м ремонтировала Дом актера едва ли не весь год: сначала одно помещение потихоньку приводила в порядок, затем другое... Мало кто из посетителей замечал ее.
Пару лет назад заглянули в Омск московские критики. Узнав у сестры Виктора Яковлевича, где он похоронен, поехали на кладбище. Когда рассказал об этом очень известной нашей актрисе, она искренно удивилась: «Разве Витя похоронен здесь?..»
И еще одно имя из семьи шестидесятников - Юрий Шушковский (теперь требуется добавлять: старший). К нему на постановку своей пьесы в театре сельскохозяйственного института приезжал Назым Хикмет, фигура в те времена харизматическая. Материалы о спектаклях получались у Юрия Семеновича такими же крепкими, уверенными.
Публикации Шорохова, Калиша и их товарищей по рецензентскому делу обозначили довольно неожиданный для областного города повышенный интерес к нему. В канун 70-х возникла секция критики при отделении ВТО. Перед очередной конференцией театрального общества подсчитают: за два года - 250 публикаций о спектаклях местных и гастролирующих коллективов. Постоянно печатали омичей столичные журналы с отражением событий, происходивших в театрах, главным образом - в драматическом. Он получил звание академического, дважды был отмечен Государственной премией. Иной раз на постановки Якова Киржнера, Артура Хайкина, Геннадия Тростянецкого откликались все три омские газеты.
К ним с некоторых пор присоединилось довольно неожиданное издание - шестнадцатистраничная газета «Омск театральный». Она начала выходить в 1985-м - год в год, едва ли не день в день, с объявленной перестройкой. И закончилась вместе с нею. Тираж ее поднимался до огромной цифры - 25 000 экземпляров. В проекте Закона о реформировании театрального дела запишут: «...распространить на области РСФСР опыт газеты "Омск театральный"». Не благие пожелания. На исходе 80-х в ряде крупных городов появится театральная периодика.
В самом же Омске кое у кого из рецензентов просматривалась уже своеобразная специализация. Одни предпочитали драматические постановки, другие - детские, кое-кто ориентировался на многочисленные гастролирующие коллективы.
А Елена Злотина и Вячеслав Карнаухов тяготели к музыкальному жанру. Елена Николаевна вела отдел культуры в «Омской правде», затем - в «Вечерке». Там ее рецензии и стихи о театре часто соседствовали. Прощался с ней в Доме актера весь театральный и литературный Омск...
У Вячеслава Яковлевича две записи в трудовой книжке также перевешивали остальные - «Молодой сибиряк» и «Вечерка». Одновременно он с отличием окончил ВГИК, но о спектаклях писал не реже, чем о фильмах. Писал умно, красиво... Его не стало три года назад. Проститься с ним никто из театров не пришел, да и Дом актера на этот раз пребывал в стороне. Объяснение снова нашлось: не член чего-то... Подверстывается к столетней давности словам об Омске петербургского журнала «Сибирские вопросы»: «...Город сослуживцев, зараженных формой, дисциплиной, инстанцией».
Я назвал лишь тех, кого уже нет с нами, назвал в надежде, что меньше станет равнодушных к их памяти. «Приходит память, чтобы многократно перехлестнуть календари обратно». Хочется верить, что строки Роберта Рождественского окажутся пророческими. Тогда уж наверняка соберут под одной обложкой лучшее из написанного его земляками-критиками. Это будет прекрасная книга об омском театре...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.