Нижний Новгород. Театр в поисках театра

Выпуск № 10-140/2011, В России

Нижний Новгород. Театр в поисках театра
Совместный эксперимент СТД РФ (проект «Авторская сцена») и театров Нижнего Новгорода закончился совместной премьерой «Жульета» по пьесе молодого драматурга Сергея Руббе на сцене Нижегородского театра «Комедiя». Это уникальный, первый опыт такого рода, когда репертуарный театр работает в сотрудничестве с семинаром молодых драматургов и рождается текст, который потом становится спектаклем.
В начале прошлого года Александр Калягин обратился к театру с предложением принять участие в проекте СТД РФ «Авторская сцена». В июне этот проект был успешно осуществлен. В Нижний Новгород приехали пять драматургов с новыми пьесами и руководители «Авторской сцены» драматург Сергей Коковкин и заведующая кабинетом драматургии СТД РФ Ольга Новикова. Была проведена репетиционная работа, и состоялись пять показов: четыре эскиза в театре «Комедiя», один - в ТЮЗе. Показ «Жульеты» тогда прошел в необычной форме - в фойе второго и первого этажей, на парадной лестнице, при входных дверях. Зрители сидели группами и так же группами переходили за актерами с места на место. Все помещения в театре были задействованы, не говоря о малой и большой сценах, весь театр стал одной творческой лабораторией. И группе с режиссером Александром Ряписовым и драматургом Сергеем Руббе просто не оставалось места. Было решено играть в фойе, и театр не пожалел - это был самый живой показ. Даже директора театра Дмитрия Ивановича Коновалова задействовали, дали небольшую роль. Все сгруппировались, стало очевидно, что это интересный проект, уже хотя бы потому, что приехали современные авторы в момент, когда повсеместно театр ищет своего драматурга.
В постановочную группу эскизного показа входили режиссер, автор пьесы, художник и актеры. И такие мобильные творческие группы, созданные на неделю, выдавали результат. Постановка пьесы «Жульета» оказалась самой интересной работой, и театр «Комедiя» взял ее в репертуар. По такому случаю был приглашен режиссер, который осуществлял показ, - Александр Ряписов, это первый его спектакль в театре «Комедiя», он режиссер детского театра «Вера», пять лет назад приехавший в Нижний Новгород после Екатеринбургского института. Была создана полноценная творческая группа с художником, звукорежиссером, специалистом по фокусам. Все было тщательно отрепетировано, и возник полноценный традиционный спектакль, идущий в зале на 450 человек, с декорациями, все как обычно - зрители в зале, актеры на сцене.
Прием новых авторов актерами города был поначалу настороженным. Но когда началась работа, репетиции, показы, произошло единение актеров разных театров: драмы, «Комедии», ТЮЗа, театра «Вера». Актеры, которые участвовали в показе, были на премьере и выходили на сцену, дарили цветы актерам «Комедии», которые теперь уже исполняли их роли.
«Несомненно, интересно, когда новый текст сочетается с новой формой, тогда ломаются устои и стереотипы. Нижний Новгород не избалован экспериментами с внесценическим пространством, - говорит директор театра. - Было искушение так все и оставить. В фойе театра «Комедiя» можно, по-моему, сыграть всего Шекспира и всего Мольера, используя наши арки и колонны, разные уровни. Но нужно подготовить и оснастить эти пространства световыми и звуковыми приборами, разместить зрителя. Мы, когда присутствовали на эскизном показе, ходили вслед за актерами, перегибались через перила, подсматривали, что там происходит.
У нас в зале 450 мест, не считая банкеток и откидных мест, и практически все они на премьере «Жульеты» были заняты. Поэтому в плане эксперимента это возможно, а в плане прокатного репертуарного спектакля... Должны быть соблюдены определенные правила, в том числе, и правила пожарной безопасности. Конечно, традиционная сцена-коробка внесла некую консервативность, некую конкретность: вот актеры, вот декорации, вот зрители - сидят в уютных креслах. Но, несмотря на это, спектакль интересен, и, в первую очередь, сам материал хорош. Пьеса о щемящей, чистой, ничем не замутненной любви. Конечно, и в показе она сильно воздействовала. Именно поэтому мы взяли эту пьесу...
В наше технократическое, циничное время, когда человеком правит расчет и все решают деньги, вернее, их количество, когда все можно купить и все можно продать, тут... такая трогательная девочка, абсолютно не тронутая временем, такая вневременная Джульетта. Она не испорчена, странновата, но искренне любит, не преследуя никаких целей, просто искренне любит. По-моему, наш сегодняшний театр, с его демонстрацией всех неприятностей нашей жизни, устал от этой безысходности. Русский психологический театр, кроме того, что показывал и фиксировал, всегда еще какие-то цели определял: сюда иди, сюда не иди... Нам, по-моему, сейчас очень не хватает этого посыла - как решать нравственные задачи. Мы видим на сцене жизнь, разные ее стороны, но театр, по-моему, еще должен и направлять.
Дай Бог, чтобы этот спектакль имел своего зрителя, не сошел быстро. Я не первый день в театре и знаю, что современные пьесы часто оказываются однодневками. Если, кроме современных реалий, в ней есть хотя бы одна из вечных тем, то это вытягивает пьесу. Но если есть любовь и ненависть, если есть страсти, и в них зритель узнает себя, и его цепляет любовь, даже если он сам в силу каких-то обстоятельств забыл или не знал, что это такое, даже если он сейчас циник... а мы-то с вами помним, что циник - это уставший романтик... И знаем, что театр - это соучастие...»
По приглашению директора «Комедии» Д.И.Коновалова, «Авторская сцена» второй раз будет проходить в Нижнем Новгороде в следующем сезоне. В Нижний приедут новые авторы, и, возможно, на сцене театра появится новый спектакль по современной пьесе молодого драматурга.

Фото предоставлены театром «Комедiя»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.