Новокузнецк. "Да ты, матушка, артистка!"

Выпуск № 10-140/2011, В России

Новокузнецк. "Да ты, матушка, артистка!"
Роль Мурзавецкой в премьере - комедии А.Н.Островского «Волки и овцы» стала бенефисной для актрисы Новокузнецкого театра драмы Вероники Березняковой. 26 мая она отметила две даты: 45-летие творческой деятельности и 40-летие служения Новокузнецкой сцене. Что и говорить, цифры внушительные!
Внушительным стал и весь облик Меропии Давыдовны Мурзавецкой в исполнении Вероники Березняковой: порода, красота, царственность осанки, сочный вкус речи, мощь темперамента, непреклонность нрава. Даже изощренное коварство не затемнило масштаба личности. Да и коварство-то своей героини актриса тонко оправдала любовью к беспутному племяннику, ни разу не уравняв своего зла (во имя и во благо!) с подлостями Чугунова (Андрей Шмаков). Удивительно, что и потом, изобличенная Беркутовым, Мурзавецкая ничуть не суетится, не становится жалкой, а как-то очень живо сокрушается по поводу той беды, которая чуть было не стряслась с нею. Искусство воплощения на сцене тончайших оттенков и противоречий, комизма и драматизма женского характера представлено актрисой во всем великолепии и щедрости ее таланта. Недаром после спектакля она обратилась к публике с волнующими словами о том, что всегда стремится к эмоциональному мосту между сценой и зрителем - главному признаку удавшегося спектакля. Актриса убеждена, что власть над зрительным залом приходит благодаря драматическому опыту судьбы и профессии.
Лучшие роли мирового репертуара, особенно образы героинь Шекспира и Островского, созданные актрисой, доказывают правоту ее убеждения. Удивительный талант заслуженной артистки РФ Вероники Березняковой вместе с ее человеческой неординарностью в любом появлении на сцене позволяет увидеть роскошную актрису.
Надо сказать, что спектакль московского режиссера Анны Потаповой «Волки и овцы», премьера которого состоялась в день бенефиса Вероники Березняковой, был и выстроен вокруг образа Мурзавецкой. В характере одной этой героини переплелись проявления и хищника, и жертвы. По отношению к Купавиной она, безусловно, проявляет волчьи повадки. Но с появлением изощренного хищника Беркутова, которого Евгений Любицкий мастерски снабжает мертвой деловой хваткой под маской мягкой учтивости, Мурзавецкая и впрямь превращается в голубя, который «по зернышку клюет».
Дом ее, представленный обобщенно массивным креслом императрицы, украшен корзинами с яблоками, которыми хозяйка одаривает домочадцев. Время действия приурочено к празднику Преображения, Яблочному Спасу. Однако все пространство сцены - и дом Мурзавецкой, и территория Купавиной - заполнено денежной текстурой того времени: благодатная усадьба изображена на заднике в виде купюры достоинством в 250 тысяч рублей, интерьеры - тоже сотканы из денег (художник-постановщик спектакля - Денис Шуриц из Новосибирска). Деньги правят этим миром. Во имя денег герои уподобляются хищникам, поглощающим своих жертв. В жертву приносятся не только человеческие связи, но и чувства, честь, порядочность. Очень показателен в этом плане Горецкий: молодой артист Александр Коробов блестяще создает образ обаятельного негодяя, чьи критерии - в количестве денег, а радости - в количестве подлостей. И только Лыняев пытается остаться в стороне, однако и он неизбежно попадает в ловушку Глафиры - плотоядной хищницы, в несколько прямолинейном исполнении Ольги Николаенко. Сергей Стасюк играет непривычного Лыняева - еще молодого, умного, порядочного, но уже очень уставшего, ироничного человека. И костюм-то на нем не сидит, и за дело праведное взяться он не умеет. Этакий чеховский недотепа, как, впрочем, и все «овцы» стада сего. Мурзавецкого (Олег Лучшев) деспотизм и опека тетеньки погубили. В сцене его неудачного объяснения в любви Купавиной перед нами лишь на миг мелькает романтическая тень былой личности, но и этого достаточно для острого сочувствия герою. Алена Сигорская, исполняющая роль Купавиной, создает свой образ из парадоксов: жаждущая свободы, она заполняет свое жизненное пространство птицами в клетках, да и сама неотвратимо летит в неволю к Беркутову. Из мечтательной вдовушки в поэтичных одеждах она превращается в деловую леди, закованную в элегантный строгий костюм, идущую замуж со слезами на глазах.
Нет в спектакле Анны Потаповой акцентов, настойчивых связей с современностью, нет оправданий одних героев и обвинений других, нет сегодняшнего антуража. Вне перегруженности деталями и моралью, вне увлеченности новыми формами, без музыки и песен-лейтмотивов - нам бережно и тонко представлен Островский, который звучит абсолютно современно. Под легкий, мелодичный колокольный звон спектакль рассказывает нам о нас самих. Под предводительством блистательной героини, которую прямо не отнесешь ни к хищникам, ни к жертвам. Скорее, просто к людям - живым, грешным, заблуждающимся и все же сохраняющим человеческую суть. Возможно, благодаря лишь силе своей личности. Такова Мурзавецкая в исполнении Вероники Березняковой.
Поздравляя бенефициантку после спектакля, председатель Кемеровского отделения Союза театральных деятелей РФ Владимир Юдельсон вспомнил, как впервые увидел молодую Веронику Березнякову на сцене и потом, за кулисами, сказал ей: «Да ты, матушка, артистка!» И сейчас, по прошествии многих лет, он снова повторил эту фразу...
 
Фото Сергея Косолапова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.