Прокопьевск. Так звучит пустошь...

Выпуск № 10-140/2011, В России

Прокопьевск. Так звучит пустошь...
Первая постановка пьесы «Пустошь» Анны Яблонской осуществлена в Прокопьевском драматическом театре, режиссер-постановщик Руслан Маликов (см. «СБ, 10» № 9-139). В блогах весьма распространенными стали высказывания о том, что российские театры, включающие в репертуар пьесы Яблонской после ее гибели, спекулируют на смерти драматурга. В Прокопьевске решение ставить «Пустошь» было принято за несколько месяцев до теракта в Домодедово.
Но к пьесе. Наш современник - безработный Геннадий Цаплев - уверен, что он римский центурион Гней. Жена главного героя пытается избавить его от навязчивых фантазий. Однако Татьяна (так зовут супругу) ведет себя несколько непоследовательно: то укоряет Геннадия, что он не хочет устраиваться на работу, а то вдруг по первой его просьбе бежит ночью за пивом. Будто в чем-то виновата перед Геннадием... На самом деле, воспоминания главного героя о службе в римской армии - не навязчивая идея. Как выясняется ближе к финалу пьесы, два действующих лица - биоэнергетик Родион Зубко и фракийский колдун - это один и тот же человек. Узнав от колдуна, что ее семье грозит смертельная опасность, Цинтия (имя Татьяны в «римской жизни») заключает с фракийцем сделку. Колдун сохраняет близким Цинтии жизнь, но переселяет семью в другую страну и эпоху.
В качестве современного экстрасенса-биоэнергетика фракиец появляется в «хрущевке», где обитает семья бывшего центуриона. Гнея и Цинтию спасет от колдуна сын-подросток.
На первый взгляд, текст Яблонской напоминает сценарий банального фильма: героя отправляют в прошлое или в будущее, предварительно стерев все воспоминания о его подлинной жизни, однако, к радости зрителей, в конечном итоге ему удается «вспомнить все». Но это формальное, мнимое сходство. В пьесе Яблонской одинаково иллюзорны обе реальности: и постсоветская, и античная. Римское имя главного героя - Гней Сервилий Сципион. Такое имя могло быть только у представителя очень знатного рода, который занял бы в военной иерархии гораздо более высокую должность, чем обыкновенный центурион. К тому же Сервилий - родовое имя Брута, а Гней - Помпея. Как известно, названные исторические деятели с Цезарем враждовали. А в пьесе главный герой не просто служит Цезарю, он его боготворит. Слишком явные несоответствия. Яблонская не могла допустить их случайно.
Значение слов пустырь и пустошь не тождественны. Согласно толковому словарю, пустошь - это место, где что-то было прежде, или, возможно, появится в будущем. Пожалуй, Время в пьесе Яблонской - это что-то еще становящееся, не наступившее. Если позволительно так выразиться, предлагаемые обстоятельства - точка бифуркации.
Художник-постановщик - Ксения Перетрухина. Спектакль идет на основной сцене. Публика проходит через зал и поднимается на подмостки. Взору открывается оголенная сцена: неприкрытые кирпичные стены, штанкеты, лебедка, противопожарный занавес, пульт помощника режиссера. Зрительская часть - подобие советской кухни. Несколько столов. Вокруг каждого стулья полукругом. Кроме того, сесть можно в кресла или даже на кровати. Мебель 80-х годов. Такие же столы и стулья в игровом пространстве, которое занимает вторую часть сцены. За спинами артистов черная яма пустого партера. Римские сцены играются в партере (во время этих эпизодов он освещен). В спектакле есть настоящий огонь (факелы, с которыми выходят фракийцы, служащие колдуну) и живая вода. Этот спектакль не только смотришь и слушаешь, но и чувствуешь, ощущаешь.
Когда зрители занимают свои места, исполнитель роли Центуриона Вячеслав Гардер уже на сцене. Герой Гардера на кухне в домашнем халате. В углу кухни скопление пустых бутылок, они отливают зеленью и образуют неправильную геометрическую фигуру, напоминающую кромку моря. Гардера оглушают две навязчивые попсовые мелодии. Они звучат одновременно, звук идет с разных сторон. Пытаясь избавится от них, как от наваждения, Гардер надевает на голову кастрюлю, издает стон, который переходит в крик. Отражаясь от стен этой посудины, звук получается низким и монотонным. Это камертон спектакля. Музыка к «Пустоши», написанная композитором Андреем Прилепским, - короткая музыкальная фраза, всего несколько нот. Она звучит в той же тональности, что и крик главного героя в начале спектакля. Возникает ощущение, что музыка исполняется на архаичном духовом инструменте. Пустой партер подобен резонатору. Он создает совершенно особое акустическое пространство.
Центурион Гардера и в римских, и в постсоветских эпизодах - резкий, собранный, готовый в любую минуту отразить атаку врага. Ему к лицу доспехи античного воина. Бой почти в полной темноте с противником, которого видит только Цетурион, - один из самых запоминающихся эпизодов спектакля. Ожесточенная борьба происходит и в его собственной душе. Он мучительно и безрезультатно пытается понять, какая из двух реальностей настоящая. В одном из эпизодов Гардер проходит по сцене полностью обнаженным. В этот момент он Человек вне времени и пространства.
В роли Татьяны-Цинтии Ольга Ражева. Цинтия относится к Центуриону с нежностью. Татьяна - уставшая, задерганная, почти отчаявшаяся женщина.
Сына Центуриона сыграл пятнадцатилетний Игорь Тетервак (участник действующей при театре студии «Шпиль»). На первых показах Тетервак был несколько скован, но постепенно преодолел стеснительность.
Фракийского колдуна античной эпохи и современного экстрасенса-биоэнергетика Родиона Зубко играет Юрий Темирбаев. Как только речь заходит об оплате его услуг, с этого героя моментально слетает мистический ореол. Он становится жестким и прагматичным. Роль Темирбаева - актерское и человеческое высказывание обо всех кашпировских-чумаках-малаховых вместе взятых.
Сергей Жуйков занят в роли ассенизатора Николая. Образ, созданный Жуйковым, - это своего рода реинкарнация Иванушки-дурачка из русских народных сказок. Кажется простаком, но, что называется, себе на уме. Единственное место, где пытается работать Центурион, - станция биологической очистки, или, как называет ее сам главный герой, CLOACA MAXIMA. Став напарником Николая, Центурион представляется своим полным римским именем. Герой Жуйкова воспринимает это как нечто обыденное. Николай - тертый калач. В своей жизни он и не такое видел. Целостность этого персонажа - антитеза раздвоенности остальных героев.
Второстепенное действующее лицо - Солдат, принесший Центуриону весть об убийстве Цезаря, - становится одним из ключевых персонажей спектакля. (Узнав об убийстве, главный герой вместе с семьей возвращается из провинции в Рим; именно во время этого путешествия и происходит судьбоносная встреча Цинтии с колдуном.) Эту актерскую работу Георгия Болонева хочется назвать уникальной, штучной. Солдат-Болонев - проводник из одной реальности в другую, олицетворение Рока. Оставшись в игровом пространстве один, Болонев насмешливо всматривается в лица зрителей, почти вульгарно ухмыляется. От этого взгляда и от этого оскала мурашки по коже. Затем дергает веревку, соединенную с наполненной камнями бочкой, которая находится над сценой. Издавая немыслимый, рвущий душу крик, Болонев раскручивает бочку с неимоверной скоростью. Камни грохочут зло и неистово. Так звучит пустошь...
«Пустошь» - второй спектакль в рамках объявленного Прокопьевским драматическим «Года современной драматургии». Открыл этот проект спектакль «Парикмахерша». В настоящее время ученица Сергея Женовача Вера Попова ставит в Прокопьевске пьесу современного польского драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».
А спектакль «Экспонаты», поставленный в Прокопьевском драматическом ныне главрежем этого театра Маратом Гацаловым, стал лауреатом «Золотой Маски» (номинация «Приз критики»).
 
Фото Егора Чувальского

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.