Пане Мюнхгаузен/ V Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова

Выпуск № 10-140/2011, Фестивали

Пане Мюнхгаузен/ V Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова
Одним из гостей Тамбовского театрального фестиваля имени Н.Х.Рыбакова был Национальный драматический театр им. М.Горького из Беларуси, хорошо известный на российских просторах как Русский драматический театр. На протяжении многих лет театром руководил Борис Луценко - режиссер интересный, тяготеющий к классике, в своих интерпретациях всегда точно умевший соотнести прошлое с настоящим. В спектаклях этого коллектива всегда была в самом добром смысле слова предсказуемость - пульсирующая мысль, как правило, превалировала над чувством, и мы погружались в ее глубины, унося после окончания спектакля нелегкое бремя размышлений о несовершенстве мира и человека. Впрочем, конечно же, были и другие спектакли, но для меня почерк Бориса Луценко - это, в первую очередь, интеллектуальное напряжение, настоятельно требующее твоего личного решения проблемы.
Сергея Ковальчика, пришедшего в театр на смену Луценко, в белорусской прессе называют самым молодым и самым перспективным главным режиссером. Он невероятно энергичен, заряжен положительной, как принято теперь говорить, аурой и отличается совершенно особым, завораживающим обаянием. А еще, как выяснилось уже после спектакля, он фантастически музыкален - поет вместе со своими молодыми артистами и русские, и белорусские песни, да так, что боишься шевельнуться, чтобы не разрушить ненароком это чудо...
На фестиваль гости привезли спектакль по пьесе очень модного ныне драматурга Андрея Курейчика «Пане Коханку» - исторический опус об одном из самых влиятельных и богатых магнатов Великого Литовского княжества Кароле Станиславе Радзивилле по прозвищу «пане Коханку», ибо именно так (что означает в переводе «дорогой», «любимый») именовал он всех окружающих.
Начнем с того, что исторические пьесы стали для нашего театра исключением из правил, особенно если созданы они современными драматургами (впрочем, пишут ли современные драматурги исторические пьесы?), здесь же воплощение идеи началось тоже весьма нестандартно: не драматург принес в театр свою пьесу, а режиссер увлек драматурга замыслом о незаурядной личности, с помощью которой, как считал Сергей Ковальчик, можно «возродить национальное самосознание, ощутить себя самодостаточным народом, который готов к нормальному диалогу с мировым сообществом».
Сегодня многие на пространстве бывшего СССР обеспокоены этой мыслью, мыслью о национальной идее и национальном самосознании, но в основном - на словах. Сергей Ковальчик попытался на деле, с помощью яркой театральности и образности, к этой мысли подойти максимально близко. Далеко не все поняли режиссера - листая белорусскую прессу, довелось прочитать много, на мой взгляд, несправедливых упреков в том, что в спектакле нет ни знания истории своей страны, ни уважения к ее истинным героям и т.д., и т.п.
Полагаю, что это не совсем так, а вернее - совсем не так. Что такое национальный герой сегодня? Каким он должен быть? Что должно отличать его от серой массы? По мысли А.Курейчика и С.Ковальчика, это человек, которому неведом страх высоты (причем высота здесь - понятие достаточно широкое); человек, который верит в то, что люди могут и должны летать, не обязательно в прямом смысле, хотя Пане Коханку требует от своих крестьян стать Икарами. Люди должны уметь воспарять в своих мыслях, чувствах, мечтах - иначе какие же они люди?..
Ростислав Янковский в роли Пане Коханку являет нам подлинного героя - личность, наделенную высокой способностью мечтать, фантазировать, перекраивать жизнь порой ярко и смело, порой нарочито приземленно (он засыпает солью, бывшей тогда на вес золота, парковые дорожки, чтобы дамы могли кататься летом на санях; он выдает по три рубля - огромная по тем временам сумма! - торговцам, чтобы они по утрам забирались на деревья и каркали по-вороньи). Он никогда и ни перед кем не унизится, он будет жить по-своему, несмотря ни на какие пересуды и сплетни. Этакий белорусский барон Мюнхгаузен, только чересчур прямой и честный, как перед другими, так и перед самим собой. Янковский играет крупно, масштабно, так, что в его героя сразу влюбляешься и веришь ему беспредельно.
«Веселье, пиры, спектакли, а страну свою просрали, - с горечью говорит Пане Коханку в финале. - Потому что ползаем где-то внизу, а не летаем. Не видим мир с высоты!»
Это, пожалуй, одно из самых точных определений драматурга и театра - сегодняшнее неумение взглянуть на мир с высоты, сузившееся до минимальных размеров понятие бытия, которое уже совсем не хочется писать с заглавной буквы...
«Художественный вымысел» - так определен жанр этого спектакля, но вымысел, несомненно, чистый и высокий, потому что за ним стоят реальные заботы о том, как именно и в чем обретается национальная идея.
Спектакль Сергея Ковальчика очень выразительно оформлен художником Аллой Сорокиной и специалистами по музыке (Тимур Калиновский и Виктор Скоробогатов), пластике (Геннадий Фомин), костюмам (Мария Герасимович), интересна и работа балетмейстера Анны Мелешиной. Замечательны актерские работы Беллы Масумян (Теофилия Радзивилл, сестра героя, предстает перед нами женщиной с железной волей и подлинной аристократкой крови и духа), Александра Суцковера (король Станислав Август Понятовский), Вероники Пляшкевич (Олеся, юная возлюбленная Радзивилла), а также Сергея Жбанкова, Андрея Сенькина и Василия Гречухина (трех Рыжих, отличающихся превосходной пластикой и серьезным певческим даром).
В одном из интервью Андрей Курейчик сказал: «У белорусов очень мало героев. Нам только предстоит создавать свою мифологию. Пане Коханку - это прекрасный пример истинного белоруса: независимого, свободолюбивого, не поддающегося ни на какой шантаж, отказывающегося иметь дело с подлецами и подонками, какое бы положение они ни занимали. И при этом веселого, доброго, творческого, поэтичного...» Наверное, именно с таких героев и начинается национальное самосознание. Должно начинаться, потому что только крылатые души могут увидеть мир с высоты...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.