О весеннем ветре и улетевших лепестках / V Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова

Выпуск № 10-140/2011, Фестивали

О весеннем ветре и улетевших лепестках / V Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова
Середина мая. Тюльпаны выстроились полками на парад. И даже рододендроны, капризные и теплолюбивые, раскрыли свои роскошные букеты у колонн Тамбовского драматического театра. V театральный фестиваль им.Н.Х.Рыбакова принял в гости семинар молодых критиков под руководством Н.Д.Старосельской. Семинаристы на этот раз не только смотрели спектакли конкурсной программы и обсуждали их в своем узком кругу, но образовали «молодое жюри» на молодежном проекте фестиваля, где были представлены студенческие дипломные спектакли Академии культуры и искусств Тамбовского университета им. Г.Державина и Театрального института Саратовской консерватории им. Л.Собинова. Обсуждение спектаклей было честным, порой противоречивым и, надеюсь, полезным для обеих сторон. Огромное желание, энергию игры, прекрасную речевую технику, умение держать ритм продемонстрировали студенты актерского отделения Тамбовского университета в спектакле «Таланты и поклонники» А.Островского (постановка Валентины Сазоновой). Трудную тему развития юной души от ожесточения на мир к осознанию его непостижимой красоты попытались раскрыть выпускники-тамбовчане в спектакле «Большая история маленькой жизни» по пьесе Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама» (постановка Дмитрия Беляева). Прелестные трогательные графические работы Ирины Прокудиной внесли в эту историю философские мотивы «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери.
Студенты из Саратова привезли драматический балет «Сонеты Шекспира». Однако сонеты здесь явились эпиграфами к сценам из трагедии «Ромео и Джульетта», на пределе своих возможностей протанцованных молодыми драматическими артистами. Сложная хореография педагога и режиссера-постановщика Алексея Зыкова освоена ими на «отлично». Их герои страстно предаются войне под музыку Л.Бетховена, не менее страстно ревнуют друг друга под танго Л.Армстронга, а затем, завернувшись в голубые или розовые махровые халаты, тщательно чистят зубы и умываются в тазиках тех же цветов. Верона шекспировских любовников показана в современной мешанине образов, рожденной клипами и Интернетом: цветы, фонтаны, «античные» вазы, кровные узы, активная жестикуляция и музыка А.Вивальди. Жители этого города, страны или даже планеты давно изгнаны из Рая, они предаются суете и предают свою любовь. Поэтому судьба юных Ромео и Джульетты предрешена - они заплатят за грех своих родителей и подарят надежду на то, что их любовь бессмертна.
Я же благодарна организаторам молодежного проекта на фестивале за полученные впечатления и за мысль, что зря мы порой пренебрегаем дипломными спектаклями в учебных театрах на исходе мая. Афиша Нижегородского театрального училища им. Е.Евстигнеева эту мысль укрепила, когда я оказалась на спектакле кукольного отделения по мотивам пьесы шекспировского «Макбета» (режиссер Борис Фиш). История безумия существа, состоящего из белой головы и шубы на кровавом шелковом подкладе, - невозможно назвать это существо куклой, оно было живым, и когда руки запахивали шубу, казалось, мех очерчивает тело. Вот только места для души в той пустоте не было, и существо не могло остаться человеком. Ведомое пророчествами масок-ведьм под ритм барабанов, подстегиваемое посулами обнаженной спины леди-всадницы, уверенное в своей избранности, оно рвется властвовать над окружающими лицами и живыми телами. Лишь однажды с сомнением и страхом оно оглядывается на артиста-кукловода и гибнет в собственной кошмарной пустоте.
Облетели лепестки парадных тюльпанов, а в душе осталось чувство сожаления о том, что нельзя снова посмотреть эти спектакли, позвать на них друзей и коллег. Они остались в памяти немногих зрителей и в опыте молодых артистов.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.