О чем это?/ "Мертвые души" (Мариинский театр)

Выпуск № 10-140/2011, Премьеры Санкт-Петербурга

О чем это?/ "Мертвые души" (Мариинский театр)
Один за другим Мариинский театр выпускает на основной сцене спектакли, которые публике оказываются скучны. То это «Замок герцога Синяя Борода», хоть и выдвигавшийся на «Золотую Маску», но на текущих представлениях, в отсутствие выдающихся исполнителей, представляющий собой лишь безнадежно мрачные фрейдистские ребусы, которые зрителю только и остается что разгадывать. То «Средство Макропулоса» на чешском языке с либретто, столь перегруженным сложными перипетиями, что ни довольно бледное сценическое действие, ни бегущая строка не спасают от непонимания происходящего; последнее, к тому же, мешает воспринимать прекрасную музыку Яначека. Затем «Мертвые души», спектакль рассудочный и монотонный, способный надолго отвратить публику от музыки Родиона Щедрина.
«Мертвые души» Щедрина с их изысканно сконструированной партитурой - опера интеллектуальная. Здесь нет открытых оперных эмоций, как нет и намека на любовную тему. Тоскливые интонации русских народных запевов - это самое щемящее и человечное. Все остальное - речитация, как вокальная, так и оркестровая, с помощью которой выстроена галерея гротескных образов, сложно сплетены взаимоотношения в небольших и массовых ансамблях, хорошо рассчитано нарастание напряжения, его спад и растворение в финале.
Драматургия, прямо скажем, не самоигральная. За нее можно браться, с определенностью отдавая себе отчет, зачем берешься и о чем собираешься ставить.
Пожалуй, единственное, что недвусмысленно определяет содержание спектакля - это мощная, тяжелая, как сама Россия, конструкция сценографа Зиновия Марголина - деталь телеги, движимая по сцене на несколько метров вперед и на столько же назад, причем мужиками, вручную. Метафора ужасная, если вникнуть. Впрочем, не уверена, что публика вникает. Для нее мощные колеса на сцене - это круто. Но пресловутое «круто» быстро приедается, исчерпав свою крутизну до окончания первого акта. Правда, колеса еще поворачивают экран, на который проецируется то подвижная картинка унылых русских просторов, какую и нынче можно наблюдать из окон «Сапсана», то театр теней, демонстрирующий на протяжении первой картины бесконечные похороны. Кого или чего? А просто так! Графика красивая, навевает что-то культурное, может быть, пушкинского «Гробовщика». И вообще - забавно! Режиссер Василий Бархатов - мастер забавного. Интересных находок у него по спектаклям разбросано немало. Иногда, как в «Шербурских зонтиках», это выстраивается в единое художественное целое. Иногда остается игрушками в руках способного молодого человека.
Но для работы с материалом Гоголя и Щедрина нужна мудрость «не мальчика, но мужа». А так - находки остаются находками. Манилов и Лизанька - пасечники. Сладкой интонацией вещают, медом угощают. Образно. Коробочка - владелица подпольного швейного цеха с наемными азиатками (Лариса Дядькова, одна из немногих, у кого внятная дикция и колоритные повадки). Забавно. Скандалист Ноздрев со всей его пьянью - смешно? Ну, так себе. Но проблема в другом. Что происходит между всеми этими персонажами и Чичиковым в каждом из эпизодов? Если бы не школьные знания да не либретто, так и ничего. Нет действия, нет событий. А потому и скучно. Пожалуй, с одной Светланой Волковой - Плюшкиным режиссеру удалось простроить сцену так, что в ней все понятно. Да эпизод с канцелярскими ящиками, из которых вылезают мертвые души вместо документов, имеет какое-то развитие. Но главное в нем, все-таки, не действие, а трюк.
Наконец, сам Чичиков. Лицо, несмотря на бесконечные переодевания, совершенно безликое. И ничего ему разные сюртуки, демонстративно извлекаемые из кабинки прямо на сцене, не прибавляют. О чем все это? О том, как посредственность с легкостью дурит всех и каждого?
Чичиков, между тем, человек талантливый, по теперешним понятиям - просто блестящий предприниматель. Он хакер, вскрывающий психологическую защиту каждого из своих клиентов! В жизни такие люди, возможно, могут быть незаметными, но в театре нейтральность, отсутствие характерности абсолютно не проходят. Честно говоря, просто жаль Сергея Романова с его хорошими вокальными возможностями: видимо, никаких интересных актерских задач ему не предложили.
Что у Бархатова получилось, так это белый бал с бессловесной балетной дочкой губернатора и белыми скамейками. Но дальше красивой картинки дело не пошло. Важнейшие события - скандал с Ноздревым и разоблачение Чичикова - потонули в однообразии движений хоровой массы.
А третий акт - ну просто выставка туалетных кабинок. Кого Бархатов «мочит в сортире» - и вовсе не понять. Вероятно, птицу-тройку, которая плетется явно куда-то не туда...
Несмотря на участие в премьерных спектаклях маэстро Гергиева, до конца представления досиживали не многие. Что же будет в отсутствие его властной руки?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.