И Маленький Принц в подарок

Выпуск №3-113/2008, Содружество

И Маленький Принц в подарок

Каждые два года, нынче в седьмой раз, промышленный город Днепродзержинск (Украина) становится театральным городом в связи с Международным фестивалем «Классика сегодня». Синее небо, розовые облака. Догадываюсь, что розовые они как раз от промышленности, но как театрально выглядят! Нарочно не придумаешь. Седьмой раз проходит фестиваль, приобретенный опыт ощущается — организация прекрасная. Критик, как правило, не вникает в вопросы финансирования, но иногда вынужден над этим задуматься — только не здесь! И критики, и театры любят этот фестиваль, и здесь любят их. Главный режиссер Днепродзержинского театра им. Леси Украинки Сергей Чулков и директор Маргарита Кудина очень сердечно и артистично принимают гостей и ведут фестивальный корабль по проверенному фарватеру совершенно мастерски. Новый городской глава (очень обаятельный мужчина) Ярослав Сильвестрович Корчевский смотрел каждый спектакль. Уже хорошо с ним познакомившись, я ухитрилась перепутать имя на финальном торжестве. Я назвала его Ермолаем, исходя из чеховских ассоциаций, а отнюдь не только из деловой хватки Лопахина, хотя на его должности без таковой не обойтись, безусловно. Я видела, как искренне он болеет за весь фестиваль в целом, как ревниво переживает за каждый спектакль, как гордится своим городом и театром. Задумалась о таком замечательном факте, что все встреченные мной руководящие лица, от которых во многом зависит положение театра, были исключительно приятными и адекватными людьми. Судя по всему, это от того именно, что встречалась-то с ними в театре. Ничего не могу сказать о тех, кто в театры не ходит.

Открылся фестиваль «Фиалкой Монмартра» Запорожского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.Магара в постановке Виталия Денисенко. На сцене настоящий оркестр и настоящий дирижер. Грандиозно! Программки на украинском, играют на русском. Занятная декорация (художник Ирина Кохан), изображающая мансарду: высокие окна, лесенка в виде клавиш. Молодые, современно одетые герои. Правда, намерение постановщика «осовременить» действие шло вразрез собственно с текстом, который ведь, наверное, можно было бы подредактировать в оперетте, где мелодии несут основную нагрузку. Воспринимать архаичный перевод довольно трудно. Также трудно визуально «ломаются» живые мизансцены, когда герои выходят «в луч» исполнять музыкальные номера. И, кажется, что лучше бы играли по старинке, «костюмно», было бы гармоничней, что ли. Достоверно, с юмором и мастерством сыграл дядюшку Франсуа Александр Гапон, награжденный дипломом «Лучшая мужская роль второго плана». За возрастной парой второго плана наблюдать интереснее, чем за молодыми героями. Пусть их вокал скромнее, но драматическое дарование несомненно и отточено. Не очень понято, откуда и зачем в нищей мансарде появляется сразу несколько с иголочки одетых мойщиков окон. Не очень приятно, когда мадам Арно обмахивается веничком для смахивания пыли, как веером, а Виолетта приглаживает волосы сапожной щеткой. Если у актрисы по каким-то причинам на руке пластырь, то, вероятно, можно надеть перчатки. Не смешно и примитивно, когда в качестве дополнительной комической краски артисту предлагается шепелявить. Во втором акте были представлены возможности балетной труппы театра. Очень красиво, совершенно концертно. Не знаю, как оценить такой спектакль. Как спектакль? Не слились воедино сцены драматические, вокальные и балетные. Балет хорош, вокал не произвел особого впечатления, попытка режиссера выстроить драматическое действие удалась не совсем, хотя достойна уважения. Впечатляет количество людей на сцене. Как шутил кто-то по другому поводу: «как на фресках Сикейроса или в фильмах Бондарчука». Должна все же сказать, что эта «Фиалка» не привела меня в ряды поклонников жанра оперетты, хотя «Карамболину» буду всегда слушать с удовольствием.

В спектакле Николаевского художественного русского театра «Эмилия Галотти» Лессинга в постановке Геннадия Пименова названию фестиваля («Классика сегодня») больше всего соответствовала яркая, смелая, свежая игра и современная трактовка роли Принца, за которую актер Сергей Лозовенко был удостоен диплома «Лучшая мужская роль». Пусть и в мрачное средневековье, веселый брутальный мужчина, еле укрыв чресла простыней, в интерьере с бассейном, более напоминающем современную сауну, нежели термы Каракаллы, в компании полураздетых девиц темпераментно, с юмором «решает вопросы», как говорят сегодня. Напомню фабулу: властитель Гвасталлы принц Гонзага воспылал преступной страстью к юной и целомудренной Эмилии Галотти. В день ее свадьбы он велит похитить девушку. Во время похищения убит юный новобрачный граф Аппиани. Предстоящему бесчестию Эмилия предпочитает смерть. Итак, именно насквозь отрицательному принцу постановщик вручил возможность использовать все приемы современной театральной игры. А именно иронию, общение с залом, раскованную пластику. Получился Калигула, конечно, но чертовски обаятельный и убедительный — и в речах и в поступках. Остальные герои вполне «картонны» и старательно всерьез играют в традициях театра времен Лессинга. Если принц современен, то в его намерениях, на наш сегодняшний взгляд, нет ничего такого уж чудовищного. По сегодняшней логике Эмилия должна бы несколько ближе принять к сердцу смерть любимого, чем теоретическую потерю невинности. Да и отцу логичнее бы убить принца, чем родную дочь. Но они честно и ровно играют логику того времени и довольно мало обращают внимание на главного злодея. Получился спектакль о разности нравственных позиций времен, умеренно назидательный. Местами казалось, что наивный, но в результате — лукавый и неожиданный. Хочется отметить отлично сделанную роль разбойника Анжело Вячеслава Кушикова, который был и мужественным, и опасным, и не до конца раскрытым, загадочным. Также интересно играл Маринелли Олег Мамыкин, но оставалось ощущение, что мог бы играть еще лучше.

Театр для детей и юношества из Темиртау (Казахстан) привез «Яму» Куприна в постановке Михаила Долиненко. Автор инсценировки не указан. Кстати, к «Яме» довольно часто обращаются в последнее время. Особенно любят ее играть театральные учебные заведения. Хорошо бы при подобных постановках держать в памяти образы Манон Леско, например, и Сони Мармеладовой. Зрителю этого не посоветуешь. Как бы мог воспринять этот спектакль зритель, не читавший Куприна? Действие перенесено в наши дни. Современный бордель. Шест для стриптиза, звук моторов, в тексте «баксы, таксисты, десантники». Для труппы с большим женским составом — просто спасение. Девочки много и хорошо танцуют. Ругаются, дерутся, даже кнутом достается Маньке (Валентина Шматенко), симпатичной и звонкой. Куприна нет и в помине, лишь повод поговорить о древнейшей профессии. Разговор этот бесконечен, «Интердевочку» каждый год повторяют по телевизору. Проституткой быть плохо. Все мужики — сволочи. Спектакль удостоен диплома «За целостность женского актерского ансамбля».

«Лесная песня» Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Н.Гоголя в постановке Владислава Шевченко игралась на украинском языке. Я бесконечно благодарна создателям спектакля за наконец открытое счастье наслаждения звучанием этого языка. Он действительно певучий, он музыкальный, он удивительно красивый. И, конечно, гениальной писательницей была эта странная женщина Леся Украинка (вот о ней бы поставить спектакль!). Диплом «Лучшая режиссерская работа» вручен совершенно заслуженно за эту прекрасную, гармоничную постановку. И диплом «За лучшую женскую роль» Татьяна Любченко — Мавка — заслужила безусловно. Она была совершенно прелестна и убедительна. Она была волшебной, как и полагается лесной царевне, она была влюбленной, как самая человеческая девушка. Но так была не готова к человеческим страданиям! Приходили на память строки Лермонтова: «Она страдала и любила. И рай открылся для любви». Она пела и танцевала как ангел. Но нет рая для нее, и не будет рая Лукашу, опоздавшему с раскаяньем. Красиво и грустно до слез. Прекрасно работал весь актерский ансамбль, и музыкально и драматично. Были некоторые странности в оформлении в виде мохнатых шаров, которые часто используются в оформлении витрин мебельных магазинов, и множества висящих веревок. Многовато было и дыма, но куда ж без него сегодня? Все равно, это лучшая «Лесная песня» из всех виденных.

Спектакль из Минска не приехал из-за каких-то таможенных сложностей, и только из-за этого мы смогли увидеть спектакль хозяев фестиваля Днепродзержинского музыкально-драматического театра им. Леси Украинки. Надо признать, неожиданность оказалась приятной. «Руководство для желающих жениться» поставил Николай Кравченко по водевилям А. Чехова «Медведь» и «Предложение». До сих пор Николай Кравченко был мне известен лишь как директор Николаевского театра, а он оказался режиссером, и очень хорошим. Еще одна приятная неожиданность. Спектакль получился изящный, умный, веселый, отменно сыгранный. Сцена почти без декораций: спрятаться некуда, опереться не на что. Первое действие — «Медведь». Вдова Попова в исполнении Юлии Загальской так хороша собой, хороша вневременной классической красотой, что актрисе приходится даже преодолевать этот дар судьбы. У нее столько смен настроения! Надо быть и печальной, пусть и притворно, и жеманной, и гневной, и влюбленной, наконец! Юлия справляется! Не боится быть смешной и иногда глуповатой, становясь от этого удивительно обаятельной. А обаяние — ценнее красоты, для актрисы, во всяком случае. Тем более что и красота при ней. Хорош и Анатолий Вертий — Смирнов. Без полутонов, правда, так их и не написано. Статный, мужественный, весь как на ладони — невозможно не влюбиться. Юрий Маликов замечательно играет заботливого слугу. В нем так и угадывается Фирс. Его Лука так же холит и любит свою барыню, как Фирс Гаева. Артисту роль слегка маловата, он расцвечивает ее различными детальками, иногда, возможно, лишними, отвлекая внимание на себя, но делается это хорошо, а потому — простительно.

Во втором действии — «Предложении» — действие раскрутилось почти до гротеска. Олег Волощенко — Ломов — в безумном парике, сам почти безумный от собственной решимости сделать предложение, от неотвратимости реализации задуманного. В этом состоянии он так грациозно органичен, совершает, помимо текста, столько нелепых, уморительных действий в общении с залом и игре с букетом! Наталья Степановна — Анна Бахмут, напротив, очень приземленная и здравомыслящая девица — вся поглощена хозяйскими заботами, прагматична и наивна до изумления. Она знать не знает, ведать не ведает, в чем причина истерических вспышек ее темперамента. Ярко колоритный папаша Чубуков (его играет совсем иными красками Юрий Маликов) готов включиться мгновенно в любую предложенную игру, он на все готов ради бурления жизни. Режиссером абсолютно точно выстроена водевильная основа и артистами доведена до совершенства. Олег Волощенко награжден дипломом «Лучшая мужская роль», Анна Бахмут — «Лучшая молодая актриса фестиваля», Юрий Маликов — «Лучшая мужская роль второго плана».

Я много ждала от Могилевского областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска (Беларусь). На прошлом фестивале они показали совершенно замечательную сказку. Теперь был представлен спектакль «Пигмалион» Б. Шоу, или почти «My fairy lady», в постановке Сергея Куликовского. До сих пор мне казалось, что эту пьесу делает мюзиклом под названием «Моя прекрасная леди» конкретно музыка Лоу. Кажется так и до сих пор. Предложенный музыкальный-танцевальный и особенно текстовой вариант не выдерживает не то что сравнения, но и просто критики. Достаточно привести так и оставшиеся в памяти строки лирической песни: «Любовь, как призрак, бродит по сосудам». Каково? Помимо собственного музыкально-песенного вклада, авторы спектакля щедро сдабривают действие современными хитами Земфиры и пр. На знакомые песни зритель запрограммированно реагирует. Пока катится знакомый, хороший, надо помнить, текст, все еще ничего. Но за каждой картиной неумолимо следуют танец и песня разной степени ужасности. Режиссер впоследствии сказал, что это были пародии. А зачем они в такой пьесе? И на что, собственно? Анатолий Дворянников играл Хиггинса очень даже неплохо, но как будто все время ощущая себя ах каким классным, но от всего уставшим артистом. Опять же, даже такому «пофигисту» вряд ли пришло бы в голову надеть в Лондоне черные ботинки с белыми брюками. Пикеринг Александра Парфеновича смотрелся уж слишком престарелым для роли, почти рамоли, такого уж ничто не волнует. Роль Элизы взяла на себя главный режиссер театра Татьяна Дорогобед, что на пользу делу не пошло. Сразу видно даму взрослую, серьезную, привыкшую руководить. Никак эти качества не монтируются с разбитной цветочницей и влюбленной девушкой. Дипломом «Лучшая женская роль второго плана» награждена Наталья Кашпур за роль миссис Пирс. Она была органична, убедительна, честна в своей работе.

Луганский областной русский драматический театр был награжден дипломом «Лучший спектакль фестиваля» за «Иудушку» М. Салтыкова-Щедрина в постановке Сергея Гришанина. Спектакль действительно очень хороший. Он какой-то весь ясный. И в смысле понятный, и в смысле светлый. Ясная, лаконичная, точная инсценировка А. Александровича. Ясная выразительная сценография Татьяны Савиной. Ясное, ненавязчивое, но создающее настроение музыкальное оформление Михаила Мордковича. С самого начала чувствуешь себя надежно и спокойно, отличная актерская школа, веет МХАТом, веет традициями, высокой театральной культурой. Каждый знает, что и зачем играет. Все замысленные постановщиком приемы работают сразу и на восприятие, и на конечный результат. Не знаю, хотел ли этого режиссер, но Порфирий в исполнении Дмитрия Витченко не показался мне таким уж привычным исчадием ада. В нем много по-человечески понятного. Ему тоже больно, он тоже страдает не меньше остальных. И не такой уж фарисей — в нем много пронзительной искренности. Такой измененный образ очень важен для современного прочтения, для зрителя. Мы сегодня видели столько горя и настоящего зла, что просто обязаны пересматривать привычные позиции. Никто не есть истина в последней инстанции, но никто и не есть средоточие всех грехов. Виновата и Арина Петровна (Светлана Витченко), и Аннинька (Екатерина Шаповалова), и Евпраксия (Ирина Гришанина). И их тоже жалко. «Милость к падшим» должна проповедоваться сегодня, и классика откликается. «Падение рода Головлевых» неизбежно и не очень-то трогает, а страдания одного человека волнует всегда, особенно, если так хорошо поставлено и сыграно.

Липецкий государственный академический театр драмы им. А.Н.Толстого привез «Вишневый сад» в постановке Владимира Пахомова. Главный режиссер, многолетний хозяин театра, Владимир Михайлович недавно ушел из жизни. Театр в трауре. Мне как-то не по душе в такой ситуации заниматься разбором спектакля. Простите великодушно. Театр-то свою работу сделал, а критик позволяет «душе лениться», но, поверьте, это не лень, а уважение к человеку, внесшему очень большой вклад в российское театральное искусство. Спектаклю был присужден диплом «За вклад в развитие украино-российских театральных связей».

Завершал фестиваль очень неожиданный и замечательный во всех отношениях спектакль Киевского театра пластической драмы на Печерске. Они пластически поставили «Маленького принца». Мне этот принц, честно говоря, поднадоел. Раздражают к месту и не к месту повторяемые сентенции об ответственности за прирученных, о том, что «одно лишь сердце зорко» и т.д., и т.п. И вот, когда все замыленные, от частого употребления утратившие доходчивость тексты исчезли, возникла на сцене удивительная история. Принца обычно с разной степенью убедительности играют или взрослые тетеньки или сильно подросшие пареньки. А ведь он не просто мальчик, он — инопланетянин. В исполнении Марины Пучеровой он — удивительное неземное золотоволосое существо, наполненное неземными по остроте и восприятию чувствами и эмоциями. То, что происходит, — это не танец, не мимика и жест, а именно пластика. Пластика не только тела, но и души. Спектакль, конечно, не совсем детский и достаточно длинный, да еще без антракта. Но это тот почти единичный случай, когда сократить нельзя. Просто потому, что каждую сцену, каждый персонаж отчаянно жалко. Не говоря уж о Принце, как расстаться хоть с одной минутой пребывания на сцене Розы, вот как раз земной и женственной, беспомощной и капризной. И симпатягу Лиса отпускать не хочется. И летчик уже стал родным и близким. Сколько изумительно простых и изумительно действенных приемов! Тоскуя, Принц посылает своей Розе на свою планету бумажные самолетики, запуская их в кулису, из другой кулисы самолетики прилетают прямо ей в руки. Без преувеличения могу сказать, что театр заново открыл и подарил мне вечную сказку Сент-Экзюпери. Помните, Снежная Королева обещала Каю новые коньки и весь мир в придачу? Такое новое прочтение для меня равно открытию нового мира, где я, может быть, умею кататься на коньках. Спасибо вам, гостеприимные хозяева театра — Сергей и Маргарита! Это был и праздник, и отдых, и интересная работа, и новые впечатления, и радостные открытия. Верной дорогой идете, товарищи! Надеюсь, нам по пути.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.