Виктор Проскурин: горжусь сопричастностью

Выпуск № 10-140/2011, Монолог

Виктор Проскурин: горжусь сопричастностью
Прошло 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны и 36 лет со дня премьеры спектакля «В списках не значился» Бориса Васильева, которая состоялась в Театре им. Ленинского Комсомола (в 1975 году он так именовался). Постановочную группу возглавил художественный руководитель театра Марк Захаров. Наш коллектив стал одним из первых, коснувшихся темы начала войны. В 70-е крайне редко появлялась информация о летней поре 1941 года, про тот период старались умалчивать. Военную тему акцентировали на победоносном шествии. Превалировали клише... «бойца с выражением лица победителя». А в театрах актеры - члены КПСС могли отказаться играть роли предателей.
Правда, в конце 60-х появились попытки отказаться от празднично-бравурных трактовок военных действий, но и то в кинематографе и литературе. Марк Анатольевич решил проторить дорогу и на сценические подмостки. Его выбор пал на повесть Бориса Васильева. С Юрием Визбором он создал оригинальную инсценировку. Нашел студента ГИТИСа Александра Абдулова на главную роль лейтенанта Плужникова. Я же уже работал в театре и был назначен на роль Сальникова. Сюжет повести прост: молодой лейтенант после учебы прибыл в гарнизон за несколько часов до начала вторжения фашистов и стал неизвестным защитником Брестской крепости.
В нашем спектакле было много новшеств. Как уже сказал, первое - выбор драматургической основы. Тогда существовал только репертуарный театр. И необходимость включить в афишу спектакль, посвященный 35-летию Великой Отечественной войны, было не обсуждаемой данностью. Так было во всех театрах. Захаров же отыскал не пьесу, а повесть, которая прикасалась к теме, мягко говоря, не желаемой. Создав инсценировку, авторы тем самым и возглавили ряды первооткрывателей.
Далее Марк Анатольевич поставил спектакль, который произвел ошеломляющее впечатление. Помогли и художники Твардовская и Макушенко, которые, что называется, минимумом приспособлений вызывали максимум ассоциаций.
Вслед за автором-фронтовиком режиссер вместе с постановочной группой создал спектакль-исповедь, в котором исследовал, вскрывал, отвечал, анализировал.
ИССЛЕДОВАЛ - истоки: войны, отваги, самоотверженности, патриотизма.
ВСКРЫВАЛ - аргументированно исторические факты.
ОТВЕЧАЛ тем, кто упрекал молодых современников в патриотическом инфантилизме.
АНАЛИЗИРОВАЛ ответственность каждого - и прошлых, и нынешних.
Главные персонажи не нарочито, без ложной патетики, а по-человечески доверительно воплощали лозунг «Ни пяди назад». И показывали, что защитник Родины - особое звание, которое в сложившейся ситуации завершилось Подвигом. Был явлен патриотизм не пафосный, а сакраментальный, генетически заложенный в русском человеке. Мы через своих персонажей высказывали то, что в обычной жизни не произносили... За что получили дополнительные слова признательности от зрителей. Многие благодарили за то, что мы сформулировали и их человеческие ощущения! А это комплимент особо рода.
На наших репетициях мы общались иногда с автором, Борисом Васильевым. Он был для нас тем, кого позже стали называть военными консультантами. В прошлом профессиональный военный, прошедший дорогами войны, Борис Львович подсказывал нам не то, какой должна быть военная выправка или как носить оружие. Писатель передавал нам дух боевого времени и те особые ощущения. Так, я запомнил его рассказ о том, что во время войны существовало образцово-показательное немецкое соединение, которое первым входило во все города. Когда же оно вошло в Брестскую крепость, навстречу немцам выскочил мужик в кальсонах с оглоблей и с криком «Мать вашу!!!», тем самым повергнув врага в шок... И Захаров поставил нам в задачу - выстроить свои роли так, чтобы суметь передать неимоверную энергию, которую выплеснул этот русский мужичок.
Правда, наша трактовка поначалу привела в шок приемную комиссию из Минкульта. Им показалось, что созданные образы противоречат сложившемуся представлению о мужественных личностях. Даже пугали будущими возмущенными письмами от фронтовиков.
Но эти пророчества не сбылись. Видение Захарова было не только новым, оригинальным, но и убедительным, фундаментально обоснованным. Марк Анатольевич художественно адаптировал исторические факты.
Кстати о художественном мировоззрении. Вот недавно был показан телесериал «Брестская крепость» (подчеркну - 70 лет спустя после событий). И у меня - несколько претензий. Создатели пошли по пути документальной достоверности. Конечно, о периоде начала войны мы слишком долго играли в молчанку или врали... И нынешние пытаются воссоздать события. Но только этого мало. Сериал все же не документальное кино... А где же художественное осмысление? Образное мышление? Хотя и такое постижение - приветствую. А то в последнее время многие деятели считают своим долгом, в первую очередь, взять под сомнение героев, на поступках которых воспитывалось наше поколение. Для нас же Плужников и Сальников стали символами всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
А у нынешних главным становится критика, причем часто ничем не обоснованная. Низвергая - предлагай! А то получается лишь самолюбование - вот, дескать, посмотрите, какие мы смелые... Низводят на нет великие примеры, на которые надо опираться, и героев, которыми надо гордиться.
Спектакль «В списках не значился» никого не оставил равнодушным, а для исполнителей главных ролей стал своеобразной стартовой площадкой. С него, скажу, минуя скромность, мой творческий путь двинулся по нарастающей. Первыми были премии, которыми удостоили Александра Абдулова и меня на фестивале «Театральная весна» 1975 года.
 
Фото предоставлены Театром Ленком

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.