Каждый раз творить вновь / Василий Шур (Оренбург)

Выпуск № 10-140/2011, Лица

Каждый раз творить вновь / Василий Шур (Оренбург)
Артисту Оренбургского драматического театра им. М.Горького Василию ШУРУ в 2011 году исполнилось 75 лет!
Оренбургские театралы помнят многие его роли: это Генерал («Король Матиуш» Я.Корчака), Командор («Дон Жуан» Мольера), граф де Пийеман («Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э.Шмитта), приказчик Паротя («Хозяйка Медной горы» по сказам Бажова)...
Майор Васин в исполнении Шура («Русские люди» К.Симонова), как отмечено в одной из рецензий, «берет за душу не криком, а благородством»; образ генерала Эттингена («Олимпия, или Меня любил король» Ф.Мольнара) создан артистом с помощью водевильных красок, чем украсил «старомодную историю»; губернатор острова Святой Елены («Корсиканка» И.Губача) наслаждался властью над поверженным императором, во всем следуя букве закона... Образы запоминаются не только благодаря какому-то удачному штриху, найденному артистом, яркой краске, органичной выразительности, но и из-за умения держаться в ансамбле, находить для персонажа единую природу чувств.
В идущем репертуаре театра - роль Сорина в чеховской «Чайке», одна из его любимых. Театровед Евгения Павлова в книге «Театр во времени и время в Театре» отметила: «Кажется, что в «Чайке» вдвое больше героев, чем было у Чехова. Это оттого, что все они активны, полны не прерываемой сюжетом жизни. Как бы ни острил доктор, драма Сорина - «человека, который всегда только хотел», остается драмой. Отличная роль у Василия Шура! «Чайка» на сцене Оренбургского драматического театра, безусловно, стала актерским триумфом».
Ярослав Мудрый («Ярослав Мудрый» П.Рыкова) - сложная роль и по внешней выразительности, и по драматическому переживанию. Практически весь спектакль персонаж Василия Шура находится на сцене и держит на себе внимание зала, а это требует немалой энергетической концентрации, что под силу лишь опытному, харизматичному артисту. В этом спектакле у Василия Павловича есть еще одна роль - летописца Чернеца. Этот образ сделан им не менее рельефным, чем князь Ярослав, а по художественному уровню - не менее значимым.
Генерал Белобородов в «Капитанской дочке» по повести А.С.Пушкина в исполнении Василия Павловича - колоритный образ преисполненного гневом народного военачальника. Шагом к иному жанру и иной эпохе стала для артиста роль сэра Уильяма Нельсона в бенефисном спектакле «Клинический случай» Р.Куни. Не боясь быть смешным, В.Шур создал образ главного хирурга клиники, который известен своей строгостью, но которому и ничто человеческое не чуждо. Одна из последних работ актера - роль слепого старика Антонио в спектакле по мотивам произведений Тонино Гуэрры «Берег неба». Семенящая походка палочка впереди, нащупывающая дорогу, осторожность замершей улыбки, растерянность при известии о смерти - краски, найденные артистом для своего персонажа, одетого в старый вязаный жилет с неровно пришитыми карманами, создают запоминающийся образ наивного и жалкого жителя Кантозе.
« Когда думаешь над ролью, это процесс не выключаемый, - говорит Василий Шур, - где бы ты ни находился - роль преследует и неотвязно мучает тебя. В этом обреченность «избранных». Первый, пятый, двадцать пятый - спектакли должны быть разными. Не нарушая заданного режиссером рисунка, актер вправе обогатить своего персонажа новой интонацией проживания роли. Она рождается от размышлений, а не от однообразия или единообразия».
И Василию Павловичу удается с каждым новым показом спектакля представить своего героя глубже, богаче, сложнее, раскрыть в нем новые краски, вдохнуть свежую мысль. Если однажды пауза в полторы секунды казалась затянутой, то в другой раз три секунды могут быть совершенно оправданны. Актер в каком-то смысле - маг, каждый раз творит вновь!

Василий Павлович Шур родился и вырос в белорусском Полесье. В годы Великой Отечественной войны, когда отец и старший брат были на фронте, вместе с мамой, братьями и сестрами скрывался от фашистов в лесах, жил в землянках, научился стоически переносить голод и холод, с радостью ходил за несколько километров в школу, желая учиться, учиться, учиться. Детство насытило мальчишеский ум сильными впечатлениями. Вероятно, способность глубоко чувствовать и проживать чужую боль как свою, зародилась именно в то тяжелое время. А спустя годы выпускник филологического факультета Калининградского педагогического института Василий Шур поступает в Школу-студию МХАТ сразу на второй курс. В 1958 году заметил Шура среди студентов института главный режиссер Калининградского областного драматического театра Зиновий Яковлевич Корогодский и предложил ему поступить в студию при театре, доверил молодому человеку сыграть Геннадия в спектакле «В поисках радости». Эта роль стала отправной точкой его театрального пути. Она же принесла молодому артисту и первую победу - диплом и приз смотра молодежных спектаклей страны. Следующей актерской работой была трагическая роль центрального нападающего Бельтрана в спектакле «Центр нападения умрет на заре» А.Кусани.
Педагогами и нравственно близкими для него людьми в Школе-студии стали В.К.Монюков, В.О.Топорков, В.З.Радомысленский, В.Я.Станицын, К.Н.Иванова-Головко, В.М.Невинный, О.Г.Герасимов. С ними связаны яркие воспоминания. В те годы Василию Шуру посчастливилось встретиться с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Евгением Евтушенко, творчество которых волновало поколение «шестидесятников». Учеба завершилась в 1963 году. Перед воодушевленным молодым человеком лежала вся страна. Это был возраст счастья и дерзких планов очарованного театром странника!
Еще мальчиком он отчаянно мечтал поездить по стране. И вот мечта осуществилась. Актер сменил более десяти городов: Калининград, Свердловск, Минск, Шахты, Ижевск, Ульяновск, Магнитогорск, Серов, Махачкала...
«Я всегда был легок на подъем», - вспоминает В.Шур. Однажды в пору учебы в Школе-студии, читая книгу режиссера А.Д.Дикого, он наткнулся на такую мысль: пока актер в силе, он должен, как летчик-испытатель, иметь как можно больше налетанных часов в своих творческих поисках. «Налетанными часами» в жизни Шура оказались сыгранные на разных сценических площадках России роли: Колычев в «Василисе Мелентьевой» А.Островского, Давыдов в «Поднятой целине» М.Шолохова, Бетховен - «Наедине с судьбой» П.Павловского, Георгий Димитров - «Красное и коричневое» И.Радоева, Сагадеев - «Тринадцатый председатель» А.Абдуллина, капитан Чурсин - «Он и она» А.Штейна, Филимонов - «Аморальная история» Э.Брагинского и многие другие. Эти персонажи не просто пополняли актерский багаж, но и награждали новыми ощущениями, давали возможность покопаться в природе человеческих поступков, понаблюдать за становлением характеров.
- Сейчас я уже не в поисках, а, скорее, в сомнениях, - признается артист. - О своих поисках я не жалею, потому что каждый переезд в другой театр - это маленький трамплин для прыжка. А сейчас - период подведения некоторых итогов прожитого и пережитого.
Какой артист не мечтает стать режиссером!? При очередном таком «прыжке» Василий Шур был приглашен главным режиссером в Серовский драматический театр им. А.П.Чехова, в один из металлургических центров Урала. К становлению репертуара Серовского театра, комплектации труппы В.Шур отнесся со всей ответственностью. Специальная комиссия от ВТО, посмотрев «Игру в фанты» Н.Коляды, «Звезду немого кино» И.Ольшанского, «И был день» А.Дударева, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, высоко оценила постановочный уровень спектаклей и подтвердила его профессионализм. Сохранилась рецензия на постановки В.П.Шура в газете «Краснокамская звезда» (1989): «Выраженное через сценографию творческое кредо главного режиссера театра: это в остросовременных коллизиях, в самых экстремальных ситуациях проявить истинное отношение человека к добру и злу, познать глубинный смысл и цель его повседневного существования. И вполне понятно стремление не избегать прямых ответов на задаваемые вопросы, ведь театр в любое время был и остается школой нравственности».
Пьеса Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий» на сцене Дагестанского республиканского русского театра в Махачкале была поставлена в 1992 году. Исполнителем роли Ромула был В.Шур. Философская метафора автора и режиссера Э.П.Асланова об императоре, сознательно погубившем свое государство, после августовских событий 1991 года явилась поводом серьезно осмыслить крушение советской империи. На театральных подмостках Ромул Шура, наделив своего героя узнаваемыми чертами «великих» современников, разоблачал Римскую империю. Э.П.Асланов на премьерной программке написал: «Уважаемый Василий Павлович! От всего сердца благодарю Вас за труд, труд огромный. Ценю в Вас это устаревшее для артистов качество. Так держать! Ну а самое главное - с творческой удачей! Рад за Вас, рад за себя! Авве Цезарь!!!» Роль Ромула стала этапной в творческой деятельности артиста и вновь трамплином. На этот раз - в Оренбург!
Сегодня под художественным руководством Рифката Исрафилова в Оренбургском драматическом театре выстроен сильный репертуар. В нем спектакли по произведениям классики, постановки современной драматургии, получившие признание не только оренбургских театралов, а еще зрителей и критиков всероссийских и международных фестивалей.
Василий Павлович Шур не раз принимал участие в фестивальных и гастрольных поездках театра. В спектаклях, где занято сразу несколько поколений артистов, всегда интересно увидеть ансамбль. Этого добиваются режиссер и исполнители благодаря мудрости старших и стремлению молодых.
Хотя Василий Павлович порой сокрушается, насколько профессия актера подневольная, ему за годы служения театру удалось сбалансировать для себя степень «подневольности» и творческой свободы. «Режиссер, какой бы школы он ни был, использует свои методы в работе. Если он прямолинеен - я буду гибким. Важно добиться сценической правды и понимать конечную цель всех творческих поисков», - говорит актер, за полвека создавший сценических персонажей в 115 пьесах.
Василий Павлович в свои 75 сохранил чуткость к профессии и доброжелательность к молодым коллегам, а еще - объективность в суждениях о театральном искусстве и способность сомневаться...
Накануне своего юбилея он пошутил (или сказал серьезно): «В Оренбурге я обрел свою последнюю гавань». Желаем артисту творческого беспокойства и душевного тепла в оренбургской гавани и, конечно, крепкого здоровья и новых достижений в профессии!
 
Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.