Театральный звонок в Капри/ Международный проект "Театральные звонки" (Капри)

Выпуск № 10-140/2011, Содружество

Театральный звонок в Капри/ Международный проект "Театральные звонки" (Капри)
Остров Капри - одно из немногих мест современной Италии, руководство которого активно поддерживает развитие культуры. «Остров искусства», как его часто называют, пользуется огромной популярностью, привлекает внимание туристов и путешественников со всего мира.
СПбГАТИ, Консерватория им. Н.Римского-Корсакого (Санкт-Петербург) совместно с N-STUDIO (Швеция), Коммуной города Анакапри, а также при участии фонда им. А.Мунта (Швеция-Италия) в этом сезоне продолжили осуществление своего интересного проекта.
Напомним, что в 2009 году здесь состоялась премьера спектакля по новеллам Дж.Боккаччо «Декамерон» в режиссуре Александра Нордштрема. Студенты мастерской В.М.Фильштинского Антонио Виллани и Алессандра Джунтини настолько запомнились зрителям, что коммуна города Анакапри настаивала на повторных выступлениях и расширении репертуара.
Нынешний проект под названием «Театральные звонки» включил восстановленный «Декамерон» (к прошлым исполнителям прибавилась обаятельная непрофессиональная актриса Марта Кутоло), спектакль «Между небом и землей» на тексты Ф.Петрарки (сонеты из «Книги Песен» и отрывки из книги «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), спектакль «Легенда о Сан-Микеле», в основе которого книга Акселя Мунта, знаменитого шведского невропатолога и психотерапевта (сценарий Александра Нордштрема и Антонио Виллани) и оперу «Служанка-госпожа» Дж.Перголези при участии студентов консерватории Софии Волковой (Санкт-Петербург) и Джозефа Лия (Мальта).
«Декамерон» в этом году утратил динамичность и напоминал литературный театр, однако на актерские импровизации зритель реагировал живо.
Абсолютно иным оказался спектакль-хэппининг «Легенда о Сан-Микеле». Шведский врач, обладавший незаурядными способностями, занимавшийся гипнозом и лечением представителей элиты, а также королевского двора, воплотил в жизнь свою мечту - построил собственную виллу Сан-Микеле на месте, где располагалась одна из вилл Тиберия, и превратил ее в музей античных памятников. По его наказу, вилла всегда открыта для всех желающих, а люди искусства всегда могли найти в ней приют и временный ночлег. Антонио Виллани, исполнявший роль доктора Мунта, радушно проводил посетителей музея - зрителей спектакля по всей территории виллы. Облаченный в строгий костюм светлых тонов - в подобном можно видеть самого Мунта на фотоснимках, в соломенной шляпе, очках и с тросточкой, он стал своего рода гидом для зрителей, зачитывая выбранные места из книги доктора Мунта, органично и свободно беседовал со зрителями. В эти моменты другими актерами разыгрывались сцены, описанные в «Легенде о Сан-Микеле»: например, эпизод приема женщины, страдающей невротическим расстройством, или случайная встреча доктора с милой простой девушкой из городка Анакапри. Завершалось действие в капелле, где вокалисты и Михаил Гольдштейн (фортепиано) исполняли произведения любимого композитора Акселя Мунта Ф.Шуберта.
Спектакль «Служанка-госпожа» по опере Перголези проходил на центральной площади города Анакапри (с неизбежными потерями). Артисты достаточно свободно общались со зрителями напрямую. Наверное, это был наиболее удачный режиссерский ход, учитывая специфику итальянского зрителя, узнаваемость сюжета оперы и его комичность. Александр Нордштрем попытался осовременить оперу: один герой появлялся перед зрителем в черных солнечных очках и с рюкзаком за плечами, другой - в современной полицейской форме и мотоциклетной каске.
Спектакль «Между небом и землей», как и «Декамерон», игрался маленькой круглой сцене, построенной на самой вершине одной из центральных гор Анакапри (400 м над уровнем моря). Именно об этом спектакле можно говорить как о полноценной театральной постановке. Александр Нордштрем удачно выбрал наиболее значимые сонеты и соединил с фрагментами одной из наиболее спорных книг Петрарки, построенной в форме канонического диалога между поэтом и Августином в присутствии молчаливой Истины. Петрарка не сообщает фактов своей биографии. Он обсуждает свой характер и нравственные принципы. Августин, выполняющий функции совести, находит у Петрарки все новые и новые грехи и пороки, которые тот сначала отрицает, а затем признает и раскаивается. Признавая себя виновным, Петрарка, тем не менее, не может и не собирается стать другим: «Я постараюсь изо всех сил остаться при себе, соберу разбросанные обломки моей души и усиленно сосредоточусь в себе», но «не могу обуздать своего желания». В диалоге много античных аллегорий и цитат из Цицерона, Вергилия, Горация, Сенеки и Ювенала. Исповедь Петрарки - способ примирения с самим собой, принятия своего «Я» со всеми его противоречиями.
На сцене разбросано множество исписанных листов, Антонио Виллани, исполнитель роли Ф.Петрарки, спешно записывает что-то на клочке бумаги. Актер одет в будничную одежду - футболку и брюки. Он начинает зачитывать написанное... Все дальнейшее действие - раскрытие метущейся души поэта. Истина (Алессандра Джунтини), в спор с которой вступает Петрарка, оказывается его полноправной собеседницей. Виллани, наделяющий своего героя тонкой душой, неуверенностью, искренен на сцене. Его Петрарка разрываем несоответствием мира мечты и мира реального. Он мечется по сцене, зачитывая Истине стихи, слушает внимательно ее ответы, обхватив голову руками или сжавшись на стуле. Их разговор - вечный спор человека с самим собой, с Богом. Истина в какой-то момент словно остановлена словами Петрарки - и вот мы видим двух героев, находящихся в равном положении поиска. Антонио Виллани неизменно хорош в образах неврастенических героев. Вся его природа выдает сходный конфликт, что придает его персонажам особую жизненность и исповедальность. Невольно рождается ассоциация с героем знаменитого чеховского рассказа «Палата № 6».
В спектакле также звучит музыка в исполнении Михаила Гольдштейна, поют София Волкова и Джозеф Лия.
«Между небом и землей» прошел как на одном дыхании. Поэзия и мысли Франческо Петракри словно родились заново, обнажив свою вечную природу. Тогда и прозвучал первый Театральный звонок...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.