Иркутск. Вернуться в детство

Выпуск № 1-141/2011, В России

Иркутск. Вернуться в детство

Порой так хочется вернуться в детство, почувствовать беззаботность и легкость, увидеть, как мир переливается всеми красками, и верить, что за каждым поворотом таится волшебство... Побывав на премьерном спектакле «ОЧЕНЬ маленькие небылицы для ОЧЕНЬ больших зрителей» Иркутского театра кукол «Аистенок», понимаешь, что мечта эта не так уж недосягаема.

Постановка главного режиссера театра Юрия Уткина весьма необычна. В первую очередь потому, что адресована самым маленьким зрителям - от двух до пяти лет. Раньше «аистята» никогда не ставили спектаклей для таких малышей. Остальные спектакли театра рекомендуется посещать не раньше трех-четырех лет. Но во всем мире развивается тенденция приобщать детей к театральному искусству с самого раннего возраста, вот и иркутские кукольники решили не отставать.

Игровое и сценическое действие «ОЧЕНЬ маленьких небылиц» проходит прямо в фойе, которое, как по мановению волшебной палочки, преображается в малую сцену. Оригинальная сценография (художник Евгения Шабанова) воссоздает атмосферу дворика детства - собирательный образ, который навеет дорогие воспоминания и мамам с папами, и бабушкам-дедушкам, ну и, конечно же, детям! Побывать на спектакле одновременно могут не более 40 зрителей, поэтому спектакль пополнит афишу программы «Семейный просмотр».

Эта программа опробирована в театре кукол «Аистенок» уже давно, была успешно представлена на I Межрегиональном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот». Формат «Семейного просмотра» был придуман с появлением спектакля по сказкам Д.Биссета «Тигренок в чайнике» (постановка Сергея Иванникова). Спектакль играется в будние дни, вечером, и иногда по выходным для 40 зрителей. Это семьи с детьми, с которыми до и после спектакля дополнительно проводится психолого-педагогическая работа. Специалисты в области детской психологии общаются с ребятами, готовят их к восприятию спектакля как произведения искусства, помогают выразить свои чувства художественными средствами - в лепке, рисунке, аппликации... А после спектакля все зрители собираются за круглым столом, чтобы вместе выпить по чашечке чая и пообщаться. Отдельные семьи, по желанию, могут получить индивидуальную консультацию психолога. В целом программа получилась очень милой, ею зачастую интересуются родители детей раннего возраста (2-3 года) и младших дошкольников (4-5 лет). Но особенности младшего возраста требуют особой - игровой - формы организации работы и спектакля, созданного на материале, предназначенном специально для малышей.

Сотрудники театра учли потребности зрителей и разработали художественно-творческий проект «ОЧЕНЬ маленькие небылицы для ОЧЕНЬ взрослых зрителей». Проект был поддержан Союзом театральных деятелей РФ в рамках Программы государственной и общественной поддержки театра для детей и подростков под патронатом Президента РФ и при поддержке Министерства культуры РФ. Благодаря гранту СТД на постановку спектакля для детей в номинации «Мастера - детям» проект получил путевку в жизнь. Его программа включает одноименный спектакль по стихотворениям Натальи Томилиной и сопутствующую игровую программу для детей младшего возраста «Строим театр вместе!».

Вот что говорят об этой работе сами создатели.

Юрий Уткин: «Чтобы создать на спектакле доверительную атмосферу, необходимо погрузить ребенка в знакомую и близкую для него ситуацию, либо такую ситуацию, которая быстро станет для него привычной и естественной. Художественное оформление воссоздает атмосферу уютного дворика, каждый зритель, и ребенок, и взрослый, узнает в нем «дворик своего детства». При этом зритель оказывается в центре происходящих здесь событий. Этому способствует установка декораций в фойе театра: приходя в театр, зритель сразу «попадает на спектакль» и, с одной стороны, испытывает радостное удивление, а с другой - легко «присваивает» пространство спектакля, а впоследствии и происходящие в нем события. Подспудно это меняет отношение к фойе как к «предтеатру», ведь в театре все важно, театр начинается с вешалки!».

Евгения Шабанова: «Сценография создает для ребенка собственное игровое пространство. Здесь есть и классики на полу, и будто случайно забытые кем-то мячи... Близкие смогут показать ребенку игры своего детства: папа припомнит забавы с мячом, а мама - как прыгать в классики, дедушка запустит бумажный самолетик, а бабушка, может быть, примется надувать мыльные пузыри... Все декорации выполнены по принципу «от простого к сложному», от рисунка к воплощению. Так, нарисованный дом становится «настоящим», и можно даже ощутить присутствие людей, благодаря мелькающим в окнах теням и силуэтам».

Такой принцип косвенным образом способствует развитию способности к целеполаганию - пониманию ребенком того, что он хочет сделать и как. Дети, «присвоившие» пространство спектакля, воспринимают его героев как своих новых знакомых, а происходящие с ними события как истории, которые случаются с теми, кого они знают.

Поскольку внимание детей младшего возраста неустойчиво и им тяжело воспринимать спектакль стандартной длительности с единой сюжетной линией, был разработан сам формат «ОЧЕНЬ маленьких небылиц». Из большого количества ярких и запоминающихся стихотворений детского поэта Натальи Томилиной постановщики выбрали восемь наиболее близких малышам. Эти стихи-истории не только доступны их сознанию, но осуществляют профилактику основных поведенческих трудностей этого периода - застенчивости, страхов, чрезмерной доверчивости к посторонним взрослым и т.д. Как отметили взрослые зрители, побывавшие на премьерных показах, спектакль не только близок малышам, но и помогает им, родителям, в непростом процессе воспитания. Это очень важно, поскольку в младшем возрасте закладываются основы формирования личности и опыт, полученный в это время, во многом определит дальнейшую судьбу ребенка.

А видели бы вы лица детей, играющих с артистами и друг с другом перед началом и после спектакля! С каким восторгом ловят они мыльные пузыри, пускают самолетики, играют в обручи и мячи и строят из мягких объемных форм свои уютные «домики»! Малыши не только играют самостоятельно и со своими родителями, но и в процессе игры непринужденно знакомятся с другими ребятами, учатся общаться. В совместной деятельности мягко закрепляются впечатления, полученные на спектакле: необходимость делиться, помогать друг другу и при этом не мешать, не бояться вступать в общение и прочее, прочее.

Впрочем, и молодые актеры Роман Бучек, Роман Зорин, Диана Бронникова, Наталия Кёрн, Наталия Дюкова играют самозабвенно не только незамысловатые, но бесконечно милые истории спектакля, но и во все детские игры. Задолго до положенного срока они торопят капельдинеров: «Открывайте скорей, мы играть хотим!». И все это потому, что «все мы родом из детства», а Юрий Уткин и Евгения Шабанова изобрели своеобразную «машину времени», которая помогает хоть ненадолго вернуться в самую счастливую пору человеческой жизни каждому, независимо от возраста.

По окончании сценического действия все вместе - актеры и зрители - сооружают из мягких форм «Театр». Постановка игровой задачи строительства «театра» создает условия для формирования зрительской культуры. По ходу «строительства» артисты ведут с детьми беседу о том, что такое театр, каким он должен быть, как следует себя здесь вести. На эмоциональном уровне зрители делают заключение: «Мы участвовали в строительстве театра, значит это НАШ театр!». Таким образом непринужденно достигаются главные цели проекта - приобщать детей младшего возраста к культуре посещения театра, на примере героев спектакля учить соотносить поступки и результаты своих действий, готовить их к более планомерным и осмысленным действиям.

Эта работа, по замыслу постановщиков, может иметь развитие, что вполне закономерно, ведь программа «ОЧЕНЬ маленькие небылицы» оказалась такой живой, что способность к развитию заложена в ней изначально. В ткань программы могут вплетаться новые игры, которые будут знакомить малышей с детским фольклором всех поколений и пробуждать их фантазию, новые игровые задачи и новые формы общения со зрителями - привлечение ведущих педагогов, психологов Иркутска, адаптацию программы для детей-инвалидов и воспитанников домов ребенка с учетом их физических и психологических особенностей.

Премьера спектакля состоялась в дни празднования 350-летнего юбилея Иркутска и стала настоящим подарком маленьким иркутянам и их родителям. Остается только добавить, что если дети научатся в театре созидательному творчеству, то через 50 лет наш город станет еще прекраснее и совершеннее!

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.